Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2014 в 01:10, реферат
Техническая система (ТС) - это материальный объект искусственного происхождения, который состоит из элементов (составных частей, различающихся свойствами, проявляющимися при взаимодействии) объединённых связями (линиями передачи единиц или потоков чего либо) и вступающих в определённые отношения (условия и способы реализации свойств элементов) между собой и с внешней средой, чтобы осуществить процесс (последовательность действий для изменения или поддержания состояния) и выполнить функцию ТС (цель, назначение, роль). ТС имеет структуру (строение, устройство, взаиморасположение элементов и связей, задающее устойчивость и воспроизводимость функции ТС). Каждая составная часть ТС имеет индивидуальное функциональное назначение (цели использования) в системе.
В общем, управление охраной труда подразумевает подготовку, принятие и реализацию мероприятий осуществлению организационных, технических, санитарно-технических, лечебно-профилактических, мероприятий, направленных на обеспечение безопасности сохранения здоровья и работоспособности человека в процессе труда.
Объектом управления является деятельность функциональных служб и структурных подразделений по обеспечению безопасных и здоровых условий труда.
Управление охраной труда на предприятии в целом осуществляет его руководитель, в цехах, отраслях, службах - его главные специалисты, в подразделениях - руководители (начальники отделов участков, заведующие и т.д.).
Координирует работу служба охраны труда: осуществляет организационно - методическую работу, готовит управленческие решения, контролирует их реализацию. Процесс принятия решений должен начинаться с выявления и четкого формирования конечных целей; всю проблему необходимо рассматривать как единое целое; необходим анализ альтернативных путей достижения целей; подцели не должны вступать в конфликт с общей целью, при этом цель должна удовлетворять требованиям реальности - в этом заключается системный подход в управлении.
Стадии, на которых должны учитываться требования безопасности, образуют полный цикл деятельности (рис. 1.1). Рис. 1.1 Стадии цикла деятельности Своевременный учет требований безопасности на каждом уровне обусловлен не только техническими, но и экономическими соображениями.
Учебная дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» (БЖД) — обязательная общепрофессиональная дисциплина, в которой рассмотрены основы безопасного взаимодействия человека со средой обитания (производственной, бытовой, городской, природной) и основы защиты от негативных факторов в опасных и чрезвычайно опасных ситуациях. Изучение дисциплины формирует у специалиста представления о неразрывном единстве эффективной профессиональной деятельности и отдыха с требованиями к безопасности техники и защищенности человека. Реализация этих требований гарантирует сохранение работоспособности и здоровья человека, готовит его к действиям в экстремальных условиях.
Сегодня БЖД опирается на осознанную потребность общества, на правила безопасного повеления, выработанные практикой или смежными областями науки, на законы государства и международного права по безопасности и защите населения. Однако этого недостаточно. В основе БЖД должны лежать систематизированные и обобщенные знания об объективных закономерностях существования и развития природы, человека и общества.
Специфической особенностью БЖД является то, что ее нельзя изучить методами частных наук или простым суммированием их методов. Ее проблематика охватывает многие, если не все, области человеческого знания и является результатом взаимодействия, целостного взаимосвязанного проявления разнообразных, но однородных по своей сути проблем. Поэтому здесь требуется своеобразный синтез методологий многих наук.
БЖД как научная и учебная дисциплина находится на стадии становления. Отрабатываются ее концептуальные положения, структура и содержание. На наш взгляд наиболее рационален подход, который в рамках единого курса на основе общих концептуальных теоретических положений безопасности деятельности человека объединяет знания в области «Охраны труда», «Охраны окружающей среды» и «Гражданской обороны», т. е. на основе общих научно-методических подходов, рассматривает вопросы безопасности в различных ситуативных условиях.
Аргументами в пользу введения единого курса является следующее:
БЖД является интегральной учебной дисциплиной, опирающейся на знания в области экологии, физики, химии, математики, ряда технических дисциплин (теория машин и механизмов, теория прочности и надежности, технология производств), физиологии и психологии человека, токсикологии и гигиены, социологии и экономики.
Структура курса БЖД может быть различной, однако с учетом приемлемости накопленного опыта преподавания в ВУЗе дисциплин, связанных с безопасностью человека, целесообразно представить ее в виде четырех основных блоков (разделов) :
1) теоретические основы
и методология безопасности
2) производственная (технологическая) безопасность;
3) экологическая безопасность;
4) безопасность в чрезвычайных ситуациях.
Учитывая, что некоторые факторы воздействия на человека со стороны среды обитания могут проявляться в различных сферах, целесообразно рассматривать их в тех разделах, для которых они наиболее характерны. Так, например, ионизирующие излучения будут рассмотрены в разделе «Безопасность в чрезвычайных ситуациях», а шум — в разделе «Технологическая безопасность», хотя оба из указанных факторов определяют и экологическую безопасность. Общая структура курса и его связь с учебными дисциплинами представлена на рис.2.2.
Рис.2.2. Структура БЖД и его связь с учебными дисциплинами
Список использованных источников:
Информация о работе Пути повышения устойчивости функционирования технических систем и объектов