Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2012 в 20:18, реферат
Линейное распространение пожара характеризуется линейной скоростью распространения фронта пламени по поверхности горючих материалов и конструкций или скоростью приращения площади пожара. Эти параметры зависят от физико-химических свойств горючих материалов, расположения их в пространстве и других условий.
Противопожарные стены
Противопожарные перегородки
Противопожарные перекрытия
Противопожарные двери и окна
Противопожарные тамбуры-шлюзы
Противопожарный занавес
Противопожарные клапаны и люки
Защита технических проемов в противопожарных преградах
Защита отверстий для пропуска коммуникаций
Среди противопожарных клапанов широкое применение нашел клапан типа НСЗ-11 АМ (рис 7.21.).
Принцип действия этого устройства заключается в том, что при плавлении легкоплавкого замка 2 клапан 5 уже не удерживается контргрузом 1 и под давлением груза 3, закрепленного на рычаге 4, закрывается, прижимаясь к раме 7. При этом кулачок 8, закрепленный на оси клапана, нажимает на шток конечного выключателя 6, останавливая транспортер.
Проведенные ВНИИПО МВД СССР испытания показали, что для обеспечения требуемого предела огнестойкости 1,2 ч для поворотных клапанов необходимо добиться исключение зазоров и неплотностей в притворе; предусмотреть дополнительные закрывающиеся нащельники, которые бы срабатывали после выгорания и обрушения транспортной ленты, или предусмотреть на верхнем и нижнем торцах приспособления, обрубающие транспортерную ленту в момент закрывания клапана.
Крепление клапана болтами не следует делать сквозным. Клапан должен иметь теплоизоляцию, обеспечивающую его предел огнестойкости не менее 1,2 ч.
Рис. 7.21. Противопожарный клапан НСЗ-11АМ.
Клапан противопожарный PVM-E90 диаметром 200 мм. Клапан изготовлен по технической документации ТРМ 052/05. Клапан вставлен во втулку, изготовленную из стального оцинкованного листа толщиной 1 мм. Снаружи к втулке приклёпаны два анкера, с внутренней стороны приклёпаны два захвата клапана. Корпус клапана представляет собой фланец конической и цилиндрической формы. На корпусе крепятся наружная рамка, направляющий центральный стержень с упором-пластиной и штыковыми защёлками с пружинами, с помощью которых уплотнительная мембрана крепится во втулке. На конце цилиндрической формы фланца снаружи наклеена терморасширяющаяся лента Promaseal-PL 1,8 шириной 10 мм. Направляющий стержень выполнен из резьбового стержня М6. С торцевой стороны к стержню крепится уплотнительная мембрана с покрывной тарелкой. В задней части на стержень навёрнуты держатель предохранителя с гайкой и самостопорная гайка. Далее на стержень между корпусом клапана и держателем предохранителя надета пружина сжатия. Уплотнительная мембрана изготовлена из материала Promatect-H толщиной 20мм, с торцевой стороны закрыта листовой выпуклой тарелкой. Плавкий предохранитель изготовлен из двух латунных пластин, спаянных металлом с температурой плавления 720С.
8. Защита технических проемов
в противопожарных преградах
В производственных и складских зданиях и сооружениях противопожарные стены могут иметь отверстия для пропуска различных конвейеров и технологических линий. Надежная защита проемов представляет сложную инженерную проблему.
Для защиты периодически используемых технологических проемов применяют противопожарные двери, ворота, люки, клапаны и тамбуры-шлюзы. Особую заботу вызывает защита проемов при пропуске через них различного рода конвейеров и технологических линий. Отверстия в стенах для пропуска конвейеров весьма значительны и часто служат причиной распространения пожара.
Проемы для транспортеров, перемещающих штучные крупногабаритные изделия, обычно защищают раздвижными заслонами (рис. 7.22.), способ самозакрывания которых аналогичен описанному выше для раздвижных противопожарных дверей. Поскольку заслоны не обеспечивают достаточно плотного перекрытия проема, их дополняют круговой водяной завесой.
Рис. 7.22. Раздвижные заслоны с водяной завесой.
Проемы для транспортеров, перемещающих сыпучие или штучные мелкоразмерные изделия, могут защищаться противопожарными клапанами зажимного типа НСЗ - 11АМ (рис 7.21.) (принцип действия и схема описана выше).
Среди устройств
по защите в противопожарных преградах
технологических проемов с
Рис. 7.23. Пересып(конструкция Промземпроекта).1,8 - конвейер, 2 - насыпной лоток, 3 - клапан, 4 - рычаг с грузом, 5 - трос, 6 - легкоплавкий замок, 7 - предохранительная коробка, 9 - противопожарная преграда, 10 - пересыпной короб. |
На действующих зерноскладах встречается защита проемов для пропуска конвейеров типа "Гильотина" разработанная Промзернопроектом.
Конструкция противопожарного заслона зависит от количества транспортерных ветвей. При двух ветвях противопожарный заслон (рис. 7.24.) состоит из двух металлических полотен, заканчивающихся ножами. Верхний заслон 5 при работе транспортера находится в приподнятом состоянии над верхней транспортерной лентой 4 и удерживается тремя легкоплавкими предохранителями 6, выполненными из сплава Ньютона (олово - 26 %, висмут - 53 %, кадмий - 21 %), температура плавления которого 103 0С. Нижний заслон 3 приподнят над нижней транспортерной лентой 2 с помощью пружины 1, прикрепленной болтами к неподвижному 10 и нижнему 3 заслонам. |
Рис. 7.24. Противопожарный заслон "Гильотина". |
Верхний и нижний заслоны могут свободно перемещаться между направляющими планками 8 и 9. В избежании несчастного случая при осмотре или ремонте технологического оборудования противопожарный заслон имеет засов 7, который при ремонте выдвигается и предохраняет заслон от падения.
При возникновении пожара сплав Ньютона расплавляется, верхний заслон падает, перерубает ножом верхнюю конвейерную ленту. При этом пружина сжимается, и нижний заслон упирается в полотно неподвижного заслона. В результате проем оказывается перекрытым.
Чтобы одновременно с падением заслона произошла остановка двигателя конвейера, к полотну верхнего заслона прикрепляют специальную планку, которая при падении заслона ударяет по кнопке выключателя тока.
Следует отметить, что надежность такого противопожарного заслона невелика из-за его малого предела огнестойкости (0,25 ч) и из-за того, что при срабатывании "Гильотины" перерезание нижней ленты конвейера не происходит, и технологический проем перекрывает не плотно.
В случае, если по транспортеру перемещаются штучные материалы, для защиты проемов в противопожарных преградах может быть применена конструкция клапана для зажима лент транспортера, предложенные Промзернопроектом и Гипроторгом (рис. 7.25.).
При нормальной работе транспортера огнезадерживающий клапан 2 с помощью рычага 4 и троса 5 удерживается в горизонтальном положении между лентами. При освобождении удерживающего устройства рычаг с противовесом поворачивает полотнище клапана вокруг оси 3 в вертикальное положение. При этом клапан прижимает верхнюю ленту транспортера 6 к верхнему бруску рамы 1, а нижнюю 7 к нижнему, что создает плотность перекрытия проема.
Рис. 7.25. Зажимной клапан (конструкция Промзернопроекта)
1- рама клапана, 2 - клапан, 3 - ось клапана, 4 - противовес, 5 - трос,
6 - верхняя лента транспортера, 8 - легкоплавкий замок.
При невозможности защиты в противопожарных стенах и перегородках проемов, необходимых для сообщения между смежными помещениями категорий В, Г и Д, предусматривают открытые тамбуры. Открытый тамбур представляет собой тоннель (без дверей или ворот) длиной не менее 4 м, оборудованный |
Рис. 7.26. Открытый тамбур с водяной завесой. |
установкой автоматического пожаротушения с расходом воды не менее 1 л/(м2с) пола тамбура (рис. 7.26.). Ограждающие конструкции тамбура выполняют противопожарными с пределом огнестойкости не менее 0,75 ч.
Для проемов в ограждающих конструкциях помещений с категориями А и Б, защита которых по условиям технологического процесса не может осуществляться тамбурами-шлюзами, предусматривают комплекс мероприятий по предотвращению распространения пожара и проникновению газо-, паро- и пылевоздушных смесей в смежные этажи и помещения. Эффективность этих мероприятий должна быть обоснована в технологической части проекта.
Во всех рассмотренных случаях минимальный предел огнестойкости клапанов и заслонов соответствует типу и виду противопожарной преграды, в которой предусматривают защиту технологического проема.
9. Защита отверстий для пропуска коммуникаций
Помимо крупных отверстий, защита которых рассматривалась в предыдущем вопросе, распространение пожара может происходить и через мелкие отверстия для пропуска воздуховодов, валов и т.п.
В соответствии со СНиП 2.01.02-85* места прохода коммуникаций через противопожарную стену должны тщательно заделываться цементным раствором. Кроме того, на воздуховодах в местах прохода через пожарную стену устанавливаются огнезадерживающие автоматические заслонки. Однако при надежной герметизации мест прохода воздуховодов, трубопроводов и особенно кабелей возможно распространение по ним пожара за счет теплопроводности. Поэтому участки этих коммуникаций, примыкающие к противопожарной стене, целесообразно защищать слоем теплоизоляции.
Лучшим решением является такое, при котором коммуникации, проходящие через противопожарную стену, группируются и помещаются в горизонтальную шахту, выполненную из несгораемых материалов с соответствующим пределом огнестой-кости. Места пропуска валов через противопожарные стены, к которым предъявляются требование газонепроницаемости, герметизи-руются сальниковыми уплотнениями (рис. 7.27). |
Рис. 7.27. Сальник вала при пропуске его через противопожарную стену.
2 - муфта, 3 - асбестовая набивка. |