Пути борьбы с утомлением и стимуляция работоспособности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июля 2015 в 09:34, контрольная работа

Краткое описание

При определении понятия утомления ряд авторов рассматривает его в двух аспектах: как функциональное состояние определенной категории специалистов и как состояние, развивающееся под влиянием конкретного вида деятельности, если она определяет специфические причины и признаки его развития. Дискуссионным является вопрос о формах и стадиях развития утомления (переутомления), о принципах классификации этого состояния.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
1) Работоспособность человека и факторы ее определяющие………………...5
1.1 Внутренние факторы………………………………………………………....5
1.2 Внешние факторы………………………………………………………….....6
1.3 Температурный режим…………………………………………………….…7
1.4 Световой режим……………………………………………………………....7
1.5 Влияние шума на работоспособность………………………………….……8
1.6 Организация рабочего места………………………………………………..10
2) Работоспособность и повышение ее эффективности………………………12
3) Особенности и профилактика утомления…………………………………...14
Заключение……………………………………………………………………….16
Тест №2…………………………………………………………………………...18
Список использованной литературы………………………

Вложенные файлы: 1 файл

БЖД (2).docx

— 58.86 Кб (Скачать файл)

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Российский государственный профессионально-педагогический университет»

Социальный институт

Кафедра физиологии и безопасности жизнедеятельности

 

 

 

 

Контрольная работа

по дисциплине: «Безопасность жизнедеятельности»

на тему: «Пути борьбы с утомлением и стимуляция работоспособности»

 

 

 

 

Работу выполнила:

Студентка гр. ЗПВД-312 Еранкина В.П.

Работу проверила:

Лилия Агияровна

 

 


Екатеринбург

РГППУ

2015

Содержание:

Введение…………………………………………………………………………..3

1) Работоспособность человека и факторы ее определяющие………………...5

1.1 Внутренние факторы………………………………………………………....5

1.2 Внешние факторы………………………………………………………….....6

1.3 Температурный режим…………………………………………………….…7

1.4 Световой режим……………………………………………………………....7

1.5 Влияние шума на работоспособность………………………………….……8

1.6 Организация рабочего места………………………………………………..10

2) Работоспособность и повышение ее эффективности………………………12

3) Особенности и профилактика утомления…………………………………...14

Заключение……………………………………………………………………….16

Тест №2…………………………………………………………………………...18

Список использованной литературы…………………………………………...20

 

 

Введение

 

Возрастание роли человеческого фактора в эпоху ускорения научно-технического прогресса определяет необходимость усиления внимания к решению ряда теоретических и прикладных проблем физиологического обеспечения высокой работоспособности человека и сохранения его профессионального здоровья. Одно из центральных мест среди этих проблем занимает проблема утомления. Полтора века интенсивных исследований этой проблемы в области физиологии труда и спорта, решая одни вопросы, выдвигают другие. Проблема содержит и сегодня ряд спорных вопросов, а некоторые установившиеся положения заслуживают обсуждения в свете новых фактов и идей.

С точки зрения самой сущности рассматриваемого понятия,   утомление – функциональное состояние организма, процесс снижения работоспособности под влиянием труда или состояние сниженной работоспособности. Многие авторы под утомлением понимают временное снижение работоспособности под влиянием воздействия нагрузки. Однако работоспособность зависит не только от функционального состояния организма (в частности, утомление), но и от уровня профессиональной подготовленности, мотивации, интереса к работе и других факторов, не связанных непосредственно с содержанием рабочей нагрузки. Отсюда необходимо уяснить соотношение понятий утомления и работоспособности. Если понимать под утомлением функциональное состояние организма, то в его определение, по-видимому, следует ввести как внутренние (состояние функций), так и внешние (эффективность и качество труда) его проявления.

При определении понятия утомления ряд авторов рассматривает его в двух аспектах: как функциональное состояние определенной категории специалистов и как состояние, развивающееся под влиянием конкретного вида деятельности, если она определяет специфические причины и признаки его развития. Дискуссионным является вопрос о формах и стадиях развития утомления (переутомления), о принципах классификации этого состояния.

В области изучения механизмов утомления несомненный интерес представляют суждения о роли регуляторных и энергетических процессов и, в частности, об особенностях динамики этих процессов в центрально-корковых аппаратах и периферических отделах рабочих органов. В отношении причин утомления следует остановиться на вопросе о том, какова роль в развитии этого состояния, помимо рабочей нагрузки, других внешних и внутренних факторов деятельности и состояния человека.

В плане симптоматики и диагностики утомления требуют обсуждения вопросы о содержании его специфических и неспецифических признаков, применительно к различным формам утомления и разным видам трудовой и спортивной деятельности, о дифференциальной диагностике утомления и других функциональных состояний организма (гипоксия, монотония, десинхроноз и т. д.). О дискоординации функций организма при развитии утомления и последовательности нарушений различных профессиональных и функциональных показателей.

 

 

1) Работоспособность человека и факторы ее определяющие

 

В словаре физиологических терминов /1987/ понятие "работоспособность" определяется как способность человека на протяжении заданного времени и с определенной эффективностью выполнять максимально возможное количество работы. Уровень работоспособности определяется комплексом факторов, в который включены факторы внутренние и внешние. Из внутренних факторов следует отметить как главные: уровень функциональной активности в момент работы, состояние физической и профессиональной подготовленности, мотивации, особенности личности. К внешним факторам, определяющим работоспособность, относятся: условия окружающей среды (температура, влажность, движения воздуха, уровень общей и локальной освещенности, характер и интенсивность разного рода излучений в рабочей зоне, барометрическое давление, шум, вибрация, содержание в воздухе химических веществ и др.), особенности режимов труда и вид спортивной нагрузки (циклическая и ациклическая), эргономичность организации рабочего места, рабочая поза и др.

 

1.1 Внутренние факторы

 

Как отмечено, одним из важнейших внутренних факторов, влияющих на работоспособность, является уровень функциональной активности в рабочий период. Он зависит от типологических свойств нервной системы, уровня мотивации, психофизиологических характеристик индивида, его адаптационных возможностей и др. Экспериментально доказано, что для систем организма характерны циклические колебания физиологической активности, обозначаемые как биологические ритмы. Кроме того, в последнее время обнаружено, что ритмическим колебаниям подвержены и высшие функции мозга человека — эмоции, память, восприятие, общий уровень интеллектуальной активности. Возникли понятия "эмоциональные" и "интеллектуальные" ритмы, исследованы их соотношения с ритмами физиологическими.

 

1.2 Внешние факторы

 

Влияние на работоспособность некоторых внешних факторов (температура, давление барометрическое, влажность, лучистая энергия) может проявляться двояко. Во - первых, эти факторы могут выступать как стрессирующие (при значительной их интенсивности), и тогда эффект снижения работоспособности в этих условиях обуславливается общим, неспецифичным снижением функциональных возможностей отдельных систем и организма в целом. Во - вторых, каждый из указанных внешних факторов приводит к вполне определенным, конкретным изменениям в системах, органах и тканях, что также влияет на работоспособность человека.

В условиях современного производства, с более или менее организованной рабочей средой, важное значение имеет именно второй аспект. Хотя, конечно, резкие изменения внешних (климатических) факторов, возникающие в чрезвычайных или искусственно создаваемых ситуациях, не так уж редки. Но они требуют специального внимания исследователей и касаются сравнительно редких профессий (космонавты, летчики сверхскоростных самолетов, водолазы, полярники, рабочие вахтовых бригад и т.п.).

 

1.3 Температурный режим

 

Повышение температуры окружающей среды приводит к существенным изменениям в системах организма и значительно снижает общую работоспособность. При этих условиях в мышцах снижается экстракция кислорода из крови, растет уровень молочной кислоты, нарастает метаболический ацидоз. Возникают сдвиги в сердечно - сосудистой системе — увеличивается пульс, сердечный выброс, происходит перераспределение крови между "ядром" и кожной поверхностью тела в пользу последней за счет расширения кожных сосудов, увеличивается воздухообмен, как за счет глубины, так и частоты дыхания. Нахождение человека в условиях повышенной температуры окружающей среды приводит, как известно, к усилению потоотделения. Одновременно с потерей влаги через потоотделение наступает истощение солевого запаса организма, в частности гипохлоремия и гипонатремия. Значительно снижается диурез как защитная реакция на потерю влаги через потоотделение. Таким образом, тепловая перегрузка сопровождается определенным истощением функциональных резервов организма, что приводит к снижению работоспособности.

 

1.4 Световой режим

 

Влияние общей и локальной освещенности на рабочем месте изучено достаточно подробно, и следует отметить, что, как и для других внешних факторов, здесь найдены оптимальные условия сохранения высокой работоспособности человека. Решающую роль освещенность играет для тех профессий, где велика роль "зрительной работы". Снижение освещенности приводит к возрастанию ошибок в различении сигналов, необходимости напряжения зрительного анализатора и отсюда — к падению работоспособности. С другой стороны, слишком яркое освещение рабочей зоны может вызвать ослепление, отрицательно сказывающееся на работоспособности. Создание светового комфорта ведет к повышению производительности труда и сохранению высокой работоспособности у лиц, как физического труда, так и умственной деятельности, требующей напряжения памяти, логического мышления и т.д. Освещение влияет не только на аппарат зрения, но и на общую активность, что, по-видимому, связано с экологическими факторами и воздействием света через гипофиз, эпифиз и кору надпочечников на общий уровень активации нервной системы. Уровень освещенности, цветовая гамма окружающей рабочей среды тоже существенно влияют на психологический статус, формируют эмоциональную тональность и, таким образом, влияют на работоспособность.

Правильное формирование цветового климата в рабочих помещениях способствует повышению работоспособности, предохраняет зрение от раннего переутомления. Психологами подробно изучено влияние отдельных монохроматических цветов на состояние человека, на формирование комфортности или дискомфорта. Например, синий цвет вызывает ощущение прохлады, желто-зеленый и пурпурный могут восприниматься как теплые, так и как холодные. Светлые тона вызывают чувство легкости, свободы, темные — подавленности и беспокойства. Оптимизация светового климата и освещенности, как показывают исследования, может приводить, при прочих равных условиях, к повышению работоспособности на 15 - 20 % и значительно отдалять развитие утомления при самых разных работах.

 

1.5 Влияние шума на работоспособность

 

Современная производственная среда характеризуется присутствием выраженного в большей или меньшей степени шума. Под шумом понимаются самые разные по частоте и интенсивности звуковые колебания, которые мешают, беспокоят и наносят вред работоспособности и здоровью человека. Степень воздействия шума на организм человека проявляется в зависимости от многих факторов — силы звука, длительности его воздействия, частотного спектра, крутизны нарастания, уровня готовности человека к восприятию шума. Диапазон эффектов влияния шума на организм весьма широк — от слабо выраженных психологических реакций (при интенсивности до 30 дб) до ярких болевых (110 - 120 дб) и катастрофических (150- 160 дб) последствий в виде шока, судорог, параличей.

Производственный шум небольшой интенсивности влияет непосредственно на слуховой анализатор, снижая его чувствительность и маскируя полезные сигналы. Кроме того, шум может отрицательно влиять на психику человека (мешает концентрировать внимание, повышает общую возбудимость, сказывается на восприятии, памяти и т.п.). Под воздействием шума повышается тонус скелетной мускулатуры, наблюдаются симптомы вегетососудистой дистонии. Более резкие изменения в вегетативной сфере вызывает прерывистый и периодический шум (например, звук сирены).

Влияние шума на человека в производственной среде наиболее ярко проявляется в нарушении процессов приема и переработки информации, особенно передаваемой через речевой канал.

Шум оказывает как негативное, так и позитивное влияние на работоспособность человека. В экспериментах, описанных Германом и Тодтом, было найдено, что шум около 55 дб обеспечивает оптимальный уровень функционирования слухового анализатора. Увеличение его интенсивности сопровождается снижением работоспособности. С другой стороны, абсолютная тишина, т.е. отсутствие шумового фона, также влияет на работоспособность, снижая ее. Физиологической основой этого является снижение потоков сигналов в ретикулярную формацию, и, как следствие — угнетение ее активирующего влияния на корковые структуры мозга. Развивается тормозное состояние, работоспособность падает.

Обнаружено, что эффект воздействия шума на организм человека индивидуален и зависит от свойств нервной системы, состояния человека в данный момент, характера деятельности, адаптационных возможностей.

 

1.6 Организация рабочего места

 

Проблема оптимизации рабочей среды решается представителями различных дисциплин в двух направлениях — поддержание высокой работоспособности человека, сохранение его здоровья и повышение производительности труда, качества и объема продукции.

Весьма важным является организация рабочего места. В это понятие включаются и санитарно-гигиенические условия в рабочей зоне, и особенности рабочей позы работающего, наличие отвечающего требованиям эргономики инструмента, и форма кресла и рабочей поверхности, организация сенсорной и моторной зоны пульта управления.

Наиболее распространенные рабочие позы — это "сидя" и "стоя". С точки зрения энергетических затрат и биомеханики рабочая поза "сидя" предпочтительней, чем поза "стоя". В позе "сидя" значительно снижается нагрузка на мышечную и сердечно - сосудистую системы, возрастает точность движений, центр тяжести тела смещается книзу, увеличивается площадь опоры тела. Обнаружено, что только переход из позы "сидя" в позу "стоя" приводит к увеличению энерготрат до 10 -12 %, пульс увеличивается на 8 - 10 %. Однако длительное пребывание в позе "сидя" может приводить к негативным последствиям, связанным с гиподинамией и развитием состояния моторного голода и монотонней. Отсюда понятны широко распространенные "физкультпаузы" для лиц сидячих профессий. Рабочая поза "сидя" может быть неэффективной и нежелательной в случае, когда работнику приходится часто вставать и передвигаться для выполнения некоторых рабочих операций. В этом случае работоспособность снижается из-за дополнительных неоправданных энерготрат и ослабления рабочего двигательного стереотипа.

Рабочая поза "стоя" целесообразна в тех случаях, когда работающему необходимо постоянное передвижение в рабочей зоне, приходится применять значительные физические усилия, менять рабочую зону. Зачастую это бывает связано с технологическими особенностями рабочего цикла.

С точки зрения энерготрат рабочая поза "стоя" с передвижениями в рабочей зоне весьма неэффективна и утомительна. Подсчитано, что ткачихи, обеспечивающие ткацкие станки проходят за рабочую смену до 15 км, что, конечно же, влияет на их работоспособность, приводит к развитию утомления. Чрезвычайно важным, как для одной, так и для другой рабочей позы, является расположение органов управления и деталей рабочего места в рабочей зоне.

Информация о работе Пути борьбы с утомлением и стимуляция работоспособности