Проблемы безопасности жизнедеятельности в современном мире

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2014 в 13:29, контрольная работа

Краткое описание

Значимость и актуальность темы «Проблемы безопасности жизнедеятельности в современном мире» заключаются в том, что в окружающем нас мире много опасностей, но они недостаточно рассматривались под углом влияния их на объекты и вызывающие при этом проблемы безопасности. Используя системный подход, необходимо глубоко проанализировать и выделить объекты, на которые воздействуют опасности, а также предложить пути решений проблем безопасности. Решение задач современного комплекса проблем безопасности может быть получено на основе общей теории безопасности.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ......................................................................................................3
1. Понятие безопасности жизнедеятельности
1.2 Безопасность сообщества и духовное здоровье.......................8
1.2 Человечество и угрозы жизнедеятельности...........................10
2. Проблемы безопасности жизнедеятельности в современном мире
2.1 Проблемы окружающей среды...............14
2.2 Деформация социальной средых........16
2.3 Деформация человека
2.4. Тупик техногенной эпохи истории
3. Решение проблем жизнедеятельности
3.1 Безопасность человека как результат жизнедеятельности

3.2 Возможности расширения сферы жизнедеятельности


ЗАКЛЮЧЕНИЕ.............................................................................................24
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ..........................................26

Вложенные файлы: 1 файл

бжд андрей.doc

— 329.50 Кб (Скачать файл)

 

 

2. Проблемы безопасности  жизнедеятельности в современном  мире

2.1  Проблемы окружающей  среды

Деформация окружающей среды. Среди наиболее ощутимых последствий проявления этих процессов:

- превышение допустимого уровня  потребления первичной биологической  продукции (естественное воспроизводство  отстает от потребления);

-    концентрация парниковых газов в атмосфере;

-    сокращение площади  лесов;

-    опустынивание;

- деградация земель, используемых для производства сельскохозяйственной продукции;

-    повышение уровня океана;

- исчезновение многих видов  живых организмов (нарушения состояния  биоразнообразия);

-   качественное (негативное) изменение  вод суши;

-  накопление поллютантов в  средах и организмах, миграция  вредных веществ в трофических  цепочках;

- ухудшение условий проживания  людей, в особенности на урбанизированных  территориях.

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2  Деформация социальной среды

- Урбанизация (в городах живет  более 70% всего населения). В процессе  Урбанизации утрачиваются этнические  и семейные корни и связи, разрушается  этническая структурированность  населения, снижается защищенность  человека. Продуктом урбанизации стала новая общность - масса, которая деформирует как отдельную личность, так и этнос. Город в рамках своего ограниченного пространства концентрирует громадный потенциал социальной энергии. Масса не структурирована, не имеет традиций, неадекватно осознает себя в своих жизненных условиях, а главное, усредняет и обезличивает человека. В массе нет личностей, как нет и духовности. Губительное влияние урбанизации, в первую очередь, испытывают мегаполисные образования (Нью-Йорк, Мехико, Москва и др.), а также государства, где исторически была уничтожена культура коренного населения, часто вместе с коренным населением (например, США), а быстрый темп урбанизации не дал возможности создать духовную общность людей, имеющих разные прародины с весьма различающейся культурной историей.

- Глобальные диспропорции, вызванные  экономическим ростом в развитых  странах и быстрым ростом численности  населения в развивающихся государствах. Рост бедности, безработицы, растущая  аварийность и увеличение числа  инвалидов и больных, распространение алкоголизма и наркомании, рост преступности, лишение детей детства.

- Иррациональность (растущая) массового  поведения: вспышки невиданной жестокости, насилия, организованная преступность, терроризм, в основном носящий  характер государственного терроризма.

 

 

 

 

2.3  Деформация человека

- Дифференцированный человек. Если  продукт урбанизации - масса - усредняет  человека, то технический прогресс - специализирует, так как разделение  труда и специализация исторически  явились важнейшими составляющими технического прогресса. Ограниченно развитый человек не обладает способностями образного восприятия и целостного мышления. Он функционально в общей системе техносферы занимает место робота и в рамках американской «мечты о будущем индустриальной цивилизации» недалеко то время, когда роботы займут свое место, а человек пополнит армию безработных.

- Потеря и подмена ценностей, незанятость души - неразвитость  духа. Приоритет материально-экономических  ценностей привел к их господству  над всеми сторонами жизни индивидуума и гипертрофированно-одностороннему его развитию: максимально развита физическая

-  Распад генома человека.

- Снижение иммунного статуса. Здесь  иммунитет и иммунный статус  необходимо понимать в широком  смысле: от понятия инфекционистов - иммунодефицита как аллергической реакции у населения всех индустриально развитых стран на любые внешние воздействия (пыльца цветов, табачный дым, лекарства и т.д.) до понятий социополитического иммунитета, как у отдельных личностей, так и у целых наций к экстремизму, фашизму, терроризму и т.п.

- Личность формируется не на  основе традиционного общения  с природой, а продуктами, производимыми  в результате функционирования  социума: политикой, средствами массовой  информации, масскультурой и т.п., иначе говоря, замыкается сама, уводя человека все дальше и дальше от его колыбели - Земли и его мегародины - Космоса.

 

2.4  Тупик техногенной  эпохи истории

На определенном этапе системы «человек» и «социум» сошли с траектории эволюционного, гармоничного развития и оседлали траекторию технического прогресса, целью которого является экономический рост, а результатом - общество потребления, со всеми губительными как для природы, так и для человека последствиями. Скорость развития не совпадает со скоростями развития двух других сопряженных систем: «человек» и «окружающая среда». Такая несогласованность с внутренней и внешней средой разрушает устойчивость (гармоничность) как нижестоящей, так и вышестоящей по иерархии систем, приводя их к деформациям, гипертрофированным формам развития и - как следствие - к экологическим и духовным катастрофам. Источником нарушения устойчивости систем стало превышение темпов техногенного развития над темпами эволюционных процессов внешней среды и неадекватность развития человека в его духовно-нравственной ипостаси.

В частности, бездуховный, ограниченный и весьма агрессивный человек имеет сегодня в руках ракетно-ядерный комплекс, способный уничтожить все живое на Земле, он имеет в руках современную генную инженерию (клонирование, создание новых болезнетворных микроорганизмов и т.д.), он обрел технические возможности ведения экологической и метеорологической войны и т.п.

Дальнейшая эксплуатация парадигмы, господствовавшей в мире в XX-м веке, ставит перед человечеством вопрос, что дальше: «иметь» - знак депрессивного и весьма недолговечного (до 30-50 лет) этапа гибели человеческой цивилизации, Цепляющейся за потребительские ценности, или «быть» - и тогда «среда - общество - человек», функционирующая на взаимообусловленной целостности мира - устойчивости всех человеко-природных взаимоотношений - взаимной безопасности человека и природы.

Фундаментальное знание, возникшее как энциклопедическое, создающее целостное представление о мире, исторически не развивалось. Наука убедила людей, что и без «философствования» можно неплохо удовлетворять свои потребности. Интересно, что, как бы в подтверждение живучести этой бесперспективной тенденции, президиум ВАК (Минобразование России) в июле 1998 г. Исключил экзамен по философии из части кандидатских экзаменов. Действительно, человек за многовековую историю цивилизации многое постиг, учась у природы, и многое создал, пользуясь природой как богатейшей кладовой ресурсов, но, увлекшись дарами внешнего мира, увлекшись успехами по созданию своего искусственного мира, человек забыл о том, что внутри каждого из нас имеется еще более прекрасный мир, располагающий сокровищами духа. Забывая о духовности каждой мысли и каждого действия, о духовности постижения ценностей мира, человек быстро мчится к глобальной катастрофе, вооруженный до зубов достижениями научно-технического прогресса последнего столетия.

«Глобальной катастрофе можно противопоставить только глобальное мышление. Нужно оценить мир, в котором мы живем, те степени свободы, которые Природа как высшая по иерархии система установила для социума, координаты и интенсивность нарушения этих границ, избавиться от близорукости, присущей человеку в определении этих целей и приоритетов. Затем, с высоты этой оценки, выстроить мировоззренческую парадигму, позволяющую заглянуть дальше насущных проблем, а не строить прогнозы на основе простой экстраполяции тенденций неправильно оцененного прошлого в ложное будущее, и все это надо делать безотлагательно - время работает сегодня против нас…»

 

 

3. Решение проблем жизнедеятельности

Основной существующий подход, одобренный мировым сообществом - устойчивое развитие. Его основная идея - оптимальное самоограничение, справедливое равноправное распределение ресурсов, остановка неограниченного роста потребления, обеспечение экологической безопасности. Однако, как всякую «прекраснодушную» идею, реализовать ее в конкурентном мире весьма затруднительно.

Другой подход - концепция «золотого миллиарда». По некоторым экспертным оценкам, уровень потребления, характерный для развитых стран, достижим на Земле не более чем для 1 миллиарда человек. Этот подход подразумевает выделение «хозяев мира» - стран, управляющих миром и распределяющих ресурсы для населения, не превышающего миллиард человек. Рост потребления в странах, не попавших в это число, и их возможная экспансия ограничивается «хозяевами» всеми доступными способами. У этого подхода нет явных сторонников, но скрытые, вероятно, есть.

Третий подход - «цивилизационного кризиса», подразумевающий поиск принципиально новых способов и форм приспособления человечества к миру. Существуют и другие предложения по поиску выхода из системного кризиса земной цивилизации, но оптимальный пока не найден.

Тем не менее, мировое сообщество не может бездействовать в ожидании счастливого выхода. Необходима энергичная, согласованная и целенаправленная деятельность всех государств и международных организаций по противодействию нарастающему многофакторному кризису земной цивилизации, угрожающему самому ее существованию. Главное, чтобы предстоящий переход к устойчивому развитию пошел не спонтанно за счет катастрофического разрушения старого, а по разумному плану с минимальным ущербом для человечества и среды его обитания.

Следует отметить, что дополнительные вызовы и угрозы принесет и постиндустриальное общество, идущее на смену индустриальному обществу.

Известно, что каждый новый этап развития человечества приносил для него на базе достижений развития какие-то новые, доселе недоступные блага. Но одновременно, как побочный плод развития, возникали новые вызовы и угрозы. То же происходит сегодня и в рамках постиндустриального общества. Во-первых, в нем сохраняется большинство существующих вызовов и угроз, в том числе природные и техногенные опасности индустриального общества. Во-вторых, появляются новые специфические вызовы и угрозы, часто другого, более высокого порядка.

Прогнозирование - дело неблагодарное, однако характер некоторых опасностей можно предположить. Важное место в производственной и научно-технической сфере постиндустриального общества занимают высокие технологии - в частности, генная инженерия, нано-технология, робототехника, электроника, искусственный интеллект.

Еще одна опасность социально-политического характера - комбинация нанотехнологий и технологий построения искусственного интеллекта позволит создать совершенные производственные роботы и искусственных солдат. Первое чревато небывалой безработицей, второе - непредсказуемыми изменениями боевых возможностей армий и характера войн.

Техногенные аварии могут быть связаны с выбросами гораздо более широкого ассортимента опасных химических веществ, в том числе многих новых, падением на Землю космических аппаратов, насыщенность околоземного пространства которыми постоянно возрастает, утратой огромных объемов информации в компьютерных сетях, потерей контроля над самоорганизующимися и самовоспроизводящимися роботами и т.д.

Возникновение новых опасностей можно связывать с грядущим проникновением профессиональных технологий в быт. Это уже происходит в связи с компьютеризацией, механизацией, автоматизацией работ по дому. Образцами возможных опасностей этого рода может стать множество вызовов и угроз, возникающих с самых неожиданных сторон. Например, на собственной кухне станет возможным приготовить не только самогон и отвар конопли, но и сильнодействующие синтетические наркотики. Это может привести к взрыву наркомании, когда число носителей этого порока сравняется с числом курильщиков. Пока нам трудно представить общество, где 70% молодежи употребляет наркотики.

Надо помнить, что компьютер будущего сможет давать эффективные рекомендации по оптимизации деловой и иной деятельности человека, в том числе о способах добывания успеха за счет множества других людей. Но поскольку этими возможностями будут обладать и соответствующие соперники, оппоненты, конкуренты, потребуется жесткое регулирование отношений между людьми, чтобы изначально исключить широкомасштабные злоупотребления возможностями компьютера. Это придется делать примерно так, как сейчас стремятся исключить злоупотребления оружием. Для этого предстоит сформировать в будущем особую технологическую этику.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.1 Безопасность  человека как результат жизнедеятельности

    Любое животное реагирует на угрозу его жизни защитными действиями. Действия человека, благодаря его разуму, отличаются от инстинктивных действий животных предвидением развития событий, оценкой последствий своих действий, анализом причин опасностей, выбором наиболее эффективного варианта действий.

    На приводимой принципиальной схеме, базовой для теории безопасности, изображены способы обеспечения безопасности, используемые человеком.

   Человек не только разумно защищается в уже сложившейся ситуации (защита), не только, предвидя опасности, старается избежать их, но, установив причины опасностей, своей жизнедеятельностью преобразует окружающую среду с целью устранения этих причин (предотвращение). Под окружающей средой имеются в виду все её составляющие – природная, социальная, техногенная.

    Именно преобразовательная жизнедеятельность позволяет человеку в полной мере использовать разум для повышения своей безопасности.

Информация о работе Проблемы безопасности жизнедеятельности в современном мире