Принципы, способы, мероприятия по защите от ЧС

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 23:08, реферат

Краткое описание

На современном этапе основной целью государственной политики в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций является обеспечение гарантированного уровня безопасности личности, общества и государства в пределах научно-обоснованных критериев приемлемого риска.

Содержание

Введение ................................................................................................................ 3
Чрезвычайные ситуации и их классификаци...................................................... 4
1.Понятие ЧС ......................................................................................................4
2.Типы и виды чрезвычайных событий, обуславливающих возникновение
чрезвычайных ситуаций .....................................................................................4
3. Классификация чрезвычайных ситуаций природного и техногенного
характера………………….....................................................................................7
Защита населения путём эвакуации ………….......................................................8
Организация радиационной и химической защиты населения..........................10
Организация медико-биологической защиты населения....................................14
Инженерная защита населения...............................................................................18
Оповещение населения при чрезвычайной ситуации.........................................19
Заключение...............................................................................................................20
Список использованной литературы……………………………………………21

Вложенные файлы: 1 файл

реферат бжд (2).docx

— 254.28 Кб (Скачать файл)

- снижение вероятности  поражения и заражающей дозы  у пассажиров, участников массовых  мероприятий, обслуживающего персонала  и личного состава (готовность  к использованию средств индивидуальной  защиты органов дыхания и кожи, медицинских средств экстренной  профилактики, подготовка к действиям  в этих условиях аварийно-спасательных  сил и средств, готовность системы  оповещения, средств неспецифической  биологической разведки и контроля);

- обучение личного состава  и обслуживающего персонала действиям  по ликвидации очага биологического  заражения.

б) при угрозе чрезвычайной ситуации:

- принятие соответствующей  комиссией по чрезвычайным ситуациям  непосредственного руководства  функционированием подсистемы РСЧС, действующей на месте возможной  чрезвычайной ситуации биологического  характера, формирование, при необходимости,  оперативных групп для выявления  биологической обстановки и оказания  помощи в организации ликвидации  чрезвычайной ситуации;

- представление донесений  об угрозе (прогнозе) биологической  аварии в соответствии с табелем  срочных донесений;

-оповещение обслуживающего  персонала и личного состава  органов охраны правопорядка  о возможной биологической аварии;

- перевод обслуживающим  персоналом и личным составом  средств индивидуальной защиты  органов дыхания в положение  "походное";

- включение в работу  технических средств биологической  разведки и контроля стационарного  типа и подготовка к работе  носимых и передвижных приборов  биологической разведки и контроля;

- приведение в соответствующую  степень готовности сил и средств  ликвидации чрезвычайной ситуации, уточнение планов их действий  и выдвижение, при необходимости,  в предполагаемый район возможной  биологической аварии.

в) при аварии (заражении  опасными биологическими веществами помещений  и территорий):

-уточнение оперативного  прогноза и постановка задач  подразделениям;

оповещение населения, обслуживающего персонала и личного состава  органов охраны правопорядка о биологическом  заражении;

- проведение неспецифической  биологической разведки и контроля  с целью установления факта  применения опасных биологических  веществ, уточнения их токсономической группы, определения границы района биологического заражения;

- обеспечение населения  средствами индивидуальной защиты  и медицинскими средствами экстренной  профилактики;

- эвакуация населения  из районов биологического заражения  в накопители (обсерваторы), если не установлен карантинный режим;

- оказание первой медицинской  и доврачебной помощи пораженным в чрезвычайной ситуации;

- локализация места вылива (выброса), просыпа опасных биологических веществ;

- выбор рациональных способов  обеззараживания (дезинфекции) вылива (выброса), просыпа опасных биологических веществ;

- удаление продуктов обеззараживания  (дезинфекции) на открытом пространстве  или в закрытых помещениях;

- развертывание площадки  для уничтожения опасных биологических  веществ, укупорок и тары, в  которых они содержались (при  необходимости);

- уничтожение опасных  биологических веществ, укупорок  и тары, их содержащих;

- контроль полноты обеззараживания  (дезинфекции) опасных биологических  веществ;

сбор зараженной одежды;

- проведение специальной  обработки средств индивидуальной  защиты, обмундирования и техники,  а также санитарной обработки  личного состава спасателей, участвовавших  в локализации и ликвидации  чрезвычайных ситуаций;

- отбор проб и их  передача в лаборатории сети  наблюдения и лабораторного контроля;

- оказание первой медицинской  и доврачебной помощи пораженным, при необходимости размещение пораженных в специализированных медицинских учреждениях (обсерваторах);

- развертывание технических  средств и проведение дезинфекции,  локализации опасных биологических  веществ, специальной обработки  участков местности, внутренних  и наружных поверхностей зданий, сооружений и техники;

- развертывание пункта  сбора и сбор зараженных средств  индивидуальной защиты органов  дыхания и кожи, обмундирования, одежды, обуви, снаряжения и имущества;

- удаление продуктов обеззараживания  (дезинфекции), оставшихся после  проведения специальной обработки;

- осуществление контроля за состоянием воздуха и поверхностей, подвергшихся заражению;

- проведение санитарной  обработки личного состава аварийно-спасательных  формирований и обслуживающего  персонала, участвовавших в проведении  работ.

При чрезвычайных ситуациях, связанных с угрозой и возникновением эпидемий, важнейшей мерой локализации  опасности распространения болезни  является установление в зоне чрезвычайной ситуации режима карантина или обсервации. При карантине осуществляются организационные, режимно-ограничительные, административно-хозяйственные, санитарно-эпидемиологические, санитарно-гигиенические и лечебно-профилактические мероприятия, направленные на предупреждение распространения инфекционной болезни и обеспечение локализации эпидемического, эпизоотического или эпифитотического очага и последующую их ликвидацию (ГОСТ Р22.0.04-95). Режимно-ограничительные мероприятия при обсервации предусматривают наряду с усилением медицинского и ветеринарного наблюдения проведение противоэпидемических, лечебно-профилактических и ветеринарно-санитарных мероприятий, ограничение перемещения и передвижения людей или сельскохозяйственных животных во всех сопредельных с зоной карантина административно-территориальных образованьях, которые создают зону обсервации.

Одновременно с этим в  целях локализации и ликвидации инфекции усиливается медицинская  разведка внешней среды и охрана источников водоснабжения, проводится экстренная специфическая профилактика, устанавливается контроль за соблюдением противоэпидемического режима, осуществляются санитарно-гигиенические и другие мероприятия, являющиеся по сути дела также составными частями карантинных и обсервационных мер.

 

Инженерная защита населения

Основными инженерно-техническими мероприятиями по защите населения  являются:

- укрытие людей в приспособленных  для их защиты помещениях производственных, общественных и жилых зданий, а также в специальных защитных  сооружениях;

- повышение надежности  систем жизнеобеспечения (водоснабжение,  энергопитание, теплофикация и  др.) при авариях, катастрофах,  стихийных бедствиях и в военное  время, а также устойчивости  жизненно важных объектов социального  и производственного назначения;

- выполнение ряда градостроительных  требований, позволяющих при крупномасштабных  ЧС и применении в военных  конфликтах современных средств  поражения уменьшить количество  жертв, обеспечить выход населения  из разрушенных частей города  в парки и леса загородной  зоны, а также создать условия  для ввода в пораженную зону  аварийно-спасательных сил.

Сегодня основным способом защиты населения от современных  военных средств поражения, от крупномасштабных ЧС, вызванных авариями и катастрофами на химически и радиационно-опасных  объектах, взрывами и пожарами, остается укрытие персонала предприятий  и населения городов в защитных сооружениях.

В соответствии с действующими нормами и правилами по вопросам выполнения инженерно-технических  мероприятий гражданской обороны, а также строительными нормами  и правилами (СНиП) к защитным сооружениям  относятся убежища и противорадиационные  укрытия.

Все убежища должны обеспечивать защиту укрываемых от воздействия избыточного  давления во фронте воздушной ударной  волны 1 кгс/см2 и степень ослабления проникающей радиации равную 1000. Системы жизнеобеспечения должны создать условия для непрерывного пребывания в них расчетного количества людей не менее 2 суток. Противорадиационные укрытия, расположенные в зоне возможных слабых разрушений, рассчитываются на избыточное давление 0,2 кгс/см2 и в зависимости от места расположения должны иметь степень ослабления радиации внешнего излучения от 200 до 10. Последнее для жителей некатегорированных городов, сел и эвакуируемого населения за пределами зон возможного радиоактивного загрязнения.

Фонд защитных сооружений для рабочих и служащих (наибольшей работающей смены) создается на территории предприятий, а для остального населения  — в районах жилой застройки.

В связи со сложным экономическим  положением в стране, а также с  учетом изменившейся военно-политической обстановки в мире строительство  новых защитных сооружений в последние  годы практически почти полностью  приостановилось.

 

Оповещение населения  при чрезвычайной ситуации

Оповещение населения  – информирование населения об опасностях, возникающих при ведении военных  действий или вследствие этих действий, одна из основных задач в области  гражданской обороны . Оповещение о чрезвычайной ситуации это доведение до органов повседневного управления, сил и средств РСЧС и населения сигналов оповещения и соответствующей информации о чрезвычайной ситуации.

Основными задачами, возлагаемыми на систему оповещения, являются:

- обеспечение своевременного  доведения до органов управления, сил ГО ЧС и населения распоряжений  о проведении мероприятий ГО;

- обеспечение своевременного  доведения до органов управления, сил ГО ЧС и населения сигналов  и информации обо всех видах  опасности.

Для оповещения используются различные способы оповещения. В  последние годы проводится большая  работа по использованию автоматизированного  способа оповещения и связи.

В качестве оповещения органов  управления, сил ГО ЧС и населения  применяются:

- стойки циркулярного  вызова (одновременный вызов и  передача абонентам телефонных  станций сообщения, записанного  на магнитный носитель);

-электрические сирены;

-радиотрансляционные узлы (подача программ вещания на  уличные и квартирные громкоговорители, абонентские точки по проводам);

- радиовещательные станции  и телецентры;

- вспомогательные средства (сирены ручного привода, электромегафоны,  подвижные звукоусилительные станции).

На ряде объектов экономики (прежде всего на опасных производственных объектах и др.) создаются локальные  системы оповещения. В населенных пунктах, регионах создается централизованная система оповещения. Кроме того, создаются локальные системы  оповещения населения, проживающего вблизи потенциально опасных объектов (атомных  станций, химически опасных объектов и т.д.).

Основным способом своевременного и надежного оповещения работающего  персонала предприятий (организаций, учреждений), населения при чрезвычайных ситуациях (ЧС) мирного и военного времени является передача речевой  информации с использованием сетей  проводного, радио- и телевизионного вещания.

Для привлечения внимания работающего персонала предприятий (организаций, учреждений), населения  перед передачей речевой информации включаются сирены, производственные гудки и другие сигнальные средства, что будет означать подачу предупредительного сигнала «Внимание всем!», по которому население обязано включить радио, радиотрансляционные и телевизионные приемники для прослушивания экстренного сообщения.

В случае возникновения чрезвычайных ситуаций военного времени органы управления ГОЧС должны незамедлительно довести  до населения следующие сигналы  и распоряжения:

-об угрозе нападения  противника;

- о вооруженной опасности;

-о радиоактивном, химическом  и бактериологическом заражении;

- о приведении в готовность  системы ГО;

-о начале эвакуации.

Ответственность за организацию  и своевременное оповещение населения, и доведение до него необходимой  информации, возлагается на соответствующий  орган управления по делам ГОЧС.

 

Заключение

В данной работе были рассмотрены  основные принципы и способы защиты населения от опасностей, возникающих  при ведении военных действий, вследствие этих действий, а также  при ЧС.

Одним из наиболее распространённых и эффективных является защита населения путём эвакуации. При невозможности или нецелесообразности эвакуации применяются организация радиационной, химической и медико-биологической (РХБЗ) защиты населения. Инженерная защита населения и персонала организаций оказалась наиболее эффективной и приемлемой ещё в годы ВОВ и применяется по сей день, особенно в зонах военных действий.

Информация о работе Принципы, способы, мероприятия по защите от ЧС