Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2013 в 01:21, реферат
Крупные аварии и катастрофы техногенного и природного характера в последние десятилетия оказывают существенное влияние на хозяйственную деятельность, жизнь и здоровье населения нашей республики, его среду обитания.
Это обусловлено, прежде всего, тем, что созданная в Беларуси мощная промышленная индустрия представляет собой потенциальную угрозу для людей, животного и растительного мира. В эксплуатации находятся более 500 объектов, использующих в производстве и хранящих более 20 видов сильнодействующих ядовитых веществ (СДЯВ), в т. ч. более 26 тыс. т аммиака, около 100 т хлора и др.
Все вышеназванные источники выбрасывают в атмосферу около 2 млн. т в год вредных веществ.
Ежегодно в водоемы республики выбрасывается около 1 млрд. м3 сточных вод. Загрязняется почва, падает урожайность сельскохозяйственных культур, изменяется климат, на грани исчезновения многие виды животных и растений.
С каждым годом экологическая ситуация Беларуси становится все хуже и хуже. Во-первых последствия Чернобыльской катастрофы, только финансовые затраты на восстановление экологической системы от которой до 2015 будут равняться не менее 235 млрд. долларов. Во-вторых, в 2008 году количество отходов производства достигло 43 млн. тонн, 73% из них – шламы ПО «Беларуськалий». Кроме промышленных производств, фактором загрязнения остаются транспорт и объекты энергетики. Только в одном Новополоцке выбросы в атмосферу за 2008 год превысили 80 тыс. тонн. В настоящее время используется около 1/5 образовавшихся отходов.
С каждым годом ухудшается экологическое состояние земель (их иссушение и загрязнение), неблагополучная ситуация в сельской местности, загрязнение грунтовых вод.
Валовые выбросы загрязняющих веществ в атмосферу в 2007 г. оказались на 2,5% ниже уровня 2006 г. Снижение их количества затронуло как стационарные, так и передвижные источники. В промышленности повышение годового объема производства на 8,5% сопровождалось снижением выбросов на 6,6%, в отличие от прошлого года, когда рост промышленного производства происходил при увеличении выбросов.
В структуре выбросов основную роль играют такие вещества, как оксид углерода, углеводороды и оксиды азота. На долю оксида углерода приходится более половины, углеводородов – пятая и оксидов азота – десятая часть всего объема выбрасываемых загрязняющих веществ передвижными и стационарными источниками.
По данным мониторинга атмосферного воздуха, проводимого подразделениями Департамента по гидрометеорологии, в большинстве контролируемых городов страны средние за год концентрации основных и специфических загрязняющих веществ были ниже гигиенических нормативов. Превышения этих нормативов носили в основном очаговый характер и имели место в отдельных частях городов. Чаще всего они отмечались по формальдегиду. Кроме этого, повышенные среднегодовые концентрации наблюдались также по суммарным твердым частицам, фенолу, диоксиду азота, аммиаку и некоторым другим веществам.
Превышения максимальных разовых ПДК зафиксированы только в 0,5% от общего количества отобранных проб. Они отмечались в основном при неблагоприятных метеорологических условиях. Эти превышения более чем в 80% случаев находились в диапазоне 1–2 ПДК, менее чем в 1% случаев они превосходили 5 ПДК.
Стабильная экологическая обстановка сохранилась в девяти из семнадцати контролируемых городов страны: Бобруйске, Гродно, Новополоцке, Полоцке, Новогрудке, Жлобине, Светлогорске, Минске и Солигорске. Повышенное содержание формальдегида в течение года отмечено в отдельных районах Бреста, Витебска, Гомеля, Мозыря, Орши и Пинска, твердых частиц – в Речице (район ул. Молодежная). Нестабильная экологическая обстановка сложилась в Могилеве, где к «проблемным» отнесены все контролируемые районы города.
В 2007 г. продолжилось общее снижение водопотребления в стране, которое произошло за счет сокращения использования воды на хозяйственно-питьевые и сельскохозяйственные нужды. В производственном секторе потребление воды несколько выросло.
Уменьшился и объем сточных вод, причем снижение коснулось и такой их категории, как загрязненные сточные воды. Соответственно сократилось и поступление в водные объекты загрязняющих веществ.
Качество поверхностных вод в целом улучшилось. В воде основных рек снизилась повторяемость концентраций загрязняющих веществ выше ПДК. Тем не менее, по данным, полученным на сети мониторинга поверхностных вод Департамента по гидрометеорологии, подобные превышения имели место. По различным веществам и разным рекам они изменялись в широком диапазоне.
Особенно часто указанные превышения фиксировались по железу общему (85–100% от общего количества определений), марганцу (76–98%) и меди (55–91%). По цинку они составили 8–100%, азоту нитритному – 10-75, азоту аммонийному – 13-68, БПК5 – 4-62, нефтепродуктам – 2-22%.
Между бассейнами основных рек существуют различия по качеству вод. Исходя из этих различий, бассейны распределяются в следующей последовательности (в порядке ухудшения качества): бассейн Немана — Западной Двины – Припяти – Западного Буга – Днепра.
Согласно ИЗВ, наиболее чистыми являются реки Неман и Западная Двина. Качество вод этих рек и большинства их притоков не опускалось ниже такой квалификационной характеристики, как относительно чистые. Однако вода отдельных притоков по качеству относилась к умеренно загрязненной категории.
Вода Припяти – относительно чистая, за исключением отдельного участка реки, где она оценивалась как умеренно загрязненная. По качеству воды притоки Припяти в большинстве своем определялись как относительно чистые, однако некоторые из них – как умеренно загрязненные.
Качество воды Западного Буга относится к умеренно загрязненной категории. Вода притоков, как правило, относительно чистая, но имеются реки, вода которых умеренно загрязненная.
В верховье Днепра вода относительно чистая, в нижней части – умеренно загрязненная. Вода притоков – как относительно чистая, так и умеренно загрязненная. К бассейну относится самый грязный водоток страны (р. Свислочь).
Качество вод водоемов в местах водопользования населения по сравнению с предыдущим годом несколько ухудшилось по химическим и улучшилось по микробиологическим показателям. В первом случае доля проб, не соответствующих гигиеническим нормам, составила 19% вместо 15,6% в 2006 г., во втором – 8,6% вместо 10,0%.
Качество подземных вод водозаборов в городах осталось практически на уровне предыдущего года. Для источников централизованного водоснабжения доля проб, не соответствующих гигиеническим нормам по химическим показателям, составила 44,4%, по микробиологическим – 1,5%. Для колодцев данные показатели составили соответственно 40,7 и 16,3%.
Ухудшение качества вод подземных вод связано с обусловленными природными причинами высокими концентрациями железа и, в меньшей степени, – марганца. Для колодцев оно связано с нитратным загрязнением, вызванным хозяйственной деятельностью.
Деградация почв происходит в результате их прямого разрушения, главным образом при ведении различных строительных работ и добыче полезных ископаемых, а также вследствие развития эрозионных процессов преимущественно на пахотных угодьях. Для торфяных почв, в случае их использования под пашню, характерна ускоренная минерализация органического вещества.
Прямое разрушение почвенного покрова в связи с ведением строительных работ и добычей полезных ископаемых, так же как и в предыдущем году, не отличалось интенсивностью. Площадь нарушенных земель в стране продолжала сокращаться. По сравнению с 2006 г., она уменьшилась на 3,7% и составила 5,2 тыс.га. Причем половина из этой площади приходится на Минскую область и 29% на Брестскую.
Эродированные почвы охватывают примерно десятую часть пахотных земель. Деградированные торфяные – почти четверть общей площади торфяных почв, используемых в сельском хозяйстве. Более 2/3 торфяных почв пахотных земель относятся к маломощным (с мощностью торфа до 1 м).
Наряду с развитием эрозионных процессов в Беларуси проявляются и такие негативные изменения почв, как снижение их плодородия из-за недостаточного внесения удобрений. Подобные изменения отмечаются примерно в половине районов страны.
Химическое загрязнение почв имеет место преимущественно в городах и зонах их влияния, в придорожных полосах транспортных магистралей, в зонах влияния полигонов складирования отходов, в местах нефтедобычи и на сельскохозяйственных землях.
В городах основными загрязнителями почв выступают нефтепродукты и тяжелые металлы и, в меньшей степени, – сульфаты. Среди тяжелых металлов ведущая роль принадлежит кадмию, свинцу и цинку.
В настоящее время в Беларуси реализуется пятая "чернобыльская" Государственная программа, рассчитанная на 2011-2015 годы и на период до 2020 года. В ней акцент сделан на совершенствование системы управления пострадавшими территориями и на разработку стратегий их функционирования. Продолжатся реабилитация территорий и возврат в пользование утраченных сельхозугодий.
Объем финансирования на 2011 – 2015 годы – около 2,3 млрд. долларов США. Отличительные особенности: основной приоритет – переход от реабилитации пострадавших территорий к их устойчивому социально-экономическому развитию; сохранены адресные защитные мероприятия; предусмотрено выполнение специальных проектов развития пострадавших районов; усилена информационная составляющая (информационное сопровождение процесса возрождения чернобыльских территорий).
Целями Государственной программы являются дальнейшее снижение риска неблагоприятных последствий для здоровья граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС, содействие переходу от реабилитации территорий к их устойчивому социально-экономическому развитию при безусловном обеспечении требований радиационной безопасности.
Задачи Государственной программы:
в области социальной и медицинской защиты населения:
– обеспечение социальной защиты пострадавших граждан;
– совершенствование системы медицинского наблюдения, специальной диспансеризации, диагностики и лечения пострадавших граждан;
– реализация мероприятий по повышению эффективности и улучшению качества санаторно-курортного лечения и оздоровления пострадавших граждан;
– обеспечение бесплатным питанием несовершеннолетних детей, проживающих или обучающихся в учреждениях общего среднего образования на территории радиоактивного загрязнения;
в области радиационной защиты:
– реализация комплекса защитных мер в сельском хозяйстве, обеспечивающих производство продукции, соответствующей республиканским и международным нормативам по содержанию радионуклидов;
– проведение мероприятий в лесном хозяйстве по рациональному использованию лесных ресурсов на загрязненных территориях, охране лесов от пожаров, минимизации доз облучения работников леса;
– координация работы по обеспечению контроля радиоактивного загрязнения;
– выполнение работ по содержанию и функционированию территорий зоны эвакуации (отчуждения), зоны первоочередного отселения, зоны последующего отселения, включая ликвидацию непригодных объектов, дезактивацию, захоронение радиоактивных отходов, требующих специального обращения;
в социально-экономическом развитии пострадавших регионов:
– продолжение газификации, строительства водопроводных сетей и сооружений водоподготовки в загрязненных населенных пунктах;
– обеспечение жильем льготной категории граждан, а также специалистов, прибывших на работу на территории радиоактивного загрязнения;
– реализация специальных проектов, направленных на социально-экономическое развитие пострадавших районов;
в области научного и информационного обеспечения:
– разработка новых методов диагностики, лечения и реабилитации пострадавших граждан;
– совершенствование методов прогнозной оценки доз облучения населения в отдаленный период после катастрофы на Чернобыльской АЭС для проведения мер радиационной защиты;
– обоснование показателей плодородия почв, обеспечивающих минимизацию поступления цезия-137 и стронция-90 в продукцию сельскохозяйственных культур, на принципах экономической целесообразности применения агрохимических защитных мер;
– получение новых знаний в области радиобиологии и радиоэкологии для уточнения принципов безопасной жизнедеятельности на загрязненных территориях;
– дальнейшее совершенствование взаимодействия республиканских органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов в осуществлении политики государства в области минимизации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС на основе внедрения современных организационных и информационных технологий.
Многие последствия Чернобыльской катастрофы преодолевались совместными усилиями Беларуси и России. Начиная с 1998 года, реализовано три специальных программы в рамках Союзного государства. В результате их выполнения создана единая система специализированной медицинской помощи. В настоящее время на территориях, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС (21 район Брестской, Гомельской и Могилевской областей Республики Беларусь) продолжается жизнь, люди растят детей, работают. Каждый год сюда на работу приезжает огромное количество специалистов. Им выделяется служебное жилье, достойная зарплата, создаются условия для карьерного роста и самореализации, предоставляются льготные кредиты. Государство прилагает немалые усилия для возвращения пострадавших территорий к жизни и росту социально-экономического благополучия.