Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2013 в 19:14, контрольная работа
Можно сказать, что психология безопасности изучает психологические, т.е. зависящие от человека, причины несчастных случаев и разрабатывает методы и средства защиты от них. Таким образом, психологию безопасности можно рассматривать как основополагающий аспект антропогенных опасностей, затрагивающий проблему роли человека как основного участника несчастных случаев и аварий.
Наибольший практический интерес представляет выяснение психологических причин несчастных случаев. Почему люди, которым от рождения присущ инстинкт самосохранения и самозащиты, часто становятся причиной собственных травм?
Отсутствие ясных целей порождает наиболее важное свойство толпы— быстрый переход из одного вида поведения в другой. Такие превращения происходят спонтанно, и в условиях чрезвычайных ситуаций (пожар, авария и т.п.) толпа, зараженная массовой паникой и трудно поддающаяся управлению, весьма опасна.
Массовая паника —один из видов поведения толпы. Психологически характеризуется состоянием массового страха перед реальной или воображаемой опасностью, нарастающего в процессе так называемого взаимного заражения и блокирующего реальную оценку обстановки, мобилизацию волевых ресурсов и организацию совместного противодействия.
Выделяются социально-
Психологические причины создания опасных ситуаций и производственных травм многообразны. В каждом действии человека психологи выделяют три функциональные части — мотивационную, ориентировочную и исполнительскую.
Нарушение любой из этих частей влечет за собой нарушение действия в целом. Нарушение мотивационной части действий проявляется в нежелании выполнять определенные действия (операции). Нарушение может быть относительно постоянным и временным.
Нарушение ориентировочной части действий проявляется в незнании правил эксплуатации технических систем и норм по безопасности труда.Нарушение исполнительской части проявляется в невыполнении правил (инструкций, норм и т.д.) вследствие несоответствия психических и физических возможностей человека требованиям работы.
При нарушении любой из названных частей действий во избежание опасных ситуаций и несчастных случаев можно провести соответствующие профилактические мероприятия: мотивационные —пропаганда и воспитание, ориентировочные—обучение, отработка навыков; исполнительские —профотбор, медицинское обследование. Кроме того, причины возникновения опасных ситуаций и производственных травм, связанных с человеческим фактором, можно отнести к разным уровням:
• индивидуума (психические и физиологические характеристики человека);
• ближней среды (условия труда, коллективные отношения, недостаточный инструктаж по безопасности труда и др.);
• общества (недостаточная информация о профессиональных рисках и их последствиях, нарушения условий труда и пр.). Практика показывает, что временная склонность к несчастному случаю вызвана возрастом и стажем пострадавшего от травматизма. Отмечено два пика травматизма: у молодых работников и у лиц, имеющих рабочий стаж 10—15 лет.
Травматизм у лиц, имеющих трудовой стаж 10—15 лет, объясняется двумя обстоятельствами: во-первых, снижаются психические и физиологические функции в связи с выработкой устойчивого стереотипа; во-вторых, появляется пренебрежительное отношение к правилам безопасности в результате привыкания к опасности («вторичная беспечность»).
Разумеется, возраст и стаж не могут быть единственной и непременной причиной несчастных случаев, но могут стать предпосылкой производственного травматизма.
Выполняя работу, человек старается экономить силы. Именно по этой причине рабочие часто не используют индивидуальные и коллективные средства защиты, игнорируют операции, необходимые для обеспечения безопасности, и др. Стремлению экономить силы за счет выбора опасного способа действия способствуют недостатки в организации труда, техники и технологии, а также безнаказанность нарушения инструкций по охране труда.
В формировании поведения каждого человека на производстве играют важную роль его индивидуальные качества, отражающие совокупность социально-психологических и физиологических свойств: тип нервной системы, темперамент, характер, образование, опыт, воспитание и пр.
Изучение поведения
• отсутствие со стороны работодателя (администрации) надлежащего контроля за соблюдением правил безопасности;
• конструктивные недостатки средств защиты работающих от воздействия опасныхи вредных производственных факторов;
• конструктивные недостатки блокирующих устройств, позволяющих нейтрализовать ведение работ опасными методами;
• несовершенная технология производственных процессов;
• текучесть кадров, приводящая к привлечению на работу неопытных рабочих, к сверхурочным работам;
• нарушение правил выполнения операций из-за отсутствия необходимого инструмента, материалов и др.;
• недостаточная надежность инструмента, оборудования и пр.;
• просчеты в проектировании оборудования;
• личностные факторы (ошибки инструктажа, опасное поведение во время работы и пр.);
• неполное выполнение поставленной задачи;
• критические ситуации, не зависящие от условий задачи, которые представляют собой потенциальную опасность (плохие условия труда, отсутствие средств индивидуальной защиты и т.д.).
Риск, связанный с перечисленными ситуациями, может быть исключен с помощью предупредительных мер технического и организационного характера.
Деятельность оператора при решении определенных производственных задач состоит из следующих этапов: восприятие информации, ее оценка, анализ и обобщение на основе сформулированных ранее критериев оценки, принятия решения о действиях, приведение принятого решения в исполнение. На этих этапах оператор может допустить ошибочные действия, которые приводят к тяжелым последствиям (травмам, материальному ущербу, гибели людей).
В случаях когда опасные и неадекватные действия осуществляются осознанно, умышленно, они классифицируются как нарушения. Если же человек не осознает, что выполняет опасное действие, то это ошибка.
Причины ошибок бывают непосредственными (зависят от психологических возможностей оператора— от его восприятия смысла задачи, возможности принять решение и т.п.), главными (связаны с рабочим местом, организацией труда, подготовкой оператора, психологическим состоянием оператора) и способствующими (зависят от состояния здоровья оператора, внешних условий, обучения и т.п.).
В системе «человек — машина» человек — наиболее сложный и переменчивый компонент. При решении любой задачи на его поведение влияет большое количество факторов, поскольку каждый оператор индивидуален, и одно и то же задание каждый выполняет по-своему.
Причины ошибок можно классифицировать следующим образом:
• ошибки в ориентации (недополучение информации);
• ошибки принятиярешения;
• ошибки выполнения действий.
Ошибки в ориентации наиболее распространены: в одном случае имеется необходимая информация, но решение принято неправильно, и это может привести к несчастному случаю; в другом случае информация и принятое решение могут быть правильными, но ответное действие ошибочным.
Из этого следует, что нужно совершенствовать процесс получения информации и выполнения двигательных действий, т.е. оператор должен быть информирован обо всем, что он должен знать и уметь. Ему необходимо обеспечить оптимальные условия для переработки информации и правильного реагирования, чтобы он мог принять оптимальное решение для безошибочного действия.
Ошибки делятся также на обратимые (которые могут не привести к несчастному случаю) и необратимые, на предсказуемые (которые предсказуемы и легко устранимы) и систематические.
Часто ошибки в деятельности оператора вызваны его плохим самочувствием.
Чтобы понять, что привело оператора к совершению ошибки, нужно знать его особенности и состояние. Особенности человека можно разделить на врожденные и временные.
К врожденным особенностям относятся биологические и наследственные характеристики человека, в том числе анализаторы, двигательная система, психомоторная система и интеллект. Временные состояния, способствующие возникновению ошибок, — это физическая и психологическая усталость, т.е. снижение внимания, мышечной силы и работоспособности.
В условиях современного производства получили распространение кабинеты психологической разгрузки. Психотерапевты могут обучать персонал предприятия навыкам активной саморегуляции (аутогенной тренировке, специальной дыхательной гимнастике, нервно-мышечной релаксации и др.). Это позволяет работникам за счет произвольного расслабления повысить надежность выполнения решений, особенно в стрессовых ситуациях. Наряду с кабинетами психологической разгрузки применяются и другие средства психотерапевтической помощи непосредственно на рабочем месте (функциональная музыка, производственная гимнастика и др.). Комплексное использование этих средств дает возможность в значительной степени компенсировать неблагоприятные воздействия факторов производственной среды на организм человека.
В силу своих биологических возможностей, а также временных состояний человек представляет собой до известной степени ненадежный элемент производственной системы. Однако ненадежность человека в производственной системе весьма относительна. Более того, именно человек благодаря свои биологическим особенностям часто исправляет ошибки системы.
Выявлено, что большинство ошибок человек совершает из-за неудовлетворительной конструкции системы, с которой он работает. Все промышленные предприятия фактически являются системами «человек — машина», и при их разработке необходимо учитывать особенности как человека, так и машины. Нельзя все случаи ошибок при эксплуатации машин объяснять лишь халатностью работающего, необходим детальный анализ причинных факторов.
В аварийных ситуациях эмоциональное состояние человека характеризуется повышенной напряженностью (стрессом), которая способствует снижению работоспособности, нарушению координации движения и устойчивости психологических функций.
Вместе с тем в условиях часто возникающего стресса, когда мобилизуются все ресурсы организма и достигается максимальный положительный эффект, здоровье человека нарушается по причине продолжительного психического и физического напряжения. По мнению специалистов, оптимальная нагрузка рабочих и их готовность к труду обеспечиваются при 40-60%, а в особых случаях —кратковременно при 80% максимальной нагрузки. Остальные 20% максимальной нагрузки следует рассматривать как резерв, допустимый к использованию лишь в исключительных случаях (при возникновении угрозы для жизни).
Для предупреждения аварийной ситуации и отработки необходимых в таких случаях действий следует спрогнозировать аварийную ситуацию и ее последствия, а затем проводить тренинг оператора для работы в условиях, близких к аварийным.
Поведение человека в экстремальных условиях зависит от его психологической готовности к ним, которая разделяется на заблаговременную, общую (или длительную) готовность и временную, ситуативную (само состояние готовности).
Степень готовности человека к успешным действия в аварийной ситуации зависит от его личностных особенностей, уровня подготовки, полноты информации о случившемся, наличии средств для ликвидации аварии и пр. Анализ поведения человека в аварийной ситуации показывает, что наиболее сильным раздражителем, приводящим к ошибочным действиям, является неполнота информации. Таким образом, в ходе тренинга необходимо выработать навыки поведения в условиях неполной информации, переключения с одной установки действий на другую, прогнозирования и предвосхищения событий, а также умение воспринимать не все элементы производственной ситуации, а только необходимые.
Следует планировать свои действия — этому поможет предварительный анализ возможных вариантов действий при возникновении тех или иных ситуаций в процессе работы вплоть до аварийных.
Способами мобилизации и регуляции самоуправления являются: самоубеждение, самоободрение, самоанализ, устранение признаков эмоциональной напряженности и пр. Но создание психологического настроя на безопасность является следствием внимательного отношения коллектива предприятия к вопросам безопасности. Серьезное восприятие работником проблем безопасности зависит от соответствующего отношения к этим проблемам руководителей производства. Если руководство проявляет заботу о здоровье людей и их безопасности, то в коллективе создается положительный настрой на безопасность жизнедеятельности. Любой несчастный случай, независимо от его тяжести, должен привлекать внимание не только руководителей, но и всего коллектива. В целом политика безопасности жизнедеятельности коллектива предприятия должна быть направлена на поиск и реализацию путей предупреждения несчастных случаев в различных сферах человеческой деятельности. Особое значение имеет строгий контроль за соблюдением человеком правил безопасности поведения, а также стимуляция безопасности жизнедеятельности.
Контрольные тестовые задания
1.Для нейтрализации СДЯВ на одежде используются:
1) устройства водяных завес;
2) способы кипячения и обработка паром
3) способы обработки