Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 23:01, реферат
Психика нормального человека без специальной подготовки к действиям в боевых условиях не способна выдержать воздействия боевых стресс-факторов. Г. Е. Шумков в самом начале XX в. предупреждал: «Чтобы победить в этой кровавой битве, одного "желания", "пыла", "дозы самоуверенности", "желания быть героем" и даже "умереть" в настоящее время мало». Он доказывал, что «помимо... технической подготовки», необходима подготовка «психологическая». Психологическая подготовка во многом состоит в том, чтобы «честно, откровенно, правдиво и деловито познакомить воинов с их будущей деятельностью и обстановкой. Они должны отчетливо осознавать, что война — не торжественная прогулка и даже не ряд возвышающих душу боев, а сплошные тяготы бивачной, походной, сторожевой службы, с их трудностями, лишениями, болезнями и потерями. Что современные войны выигрываются не лихими, самоуверенными наскоками и распущенными знаменами, а настойчивым измором врага... нередко подвергаясь крайнему истощению, неудачам и даже поражениям, захлебываясь порою в крови» .
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя
образовательная
школа а.Сары-Тюз»
Р е
ф е р а т
«Психологическая готовность солдата
как самоубеждение»
2012 г.
Психика нормального
человека без специальной подготовки
к действиям в боевых условиях
не способна выдержать воздействия
боевых стресс-факторов. Г. Е. Шумков в
самом начале XX в. предупреждал: «Чтобы
победить в этой кровавой битве, одного
"желания", "пыла", "дозы самоуверенности",
"желания быть героем" и даже
"умереть" в настоящее время
мало». Он доказывал, что «помимо... технической
подготовки», необходима подготовка «психологическая».
Психологическая подготовка во многом
состоит в том, чтобы «честно,
откровенно, правдиво и деловито познакомить
воинов с их будущей деятельностью
и обстановкой. Они должны отчетливо
осознавать, что война — не торжественная
прогулка и даже не ряд возвышающих
душу боев, а сплошные тяготы бивачной,
походной, сторожевой службы, с их трудностями,
лишениями, болезнями и потерями.
Что современные войны
Для того чтобы действовать с максимальной эффективностью, солдат должен адаптироваться к психологическому воздействию боевой обстановки.
Пожалуй, наиболее
эффективным средством
Известный западный специалист по боевой подготовке Р. Ригг, подчеркивая особую важность создания у военнослужащих объективного представления о современном бое, отмечает, что солдаты должны научиться «жить среди отвратительного запаха смерти. Чтобы успешно воспроизвести боевую действительность, надо воздействовать на чувства. Солдат надо приучить к потерям, они должны видеть, как падают убитые и раненые, и усвоить, что сохранить жизнь и добиться успеха легче, сделав бросок на 50 м, чем укрывшись за большим камнем. Надо приучить солдата к дьявольской атмосфере огня и смерти... чтобы он чувствовал себя среди огня, дыма и смятения, как в обычной обстановке, и действовал — стрелял, двигался, сражался»; ...«лучшим памятником... погибшим в борьбе за обеспечение свободы, является учебное поле, приближенное к боевой действительности» [204, с. 16, 31].
Аналогичного принципа психологической подготовки войск придерживаются в армии Израиля. В наставлении по психологической подготовке одно из таких «полей сражения» описано следующим образом: «Деревня, вернее ее развалины, кругом валяются трупы "убитых", ощущается тошнотворный запах. Среди обломков мебели видна детская игрушка с оторванной ногой, на оконной раме болтается женский чулок. Всюду битая посуда. На пороге разрушенного дома лежит "труп" хозяйки с проломленным черепом, густо облепленный мухами. Из-под обломков торчат ноги хозяина. Все это хорошо дополняется смрадом пожара, имитируемого при помощи дымовых шашек» [цит. по: 105, с. 12—14]. В результате создания реалистичных «картин» поля боя, его вид перестает быть травмирующим для солдат.
В разных армиях мира для подготовки эффективных бойцов используют различные способы их предварительной адаптации к условиям боевой обстановки. Так, южноафриканских коммандос, вооруженных лишь стрелковым оружием, оставляют на двое суток на местности, поросшей кустарником, где они должны выжить в условиях иссушающей африканской жары и в окружении диких зверей. При подготовке российского спецназа в учебном бою вокруг головы спецназовца свистят пули, в непосредственной близости от него рвутся боевые снаряды и даже применяются средства химического поражения. Солдаты норвежской Королевской морской пехоты в полном обмундировании прыгают в полынью и самостоятельно выбираются из нее. Во время вьетнамской войны американских солдат усаживали перед экраном телевизоров и часами показывали ужасающие сцены насилия. Считалось, что воин, знакомый с видом человеческих страданий, будет не так шокирован видом реальных жестокостей... Частью подготовки кадетов морской пехоты США является недельное пребывание в травматологическом отделении крупного медицинского учреждения, где они привыкают к виду тяжелых ранений и внезапной смерти. Таким образом, будущие офицеры адаптируются не только к виду, но и к звукам и запахам, сопровождающим тяжелораненых, с которыми они неизбежно столкнутся в районе боевых действий... В процессе подготовки американских «морских львов» и «тюленей» их оставляют «замерзать» в ледяной морской воде. В Эквадоре инструкторы специальных подразделений в качестве пособий по анатомии человека используют трупы. Применение боевых патронов на учениях разных армий приучает солдат к звукам, которые сопровождают применение огнестрельного оружия в конкретной обстановке [147, с. 65, 107, 175].
С аналогичными целями используются и такие приемы, как длительное пребывание в темном помещении, тушение огня, прыжки с высоты, удары током небольшой силы, прицельная стрельба при близких разрывах гранат.
Эффективность подобных мероприятий психологической подготовки была доказана еще во время Русско-японской и Первой мировой войн. Г. Е. Шумков писал, что «...предварительное ознакомление воинов с реальными явлениями в бою — в смысле боевой деятельности — есть предварительное накопление боевого опыта, а следовательно, и рациональная борьба с вредным влиянием сильных переживаний на психику воинов при чувствах тревоги и страха» [280, с. 100].
Формируемая в процессе психологической подготовки военнослужащих субъективная картина предстоящих действий должна носить предельно конкретный характер, быть максимально «привязанной» к тем природно-географическим, погодно-климатическим, социально-политическим и боевым условиям, в которых будет осуществляться решение боевых задач. Солдат должен задолго до прибытия к месту боевых событий психологически адаптироваться к визуальным, аудиальным, кинестетическим элементам боевой обстановки, перестроить динамику своих биоритмов, привыкнуть к реальной физической нагрузке, характерной для современного боя, пройти процесс «врабатывания».
Учитывая эти рекомендации военной психологии, в ходе подготовки к проведению операции «Буря в пустыне» в 1991 г. с американскими сухопутными частями в США и Саудовской Аравии было проведено около 200 учений бригадного масштаба. Еще более серьезная боевая и психологическая подготовка осуществлялась в этот период с летным составом ВВС. На авиабазе Неллис (штат Невада) была создана обстановка, максимально приближенная к боевой. В частности, в этих целях имитировалась в натуральную величину вся территория Кувейта, был создан единый каталог целей (для этого использовались специалисты, строившие объекты в Кувейте и Ираке). К обучению летчиков привлекались их коллеги из Германии, освоившие МиГ-29, и французы — специалисты по самолетам «Мираж», так как эти типы самолетов составляли основу истребительной авиации Ирака. Интенсивность полетов в американских частях в Саудовской Аравии в декабре 1990 г. составляла около 3 000 вылетов в сутки и приближалась к той, которая ожидала летчиков в войне (4 500 вылетов в сутки) [50; 105]. Не менее тщательная и многоплановая подготовка предваряла ныне осуществляющуюся агрессию США в Ираке.
Наряду с
методами «показа поля боя», привнесения
в процесс боевой подготовки психологических
элементов, схожих по своей структуре
и содержанию с психологическими
факторами боя, предварительной
адаптацией к бою, в последнее
время психологами
На базе идеомоторного феномена С.Дудиным разработан метод словесно-образной психорегулирующей тренировки [61]. В ее процессе бойцы вводятся в легкий транс и им с помощью словесных формул, выстроенных по определенной схеме, рисуется полимодальная (зрительная, слуховая, ольфакторная — запаховая, эмоциональная, двигательная и т. п.) картина предстоящих действий по решению конкретной боевой задачи.
Аналогичный метод, называемый «Самогипноз-2», разработан зарубежными психологами. Он предполагает, что солдат мысленно представляет опасную ситуацию и себя, действующего отважно и решительно. Мозг запоминает этот сценарий как модель для будущих действий. Человеческий разум устроен таким образом, что его «файловая система» не способна отличить воображаемые события от произошедших в реальности. Следовательно, солдат, которого пугает артиллерийский огонь, может сделать себе профилактическую «прививку» против боевого стресса, представляя, как он успешно и хладнокровно справляется с боевой задачей под шквальным огнем противника [147, с. 70, 75 — 76].
Американские военные психологи выработали своеобразные законы психологической подготовки: 1) солдат, который действует успешно в состоянии стресса в период учебы, будет успешно действовать и в бою; 2) обучение, которое повышает самоуверенность солдата, готовит его к успешным действиям и в состоянии стресса; 3) уровень общего развития не сказывается на поведении в стрессовой ситуации; 4) физическое состояние, черты характера, оснащенность, подготовленность, опыт предопределяют успешность действий в стрессовой обстановке [252, с. 58].
Информация о работе Психологическая готовность солдата как самоубеждение