Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2015 в 14:16, контрольная работа
Большую часть активной жизни человека составляет профессиональная деятельность в определённой производственной среде, которая, при несоблюдении установленных норм и предписаний, как работником, так и работодателем, может нанести вред здоровью и жизни работнику. Следует дать определение производственной среды: Производственная среда – часть окружающей среды, в которой происходит профессиональная деятельность человека, связанная с вредными (вибрации, шум, гарь, копоть и т.д.) и опасными ( радиация, токсичные пары и т.д.) факторами.
1.Теоретический вопрос "Производственная среда и проблемы ее безопасности.........................................................................................................2
2.Тестовые задания .............................................................................................8
3.Практическое задание......................................................................................10
4.Список использованной литературы..............................................................13
СОДЕРЖАНИЕ
1.Теоретический вопрос "Производственная
среда и проблемы ее безопасности..................
2.Тестовые задания ..............................
3.Практическое задание.......................
4.Список использованной
литературы....................
1.Контрольный теоретический вопрос "Производственная среда и проблемы ее безопасности".
Большую часть активной жизни человека составляет профессиональная деятельность в определённой производственной среде, которая, при несоблюдении установленных норм и предписаний, как работником, так и работодателем, может нанести вред здоровью и жизни работнику. Следует дать определение производственной среды: Производственная среда – часть окружающей среды, в которой происходит профессиональная деятельность человека, связанная с вредными (вибрации, шум, гарь, копоть и т.д.) и опасными ( радиация, токсичные пары и т.д.) факторами. Вредными факторами называют такие условия, которые отрицательно влияют на работоспособность и, вызывают профессиональные заболевания. Опасными называются факторы способные вызвать острые ухудшения здоровья или гибель человека. Характер труда , психологическая обстановка и взаимоотношения в коллективе также могут негативно сказаться на работоспособности или здоровье. Они называются «профессиональные вредности». Опасные факторы разделяются на:
а)химические, возникающие от токсических веществ, вызывающие отравления.
б) биологические. К ним относят факторы бактериального и вирусного характера. Это опасность заражения микроорганизмами, вызывающими патогенные расстройства, биологическими пестицидами, микробными препаратами.
в)Физические. Возникают из-за несоблюдения техники безопасности обращения с колющими, рубящими и режущими предметами. Небрежное закрепление металлоконструкций и других тяжеловесных материалов, находящихся на высоте также могут повлечь тяжкие последствия или даже смерть.
Вредные факторы наносят более лёгкий ущерб. Они подразделяются на: а)физические. Это факторы колебательного воздействия (шум, вибрация и др.), климатические параметры (температура, влажность, атмосферное давление), мощность освещения, статические и динамические физические нагрузки.
б)физиологические (недостаток движения, неудобное положение тела) - нервно-психологические перегрузки (умственное и эмоциональное перенапряжение) Трудовая деятельность и производственная среда непрерывно меняются благодаря использованию новейших достижений в области науки и техники и осуществлению производственных преобразований. В настоящее время существует следующая классификация трудовой деятельности: 1. Полностью ручной труд, требующий больших затрат энергии (4000 – 6000 ккал) в сутки или выше. Ручной труд развивает мышечную систему и стимулирует обменные процессы в организме. Однако, он имеет ряд недостатков. Прежде всего, это низкая производительность труда, связанная с необходимостью перерывов на восстановление физических сил. 2. Не полностью ручной труд с использованием вспомогательной техники. В этом случае от рабочего требуется меньше энергетических затрат (3000 – 4000 ккал), следовательно такой труд более эффективен, так как требует меньше перерывов. 3. Частично автоматизированное производство. При такой форме труда энергетические затраты снижаются, т.к некоторые процессы не требуют участия человека в обработке объекта труда. Но такая работа требует внимательности и нервного напряжения. Физиологическая особенность данного вида работы – быстрота реакции работников по устранению неполадок, возникающих на автоматизированных линиях. 4. Конвейерный труд. Особенность этой формы труда состоит в том, что весь процесс разделен на отдельные операции, которые выполняются в строго определённой последовательности, а все детали подаются автоматически по конвейерной ленте к каждому рабочему месту, что избавляет от необходимости вставать с места и идти за деталью, и, следовательно, повышает производительность труда. Конвейерная работа требует большой слаженности и чёткости действий коллектива. При этом, чем меньше времени тратит работник на выполнение операции, тем монотоннее работа. 5. Управление производственными процессами и механизмами. Человек представляет собой оперативное звено– чем менее автоматизирован процесс управления, тем больше требуется участие человека. Различают два типа управления производственным процессом с помощью пульта управления: которое требует частого вмешательства человека, и которое требует редкого вмешательства человека. 6. Интеллектуальный труд. Этот труд представлен такими профессиями, как художники, архитекторы, конструкторы, диспетчеры, учёные, музыканты, врачи, учителя, программисты, инженеры, писатели и др. Данный вид труда состоит в анализе большого количества разного рода информации, и, как следствие, улучшение памяти и внимания. Однако, кроме положительного влияния есть ещё и ряд негативно действующих факторов например, недостаток мышечной нагрузки, психологическое напряжение, частота нервных срывов и стрессов, раздражительность. Суточные энергозатраты умственного труда составляют 2000 – 2400 ккал. В условиях роста научно – технического прогресса всё больше ценится творческий подход в любой профессиональной деятельности. В наступивший век бурного развития компьютерных технологий во многих профессиях, преимущественно физического труда, увеличивается доля умственного компонента, когда даже функции управления и контроля возлагаются на электронную технику. Умственный труд связан с приемом и переработкой информации, требует напряжения сенсорного аппарата, внимания, памяти, а также активации процессов мышления, эмоциональной сферы. Формы умственного труда подразделяются на операторский, управленческий, творческий труд, труд медицинских работников, труд преподавателей, учащихся и студентов. Они различны по организации и равномерности труда, а также по эмоциональному напряжению. • Операторский труд. В условиях современной компьютеризации очень важны функции управления и контроля за работой производственных линий процессами товародвижения и обслуживания покупателей. • Управленческий труд – труд руководителей учреждений, предприятий характеризуется чрезмерным ростом объема информации, быстрым принятием решения, повышенной личной ответственностью, периодическим возникновением конфликтных ситуаций. • Творческий труд – наиболее сложная форма трудовой деятельности, требующая значительного объема памяти, напряжения внимания, что повышает нервно-эмоциональное напряжение. Это труд педагогов, программистов, дизайнеров, научных работников, писателей, композиторов, артистов, художников, архитекторов, конструкторов. • Труд преподавателей, торговых и медицинских работников, работников всех сфер услуг отличается постоянными контактами с людьми, повышенной ответственностью, часто дефицитом времени и информации для принятия правильного решения, что обусловливает высокую степень нервно-эмоционального напряжения. • Труд учащихся и студентов – это напряжение основных психических функций, таких, как память, внимание, восприятие; наличие стрессовых ситуаций (экзамены, зачеты). Успешное выполнение той или иной трудовой деятельности возможно при обязательном учёте психо — физиологических (умственных, физических, психических и т. д.) способностей человека, проведении необходимых мер по повышению работоспособности организма, создании комфортных условий для трудовых коллективов и отдельных работников. Любой вид трудовой деятельности представляет собой сложный комплекс физиологических процессов, в который вовлекаются все органы и системы человеческого тела. Важнейшую роль здесь играет центральная нервная система. Именно она управляет всеми процессами и системами организма, координирует движения, распределяет нагрузку между группами или отдельными мышцами. Источником химической энергии, превращающейся в механическую работу мышц, является аденозинтрифосфорная кислота (АТФ). Под влиянием нервных импульсов эта кислота взаимодействует с сократительной белковой структурой мышцы, причем происходит диссоциация актомиозина на его компоненты, изменение конфигурации белковых молекул, возникновение электрических зарядов, ферментативное расщепление АТФ миозином и т. д. Именно комплекс всех явлений и ведет к сокращению мышечного волокна, в процессе которого активно участвуют ионы солей, в первую очередь калия, кальция и магния. Во время расслабления мышцы утратившая фосфор АТФ вновь фосфорилируется за счет фосфокреатинина. Затем начинаются процессы гликолиза и окислительного распада глюкозы, сопровождающегося связыванием фосфорной кислоты, отщепленной от АТФ в процессе сокращения. Интенсивность работы мышц напрямую зависит от количества кислорода, расходуемого на окислительные процессы в мышцах. Кислородная задолженность свидетельствует об отставании потребления кислорода во время выполнения работы от потребности в нем. Таким образом, чем меньше поступает кислорода в организм, тем ниже его физическая активность. Кроме того, величина этой задолженности определяет в известной мере длительность изменений газообмена восстановительного периода, т.е. промежуток времени после окончания работы, в течение которого физиологические функции организма постепенно возвращаются к дорабочему состоянию. В процессе физической активности в усиленном режиме работают не только мышцы, но и другие органы и системы организма. Например, увеличивается частота сердечных сокращений, учащение и углубление дыхания Мышечная работа также вызывает, как правило, известное повышение максимального артериального давления; минимальное же обычно возрастает лишь при сравнительно больших физических усилиях. Из биохимических изменений крови обращает на себя внимание динамика сахарной кривой. При работах средней тяжести уровень сахара в крови несколько повышается, причем повышенное его содержание сохраняется некоторое время и в течение восстановительного периода. При значительных энергетических затратах возможна гипогликемическая реакция, свидетельствующая об истощении углеводных резервов организма. Резкое повышение содержания молочной кислоты, сопровождающееся падением резервной щелочности крови, наблюдается при тяжелых работах, производимых в условиях кислородной задолженности. Длительные физические усилия умеренной мощности вызывают только повышение содержания молочной кислоты в крови. Нужно также отметить, что в результате повышения концентрации водородных ионов может ускоряться диссоциация оксигемоглобина, увеличиваться напряжение кислорода в плазме крови и скорость его перехода в ткани. . Благодаря этому при работе значительно повышается коэффициент расхода кислорода. Могут наблюдаться изменения водно-солевого обмена при работе в горячих цехах или при выполнении тяжелой физической работы. При этом значительное повышение деятельности потовых желез может снижать выделительную функцию почек. При тяжелой физической нагрузке возможно торможение секреции и моторной функции желудка, а также замедление переваривания и всасываемости пищи. Тяжелая физическая нагрузка нередко обусловливает понижение корковой возбудимости, нарушение условно-рефлекторной деятельности, а также повышение порога чувствительности зрительного, слухового и тактильного анализаторов. Более лёгкая работа, наоборот, улучшает условно-рефлекторную деятельность и снижает порог восприятия для указанных анализаторов. Некоторые физиологические изменения в организме имеют место при выполнении умственной работы с преимущественным участием высшей нервной деятельности. Умственный труд обычно вызывает замедление пульса и лишь иногда значительные умственные напряжения учащают пульс за счет уменьшения диастолы. При умственной работе повышается кровяное давление, учащается дыхание, увеличивается кровенаполнение сосудов мозга, но уменьшается кровенаполнение сосудов конечностей и брюшной полости. В настоящее время установлено, что продолжительная умственная работа приводит к падению условных сосудистых рефлексов и образованию парадоксальных реакций. При напряженной умственной работе происходят изменения функций дыхательной системы. Напряженный умственный труд вызывает отклонения от нормы тонуса гладких мышц внутренних органов, кровеносных сосудов, в особенности сосудов мозга и сердца. С другой стороны, огромное количество импульсов, идущих от периферии и внутренних органов, от нескольких видов рецепторов (экстерорецепторов, интерорецепторов и проприорецепторов), влияет на ход умственной работы. Мышечная работа при умственной деятельности человека играет большую роль. Установлено, что легкая мышечная работа стимулирует умственную деятельность, а тяжелая, изнурительная работа, наоборот, понижает ее, снижает качество. Имеются данные о том, что для многих представителей творческой умственной деятельности ходьба являлась необходимым условием успешного выполнения работы. Интенсивная работа, как физическая, так и умственная, может привести к утомлению и переутомлению. Под утомлением понимают особое физиологическое состояние организма, возникающее после проделанной работы и выражающееся во временном понижении работоспособности. Один из объективных признаков – это снижение производительности труда, субъективно же оно обычно выражается в ощущении усталости, т. е. нежелании или даже невозможности продолжения работы. Утомление связано с изменениями физиологического состояния всего организма в результате длительной или тяжелой работы, причем определенное значение имеют нарушения, возникающие в центральной нервной системе. При длительном воздействии на организм вредных факторов производственной среды может развиться переутомление, называемое иногда хроническим утомлением, когда ночной отдых полностью не восстанавливает снизившуюся за день работоспособность. Основой для возникновения переутомления служит постоянное несоответствие продолжительности и тяжести работы со временем отдыха. Кроме того, развитию переутомления могут способствовать неудовлетворительная обстановка труда, неблагоприятные бытовые условия, плохое питание. Симптомы переутомления – различные нарушения со стороны нервно-психической сферы, например ослабление внимания и памяти. Наряду с этим у переутомленных людей наблюдаются головные боли, расстройства сна (бессонница), ухудшение аппетита и повышенная раздражительность. Кроме того, хроническое переутомление обычно вызывает ослабление организма, снижение его сопротивляемости внешним воздействиям, что выражается в повышении заболеваемости и травматизма. Довольно часто это состояние предрасполагает к развитию неврастении и истерии. Например, статистические данные свидетельствуют о том, что резкое повышение заболеваемости нервными болезнями среди рабочих на производствах вызвано неудовлетворительными гигиеническими условиями трудовой деятельности. Таким образом, в современном мире уделяется огромное значение вопросам безопасности производственной среды. Одним из актуальных вопросов в настоящее время роботизирование и компьютеризирование, с целью увеличения производительности труда и уменьшения воздействия вредных факторов на человека. Для устранения вредных факторов на производстве внедряются программы, предусматривающие замену устаревших технологий и техническое переоснащение предприятий.
2.Тестовые задания
1. В программных документах Всемирной программы действий «Повестка дня на XXI век» уделяется особое внимание:
а) всем направлениям
устойчивого развития с
б) вопросам борьбы с бедностью;
в) вопросам обеспечения здоровья населения;
г) вопросам сотрудничества в области метеорологических исследований. Ответ: б )Важнейшим документом, принятым на конференции была «Повестка дня на ХХI век». Этот документ является программой того, как сделать развитие устойчивым с социальной, экономической и экологической точек зрения. В «Повестке дня на ХХI век» разъясняется, что движущими силами перемен в окружающей среде являются население, потребление и технология. В ней излагается, что нужно сделать для сокращения расточительных и неэффективных структур потребления в некоторых частях мира при одновременном содействии ускоренному и устойчивому развитию в других его частях. В ней предлагаются меры в области политики и программы для достижения устойчивого равновесия между потреблением, и способностью Земли поддерживать жизнь. Также в этой программе описываются некоторые методы и технологии, которые необходимо разработать для удовлетворения потребностей людей при рациональном использовании природных ресурсов. «Повестка дня на ХХI век» предусматривает варианты предотвращения ухудшения состояния почвы, воздуха и воды, сохранения лесов и разнообразия форм жизни. В ней рассматриваются вопросы бедности и чрезмерного потребления, здравоохранения и образования. Отводится своя роль каждому: правительствам, деловым людям, профсоюзам, учёным, коренным народам, мужчинам и женщинам, молодёжи и детям. Этот документ не направлен против предпринимательской деятельности, напротив, в нём утверждается, что устойчивое развитие – это способ борьбы с бедностью и разрушением окружающей среды. В настоящее время успех экономического развития оценивается главным образом количеством денег, которое оно приносит. Однако, системы учёта национальных богатств должны также принимать в расчет полную стоимость ухудшения состояния окружающей среды. Тот, кто её загрязняет, в принципе, должен нести расходы по ликвидации загрязнения. Для уменьшения риска нанесения вреда оценка состояния окружающей среды должна производиться до начала осуществления проектов, которые могут иметь нежелательные последствия. Правительствам следует уменьшить или отменить субсидирование тех проектов, которые не соответствуют целям и задачам устойчивого развития. Важной темой повестки дня на ХХI век является необходимость ликвидации бедности путём предоставления бедным странам более широкого доступа к ресурсам, которые им необходимы для устойчивого развития. Приняв этот документ, промышленно развитые страны признали, что они должны играть более важную роль в сохранении и улучшении окружающей среды, чем бедные страны. Богатые страны обещали также увеличить финансовую помощь другим странам, для такого развития, которое имеет меньшие экологические последствия.
2. Устойчивое развитие – это:
а) процесс, позволяющий обеспечить стабильное социально- экономическое развитие при высокой степени безопасности социоприродных систем;
б) процесс, обеспечивающий глобальное выживание цивилизации, ведущий к повышению качества жизни настоящих и будущих поколений человечества в условиях сохранения исторически сложившегося равновесия биосферы;
в) процесс оптимизации человеческой деятельности по отношению к локальным экосистемам и биосфере в целом;
г) процесс экономического и социального развития общества.
Ответ: а, б, в Понятие «устойчивое развитие» подразумевает: во-первых, процесс, позволяющий обеспечить стабильное социально- экономическое развитие при высокой степени безопасности социоприродных систем; во-вторых, процесс, обеспечивающий глобальное выживание цивилизации, ведущий качества жизни настоящих и будущих поколений человечества в условиях сохранения исторически сложившегося равновесия биосферы; в-третьих, к повышению процесса оптимизации человеческой деятельности по отношению к локальным экосистемам и биосфере в целом.
3. Пороговые значения безопасности – это:
а) параметры, оценивающие состояние экономики по критериям безопасности;
б) количественные показатели, характеризующие предельно допустимый уровень снижения объемов производства;
в) количественные оценки, характеризующие предельно допустимый уровень снижения качества жизни основной массы населения;
г) количественные показатели, характеризующие состояние и развитие какой-либо сферы экономики в экстремальных режимах.
Ответ: а
Практическое задание
У пострадавшего кровотечение.
Необходимо его остановить. Расскажите
о видах кровотечений и
Список используемой литературы
1.Безопасность жизнедеятельности: учебное пособие / под ред. проф. П.Э. Шлендера. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Вузовский учебник, 2010. 2.Безопасность жизнедеятельности: Учебник /Под редакцией проф. Э.А. Арустамова. - 11-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2006.
3.Безопасность жизнедеятельности: Учебник /Под редакцией проф. Э.А. Арустамова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2000.
4.Безопасность жизнедеятельности: Учебное пособие для вузов / Под редакцией проф. Л.А. Муравья. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2002. Микрюков В.Ю.
5.Безопасность жизнедеятельности: Учебник. - Ростов н/Д: Феникс, 2006.
Информация о работе Производственная среда и проблемы ее безопасности