Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2013 в 13:07, курсовая работа
Актуальность темы подтверждается многочисленными работами ведущих ученых, экологов, антропологов, философов, социологов, культурологов и других заинтересованных в данном вопросе лиц.
Цель настоящей работы: раскрыть проблемы взаимодействия общества и природы, найти возможные пути решения этих проблем. В качестве объекта исследования в работе выступают проблемы отношения общества и природы. В качестве предмета работы выступает негативное влияние общества на природу. В связи с поставленной целью представляется необходимым для полного и всестороннего раскрытия таковой, определить необходимость решения следующих задач: исследовать историю взаимодействия человека и природы, определить какое влияние современное общество оказывает на такие составляющие природы, как атмосферу, гидросферу, почвы, растительный и животный мир.
Введение…………………………………………………………………….……….3
Глава 1 Взаимодействие природы и общества.………..……………….………....5
1.1 История взаимоотношений природы и общества……………………………5
1.2 Негативное влияние современного общества на природу. Последствия…………………………………………………………………………8
1.3 Влияние ядерной энергии на природу……………………………………….20
1.4 Пути решения экологических проблем………………………………………23
Глава 2
Заключение
Список использованных источников
В настоящее время все острее встает проблема складирования и хранения радиоактивных отходов военной промышленности и атомных электростанций. С каждым годом они представляют все большую опасность для окружающей среды. Таким образом, использование ядерной энергии поставило перед человечеством новые серьезные проблемы.19 20[Фомичева, Шимова]
В связи с выше изложенным, современное общество заинтересованно в решении назревших экологических проблем. В процессе решения данных проблем, затрачивается огромное количество денежных средств, однако состояние окружающей среды не улучшается, при этом человечество стремительно теряет возможность контролировать, и предусматривать природные явления.
Многие годы человечество
пытается осуществить различные
подходы к преодолению
Представительство Гринпис, появившееся в нашей стране в 80-х годах. Направления работ в Гринпис называются проектами. В российском отделении действуют 10 проектов: энергетический проект (за отказ от ядерной энергетики); лесной проект; токсический проект (против химического загрязнения); проект по раздельному сбору мусора; волонтерский проект. А так же, проект "Всемирное наследие"; Байкальский проект; генетический проект; проект «Экодом»; проект «Чистая Нева». Во многом деятельность Гринпис России оказалась успешной, но недостаточной, чтобы в корне изменить ситуацию.
Партия «Кедр», изначально
имевшая природоохранное
С каждым годом она становится всё более декларативной, туманной и далеко не массовой, что ставит под сомнение эффективность любого «зелёного» движения в государстве.21[Ефимов]
Экологическое неблагополучие большинством российских граждан оценивается лишь, как проблема мусорных свалок и загрязнения окружающей среды промышленными отходами. Но, при всех масштабах информационного и научного пространства, мало кто осознаёт роль экологической культуры в системе взаимодействия человека и природы. Самым существенным недостатком в понимании проблем окружающей среды является несформированное экологическое сознание, определяющее значение поступков индивидов, социальных групп, культуру общества в целом. «Все экологические, социальные и экономические проблемы современной цивилизации лежат в самом человеке – прежде всего в его сознании, которое определяет его действия во всех областях».22[Данилов-Данильян]
Далеко не каждый индивид способен осознать, что экологические проблемы способны возникать, в результате влияния его образа жизни, на экологическую ситуацию как в стране, так и во всём мире.
Конференция ООН по окружающей
среде и устойчивому развитию
в 1992 году в Рио-де-Жанейро
Сегодня все больше стран, в том числе и Россия, присоединяется к реализации концепции «Устойчивого развития», согласно которой человечество должно согласовывать свою деятельность с законами природы, изменять потребительское отношение к природе. Важным условием перехода современного общества к «устойчивому развитию» является формирование у человека экологической культуры.
В «Концепции устойчивого развития России» особо подчеркивается необходимость формирования всеми доступными средствами экологического мировоззрения граждан России, в первую очередь, детей.
С принятием законов Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды» и «Об образовании» созданы предпосылки правовой базы для формирования системы экологического образования населения.24[Конституция РФ] «Указ Президента Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития» соответствующие постановления Правительства возводят экологическое образование в разряд первостепенных государственных проблем. Указанные документы подразумевают создание в регионах страны системы непрерывного экологического образования, первой ступенью которой является дошкольное. Это обуславливает те позитивные изменения, которые наметились в экологическом образовании: расширение рамок экологического образования от ознакомления детей с природой к формированию экологического мировоззрения.
Появляются системы
Актуальными остаются поиски
эффективных стратегий и
Утрата способов существования в природе, возможности взаимодействовать с ней, оторванность от природы неизбежно ведет к исчезновению связи между человеком и природой. Как следствие, накладывается отпечаток на образ жизни ребенка, его поступки.
Любовь к природе, сознательное,
бережное и заинтересованное отношение
к ней каждого человека должны
воспитываться с раннего
Учреждения дополнительного
образования – особая организованная
социальная среда, в которой ребенок
объект и субъект процессов обучения,
воспитания, личностного развития.
Семья – зона ближайшего развития
ребенка, в которой определяющим
фактором влияния являются взрослые-родители,
способствующие посещению ребёнком
культурных, информационных, спортивных,
и других развивающих учреждений.
В настоящее время одними из наиболее
современных развивающих
Формирование начальных
основ экологической культуры у
детей требует включения
Все мероприятия и проводимые
проекты в экологических
1 Сахаров А.Н . История России с древнейших времен до конца XVΙΙ века. М.: Просвещение, 2003
2 Прохоров Б.Б. Экология человека: эволюционный аспект / Эволюционная и историческая антропоэкология.- М., 1994
3 Кууси П. Этот человеческий мир. - М., 1999
4 Криксунов Е.А., Пасечник В.В., Сидорин А.П. Экология, М., 1995
5 Н. В. Гусакова «Химия окружающей среды», Ростов-на-Дону: Феникс, 2004
6Л. В. Тарасов «Атмосфера нашей планеты», ФИЗМАТЛИТ, 2012
7 Степановских А.С. Прикладная экология: охрана окружающей среды, М., 2003
8В.П. Максаковский//Географическая картина мира: в 2 кн. Кн. 1: Общая характеристика мира. – М.: Дрофа, 2004
9 Шахов И.С. Водные ресурсы и их рациональное использование. – Екатеринбург: Изд-во “АКВА-ПРЕСС” – 2000
10 Богдановский Г.А. Химическая экология, М., 1994
11Ю.Н. Ашинов, Т.А. Зубкова и др.// «Почва в современном мире» Майкоп, ОАО «Полиграф-Юг», 2008
12 Акбасова А.Ж., Дуамбеков М.С., Сагинова Г.А. Охрана почвы: Учебник. - Астана: Фолиант, 2008
13 Степановских А.С. Прикладная экология: охрана окружающей среды, М., 2003
14 Общая биология. Справочные материалы, М., 1995
15 П.Д. Хазов, М.Ю. Петрова. Основы медицинской радиологии. Рязань,2005
16 Савенко В.С. Радиоэкология. — Мн.: Дизайн ПРО, 1997
17 Фотин В. П. Перспективы развития атомной энергетики.- М.: Наука, 2004
18 Чернова Н.М., Былова А.М. Экология. Учебное пособие для педагогических институтов, М., 1998
19 Фомичева Е.В. Экономика природопользования: Учебник. – М.: Изд-во торговая корпорация «Дашков и К», 2005
20 Шимова О.С. Экономика природопользования: Учебное пособие. – М.: ИНФРА – М, 2005
21 Ефимов С.В. Характерные особенности современного этапа развития экологического движения в России / С.В. Ефимов // Тезисы докладов / Всероссийского социологического конгресса «Социология и общество», - СПб., 2000.
22 Данилов-Данильян В.И., Лосев К.С. Экологический вызов и устойчивое развитие. – М.: «Прогресс-традиция», 2000.
23 Конференция Организации Объединенных Наций по Окружающей среде и устойчивому развитию. Рио-де-Жанейро 3 - 14 июня 1992г.
24 Законодательство в сфере системы образования. Закон РФ от 10.07.1992г. №3266-1 "Об образовании" (в ред. от 27.10.08 г.)
25 Григорьева Г. Е. Экологическая культура, важный элемент в развитии современного общества[Текст] / Г. Е. Григорьева // Молодой ученый. — 2011
Информация о работе Проблемы взаимодействия природы и общества