Причины возникновения опасных ситуаций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2013 в 16:53, реферат

Краткое описание

В профессиональной деятельности стрессовые ситуации могут создаваться динамичностью событий, необходимостью быстрого принятия решения, рассогласованием между индивидуальными особенностями, ритмом и характером деятельности. Факторами, способствующими возникновению опасности в этих ситуациях, могут быть недостаточность информации, её противоречивость, чрезмерное разнообразие или монотонность, оценка работы как превышающей возможности индивидуума по объему или степени сложности, противоречивые или неопределенные требования, критические обстоятельства или опасность при принятии решения.

Вложенные файлы: 1 файл

Untitleddocument.docx

— 36.48 Кб (Скачать файл)

1. Причины возникновения опасных ситуаций.

В профессиональной деятельности стрессовые ситуации могут создаваться динамичностью событий, необходимостью быстрого принятия решения, рассогласованием между индивидуальными особенностями, ритмом и характером деятельности. Факторами, способствующими возникновению опасности в этих ситуациях, могут быть недостаточность информации, её противоречивость, чрезмерное разнообразие или монотонность, оценка работы как превышающей возможности индивидуума по объему или степени сложности, противоречивые или неопределенные требования, критические обстоятельства или опасность при принятии решения.

Причины возникновения опасных ситуаций и производственных травм, связанных с человеческим фактором, можно разложить по различным уров-ням, а именно:

- уровень индивидуума (врожденные или приобретенные временно или постоянно психические и физиологические характеристики организма);

 

- уровень ближней среды (условия труда, нарушение коллегиальных отноше-нии, неудовлетворительный инструктаж по безопасности труда, жилищные и мате-риальные заботы и т.д.);

 

- уровень общества (недостаточная информированность о профессиональных рисках и их последствиях, изъяны в стратегии организации безопасного труда в отрасли или регионе и т.д.).

 

Если в природе происходит само по себе какое-либо изменение, то необходи-мое для этого количество действия - "наименьшее возможное". По этому же прин-ципу строится человеческое поведение. Если цели можно достичь разными путями, то человек выбирает тот путь, который, по его представлению и опыту, требует наименьшей затраты сил, и на избранном пути он расходует не больше усилий, чем нужно. Это стремление есть частный случай общего принципа наименьшего действия. Именно по этой причине часто рабочие не используют индивидуальные и коллективные средства защиты, пропускают операции, необходимые для обеспече-ния безопасности, но не влияющие на получение конечного продукта, выбирают более легкие, но и более опасные рабочие позы и движения. Появлению стремления экономить силы за счет выбора опасного способа действия способствуют недос-татки в организации труда, техники и технологии. При обстоятельствах, одинаковых для всех работающих, определяющее значе-ние в формировании линии поведения каждого человека имеют его индивидуальные качества, отражающие совокупность социально-психологических и физиологиче-ских свойств. Они включают тип нервной системы, темперамент, характер, особен-ности мышления, образование, опыт, воспитание, самочувствие и т.п. Широкий спектр свойств личности, социальных обстоятельств и производственных условий труда формируют психологические причины сознательного нарушения правил безопасной работы.

 

 

1. Экономия сил - потребность, которая побуждает к действиям, направленным на сохранение энергетических ресурсов. Поведение человека строится по принци-пу "наименьшего действия".

 

 

2. Экономия времени - стремление увеличить производительность труда для выполнения плана или личной выгоды за счет увеличения темпа работы, пропуска отдельных операций, не влияющих на конечный результат труда, но необходимых для обеспечения его безопасности.

 

 

3. Адаптация к опасности или недооценка опасности и ее последствий возника-ют в результате способности человека привыкать к явлениям, осваиваться с ними. Основа фактора "недооценка опасности" - безнаказанность физическая и социальная за совершение неправильных действий.

 

 

4. Самоутверждение в глазах коллег, охота нравиться окружающим влекут за собой рискованные действия, опасность для таких - благородное дело.

 

 

5. Самоутверждение в собственных глазах может быть причиной сознательного игнорирования безопасных методов труда. Часто это объясняется врожденной не-уверенностью в себе или упреками каких-либо лиц, не связанных с конкретным производством.

 

 

6. Стремление следовать групповым нормам трудового коллектива. Это проис-ходит там, где нарушение правил безопасности или технологического процесса поощряется молчаливо или громогласно. Девиз производственной деятельности - "план любой ценой". Выполнение правил безопасности в таких случаях может по-ставить человека в положение "белой вороны".

 

 

7. Ориентация на идеалы. Идеалами могут быть как примерные работники, так и нарушители.

 

 

8. Переоценка собственного опыта приводит к тому, что, зная об опасности и ее последствиях, человек рискует, думая, что его расторопность и опыт помогут быст-ро принять меры для предотвращения аварии или несчастного случая.

 

 

9. Привычка работать с нарушениями, перенесение привычек. Эти "качества" могут быть приобретены на прочий работе или за пределами работы.

 

 

10. Стрессовые состояния, побуждающие человека к действиям, которые, по его убеждению, способны снять это состояние или ослабить. Более сильная форма - возбудимый шок. Человеком движут чувства, а не разум.

 

 

11. Склонность к риску, вкус к риску как личностная характеристика. В психи-ческой структуре некоторых лиц имеется повышенная тенденция к рискован-ным действиям. Такие люди испытывают удовольствие, "поставив все на карту".

 

 

12. Надситуативный опасность (бескорыстный, спонтанный, немотивированный, не-прагматический, опасность ради риска). Явление состоит в том, что субъект, успешно осуществляя какие-либо действия, как бы "вдруг" ставит перед собой поставленная проблема, появле-ние которой не продиктовано ситуацией и прямо не вытекает из нее.

 

В каждом действии человека выделяют три функциональные части: мотивационную, ориентировочную и исполнительную. Нарушение в любой из этих частей влечет за собой нарушение действия в целом. Человек нарушает правила, инструк-ции: либо он не хочет их исполнять, либо он не знает, как это сделать, либо он не в состоянии это сделать.

 

Таким образом, в психологической классификации причин возникновения опас-ных ситуаций и несчастных случаев можно выделить три класса.

 

Нарушение мотивационной части действий. Проявляется в нежелании выпол-нять определенные действия (операции). Нарушение может быть относительно по-стоянным (человек недооценивает опасность, склонен к риску, отрицательно отно-сится к трудовым и (или) техническим регламентациям, безопасный труд не стиму-лируется и т.п.) и временным (человек в состоянии депрессии, алкогольного опья-нения).

 

Нарушение ориентировочной части действий. Проявляется в незнании правил эксплуатации технических систем и норм по безопасности труда и способов их вы-полнения.

 

Нарушение исполнительной части. Проявляется в невыполнении правил (инст-рукций, предписаний, норм и т.д.) вследствие несоответствия психических и физи-ческих возможностей человека требованиям работы. Такое несоответствие, как и в случае с нарушением мотивационной части действий, может быть постоянным (не-достаточная координация, плохая концентрация внимания, несоответствие роста га-баритам обслуживаемого оборудования и т.д.) и временным (переутомление, пони-жение трудоспособности, ухудшение состояния здоровья, стресс, алкогольное опья-нение).

2.Человеческий фактор в обеспечении безопасности полетов.

Межгосударственный авиационный комитет утверждает: более чем в 80 про-центах случаев к авиапроисшествиям приводят "отклонения в действиях авиа-ционного персонала". При этом соче-тание ошибок пилотов, диспетчеров и других спецов повторяются. "Челове-ческий фактор" - эта фраза очень часто мелькает на страницах газет. Невнимательность, отношения между пилотами, ошибочные действия - вот так проявлял себя столь любимый транспортными прокурорами че-ловеческий, а на самом деле лич-ный, фактор в каждом из погиб-ших экипажей.

 

Наиболее яркие известные всем недавние примеры:

 

2 июля 2002 года на борту Ту-154 "Башкирских авиалиний" при возникно-вении опасного сближения и правиль-ном срабатывании аппаратуры предуп-реждения столкновения старший на бор-ту воспринял не ее рекомендацию, а про-тивоположную команду диспетчера. Один из членов экипажа дважды обра-щал чуткость коллег на то, что система предупреждения столкновений ТКАС-Н дает команду, противоречащую указани-ям с земли. Но это оказалось не вос-принято. Старший по должности в кате-горичной форме потребовал осуществить указания диспетчера. Страшный резуль-тат всем известен... Конечно, в данный момент можно только гадать. Но если бы члены экипажа успели обменяться мнениями и приняли более правильное решение со-обща, может, появился бы шанс?

 

За год до этого - 3 июля - под Ир-кутском разбился Ту-154М авиакомпа-нии "Владивостокавиа" со 136 пасса-жирами. Самолет на скорости, менее рекомендованной, выполнял третий раз-ворот, находясь в левом крене. Срабо-тавший сигнализатор большого угла атаки ввел командира в стресс. И когда тот посмотрел на авиагоризонт, ему по-казалось, что самолет кренится впра-во. В итоге он довернул машину ещё сильнее налево - и она свалилась. Вто-рой пилот понял, что командир ошиба-ется, но должной настойчивости не про-явил. Хотя тем самым обрек и себя на погибель...

 

Итоги анализа состояния безопасности полетов в Приобском МТУ ВТ Минтранса РФ за 2001 год подтверждают эту безрадостную статистику.

 

За 2001 г в организациях, подконтрольных ПМТУ, случилось 3 катастрофы и 2 авиационных происшествия (АП) без человеческих жертв. Из них по вине авиационного персонала : 2 катастрофы и 1 АП без человеческих жертв.

 

24.02.2001 года при выполнении транспортного полёта по заявке Ноябрьского УМН с поставленной задачей осмотра газопровода на удалении 158 км и азимутом 60 градусов от аэропорта Ноябрьск произошла катастрофа вертолёта Ми-8Т № 06125 МАП "Авиагарант". На борту находилось три члена экипажа, восемь пассажиров и более 1000 кг груза.

 

Экипаж в составе КВС Фельдера З.Б., проверяющего главного пилота авиапредприятия Рябыкина Г.Н. после осмотра участка газопровода по просьбе представителя Заказчика изменил план полёта и произвёл не предусмотренную заданием посадку с подбором на площадку, расположенную на берегу замёрзшего водоёма с поставленной задачей рыбной ловли.

 

После продолжительной стоянки экипаж произвёл взлёт с поставленной задачей доставки пассажиров и более тысячи килограмм рыбы в г. Ноябрьск. Площадка не соответствовала требованиям для выполнения взлёта в зоне влияния "Воздушной подушки".

 

В процессе взлёта случилось столкновение вертолёта с верхушкой дерева высотой более 20м, на удалении 250м от места взлёта с последующим снижением, столкновением с деревьями и землёй. Вертолёт получил значительные повреждения, один пассажир погиб, три члена экипажа и семь пассажиров имеют травмы различной степени тяжести.

 

Катастрофа вертолета Ми-8 № 06125 произошла в результате его столкновения с деревьями при попытке взлёта с площадки, подобранной с воздуха, и явилась следствием неблагоприятного сочетания следующих факторов:

 

Выполнение взлёта с площадки, не отвечающей требованиям безопасности в части соотношений высоты и удаленности препятствий при взлёте;

 

 

 

неправильный отбор проверяющим Рябыкиным Г.Н. метода взлета по вертолётному в зоне влияния воздушной подушки в условиях возможного возникновения снежного вихря;

 

 

 

неадекватные действия экипажа при возникновении интенсивного снежного вихря, выразившиеся в продолжении разгона вертолёта в зоне влияния воздушной подушки;

 

 

 

несоблюдение членами экипажа технологии работы и должного уровня взаимодейс

т

вия в условиях снежного вихря, в результате чего экипажем была допущена потеря пространственного положения<span class="normal__Char" s


Информация о работе Причины возникновения опасных ситуаций