Пути повышения устойчивости функционирования технических систем и объектов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2014 в 01:10, реферат

Краткое описание

Техническая система (ТС) - это материальный объект искусственного происхождения, который состоит из элементов (составных частей, различающихся свойствами, проявляющимися при взаимодействии) объединённых связями (линиями передачи единиц или потоков чего либо) и вступающих в определённые отношения (условия и способы реализации свойств элементов) между собой и с внешней средой, чтобы осуществить процесс (последовательность действий для изменения или поддержания состояния) и выполнить функцию ТС (цель, назначение, роль). ТС имеет структуру (строение, устройство, взаиморасположение элементов и связей, задающее устойчивость и воспроизводимость функции ТС). Каждая составная часть ТС имеет индивидуальное функциональное назначение (цели использования) в системе.

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат Бжд1.docx

— 151.41 Кб (Скачать файл)

В общем, управление охраной труда подразумевает подготовку, принятие и реализацию мероприятий осуществлению организационных, технических, санитарно-технических, лечебно-профилактических, мероприятий, направленных на обеспечение безопасности сохранения здоровья и работоспособности человека в процессе труда.

Объектом управления является деятельность функциональных служб и структурных подразделений по обеспечению безопасных и здоровых условий труда.

Управление охраной труда на предприятии в целом осуществляет его руководитель, в цехах, отраслях, службах - его главные специалисты, в подразделениях - руководители (начальники отделов участков, заведующие и т.д.).

Координирует работу служба охраны труда: осуществляет организационно - методическую работу, готовит управленческие решения, контролирует их реализацию. Процесс принятия решений должен начинаться с выявления и четкого формирования конечных целей; всю проблему необходимо рассматривать как единое целое; необходим анализ альтернативных путей достижения целей; подцели не должны вступать в конфликт с общей целью, при этом цель должна удовлетворять требованиям реальности - в этом заключается системный подход в управлении.

Стадии, на которых должны учитываться требования безопасности, образуют полный цикл деятельности (рис. 1.1).       Рис. 1.1 Стадии цикла деятельности Своевременный учет требований безопасности на каждом уровне обусловлен не только техническими, но и экономическими соображениями.

 

  1. Место безопасности жизнедеятельности в системе наук

Учебная дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» (БЖД) — обязательная общепрофессиональная дисциплина, в которой рассмотрены основы безопасного взаимодействия человека со средой обитания (производственной, бытовой, городской, природной) и основы защиты от негативных факторов в опасных и чрезвычайно опасных ситуациях. Изучение дисциплины формирует у специалиста представления о неразрывном единстве эффективной профессиональной деятельности и отдыха с требованиями к безопасности техники и защищенности человека. Реализация этих требований гарантирует сохранение работоспособности и здоровья человека, готовит его к действиям в экстремальных условиях.

Сегодня БЖД опирается на осознанную потребность общества, на правила безопасного повеления, выработанные практикой или смежными областями науки, на законы государства и международного права по безопасности и защите населения. Однако этого недостаточно. В основе БЖД должны лежать систематизированные и обобщенные знания об объективных закономерностях существования и развития природы, человека и общества.

Специфической особенностью БЖД является то, что ее нельзя изучить методами частных наук или простым суммированием их методов. Ее проблематика охватывает многие, если не все, области человеческого знания и является результатом взаимодействия, целостного взаимосвязанного проявления разнообразных, но однородных по своей сути проблем. Поэтому здесь требуется своеобразный синтез методологий многих наук.

БЖД как научная и учебная дисциплина находится на стадии  становления. Отрабатываются ее концептуальные положения,  структура и содержание. На наш взгляд наиболее рационален подход, который в рамках единого курса  на основе общих концептуальных теоретических положений безопасности деятельности человека объединяет знания в  области  «Охраны труда», «Охраны окружающей среды» и «Гражданской обороны»,  т.  е.  на основе общих научно-методических подходов, рассматривает вопросы безопасности в различных ситуативных условиях.

Аргументами в пользу введения единого курса является следующее:

    • единым остается объект исследования — здоровье человека, являющееся основным богатством общества,  которому безразлично в результате  чего потеряно здоровье:  на производстве, вследствие экологических катастроф или в результате их совокупного воздействия;
    • в  основе курса БЖД лежат общие понятия опасных и вредных факторов, имеющих единую классификацию и природу воздействия на человека во всех сферах его деятельности;
    • единый курс имеет большие методические возможности для  проблемного подхода к обучению, позволяет поднять научность и престижность предмета, дает более глубокие мировоззренческие понятия.

БЖД является  интегральной  учебной  дисциплиной,  опирающейся на знания в области экологии, физики, химии, математики, ряда технических дисциплин (теория  машин и механизмов,  теория прочности и надежности, технология производств),  физиологии и психологии человека, токсикологии и гигиены, социологии и экономики.

Структура курса БЖД может быть различной,  однако с учетом приемлемости накопленного опыта преподавания в ВУЗе дисциплин,  связанных с безопасностью человека,  целесообразно представить ее в  виде  четырех основных блоков (разделов) :

1) теоретические основы  и методология безопасности деятельности  человека ;

2) производственная (технологическая) безопасность;

3) экологическая безопасность;

4) безопасность в чрезвычайных  ситуациях.

Учитывая, что некоторые факторы воздействия на человека со стороны среды обитания могут проявляться в различных сферах,  целесообразно рассматривать их в тех разделах,  для которых они наиболее характерны. Так, например, ионизирующие излучения будут рассмотрены в разделе «Безопасность в чрезвычайных ситуациях», а шум — в разделе «Технологическая безопасность»,  хотя оба из указанных факторов определяют и экологическую безопасность.  Общая  структура  курса и его связь с учебными дисциплинами представлена на рис.2.2.

        Рис.2.2. Структура БЖД и его связь с учебными дисциплинами

 

Список использованных источников:

 

  1. БЖД ИНФО: Энциклопедия безопасности жизнедеятельности[Электронный ресурс]: Функции управления БЖД.-Режим доступа: http://bzhde.ru/funkcii-upravleniya-bzhd/
  2. Голубенко А.Л., Петров А.С., Кашура А.Л. Теория технических систем: Учебное пособие. - К.: Арютей, 2005. -240 с.
  3. Кириллов Н.П. Концептуальные модели технических систем с управляемыми состояниями: обзор и анализ // Искусственный интеллект и принятие решений. М.: РАН, 2011, №4
  4. Кожин В.Н. Безопасность жизнедеятельности, - Луганск: Изд-во Восточноукр. гос. ун-та, 1998. - 99 с.
  5. Скобло Ю. С, Соколовська Т. Б., Мазоренко Д. І., Тіщенко Л. М., Троянов М. М. Безпека життєдіяльності: Навчальний посібник для вищих навчальних закладів III— IV рівнів акредитації. — Київ: Кондор, 2003. — 424 с: іл.
  6. Смирнов А.Т. Безопасность жизнедеятельности : учеб. пособие / А. Т. Смирнов, М. А. Шахраманьян, Н. А. Крючек и др. – 3–е изд., перераб.-М.: 2009. - 57 с.

 


Информация о работе Пути повышения устойчивости функционирования технических систем и объектов