Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2014 в 19:16, курсовая работа
Объектом исследования является третий микрорайон г. Благовещенска. Целью работы является разработка системы мониторинга шума транспортных потоков.
В ходе работы были изучены основы проведения мониторинга транспортного шума, подобраны приборы для определения эквивалентного уровня звука, изучены требования к средствам измерения, принципы проведения измерений и рассчитан эквивалентный уровня звука.
Введение
1 Характеристика объекта мониторинга
2 Обоснование системы мониторинга, показателей и критериев
2.1 Параметры, характеризующие шум
2.2 Информационное обеспечение в области транспортного шума
3 Методическое и инструментальное обеспечение проведения шумового контроля
3.1 Методы исследования транспортного шума
3.2 Методика проведения измерений транспортного шума
3.3 Средства измерений и вспомогательное оборудование
3.4 Проведение измерений
3. 4. 1 Выбор точек для измерения транспортного шума
3. 4. 2 Проведение измерений транспортного шума
4 Расчетный метод определения уровня транспортного шума
4.1 Вычисление уровня шума на транспортной магистрали
4.2 Расчет уровней шума транспортных потоков на территории застройки
5 Оценка воздействия транспорта на окружающую среду
5.1 Характеристика шумовых эффектов
5.2 Влияние шума на организм человека
5.3 Допустимые уровни шума для населения
Заключение
Библиографический список
Измерения проводятся при условии, что проезжая часть улиц и автомобильных дорого должна быть чистой и сухой, а балластный слой ж/д путей не должен быть мокрым и промерзшим.
Время проведения измерений устанавливается в период максимальной интенсивности движения транспортных потоков (например с 8 до 10 час и с 16 до 18 час).
Измерения не проводятся во время выпадения атмосферных осадков и скорости ветра более 5 м/с. При скорости ветра 1 – 5 м необходимо применять противоветровой защитный колпак для микрофона [4].
3.4.2 Проведение измерений транспортного шума
Согласно ГОСТ 20444-85, при проведении измерения шумовой характеристики транспортного потока, в состав которого могут входить легковые и грузовые автомобили, автопоезда, автобусы (в дальнейшем - автомобили), мотоциклы, мотороллеры, мопеды и мотовелосипеды (в дальнейшем - мотоциклы), а также троллейбусы и трамваи, измерительный микрофон должен располагаться на тротуаре или на обочине на расстоянии (7,5 ± 0,2) м от оси ближней к точке измерения полосы или пути движения транспортных средств на высоте (1,5 ± 0,1) м от уровня покрытия проезжей части или головки рельса. В условиях стесненной застройки измерительный микрофон допускается располагать на расстоянии меньшем 7,5 м от оси ближней к точке измерения полосы или пути движения транспортных средств, но не ближе 1 м от стен зданий, сплошных заборов и других сооружений или элементов рельефа, отражающих звук.
В случае расположения улицы или дороги в выемке измерительный микрофон следует устанавливать на бровке выемки на высоте (1,5 ± 0,1) м от уровня земли.
Измерительный микрофон должен быть направлен в сторону транспортного потока. Оператор, проводящий измерение, должен находиться на расстоянии не менее чем 0,5 м от измерительного микрофона.
Переключатель частотной характеристики измерительной аппаратуры при проведении измерения уровней звука следует устанавливать в положение «А», а переключатель временной характеристики - в положение согласно требованиям инструкций по эксплуатации приборов.
Период измерения шумовой характеристики транспортного потока, в состав которого могут входить автомобили, мотоциклы, а также троллейбусы и трамваи, должен охватывать проезд не менее 200 транспортных единиц в обоих направлениях.
Период измерения шумовой характеристики транспортного потока, в состав которого входят только трамваи, должен охватывать проезд не менее 20 трамваев в обоих направлениях.
Продолжительность периода измерения шумовой характеристики потока железнодорожных поездов должна составлять не менее 1 ч.
При проведении измерения шумовой характеристики транспортного потока, в состав которого могут входить автомобили, мотоциклы, а также троллейбусы и трамваи, при помощи шумомера со стрелочным индикатором уровней звука интервал между отсчетами уровней звука должен составлять от 2 до 3 с. Отсчет уровней звука необходимо производить как при наличии, так и при отсутствии на участке измерения движущихся транспортных средств. Значения уровней следует принимать по показаниям стрелки прибора в момент отсчета.
При проведении измерения шумовой характеристики транспортного потока, в состав которого входят только трамваи или железнодорожные поезда, при помощи шумомера со стрелочным индикатором уровней звука следует определять уровень звука LА, дБА, в период прохождения трамвая или железнодорожного поезда перед измерительным микрофоном по среднему показанию при колебании стрелки прибора.
Значения уровней звука следует считывать со шкалы шумомера с точностью 1 дБА.
Уровни звука помех, создаваемых посторонними источниками шума в период измерения шумовых характеристик транспортных потоков, должны быть не менее чем на 20 дБА ниже уровней при прохождении перед измерительным микрофоном транспортных средств, включая помехи.
Одновременно с измерением шумовой характеристики транспортного потока следует определять его состав и интенсивность движения. При проведении измерения шумовой характеристики транспортного потока, в состав которого входят только трамваи или железнодорожные поезда, при помощи шумомера со стрелочным индикатором уровней звука следует определять также скорость их движения [6].
4 РАСЧЕТНЫЙ МЕТОД ОПРЕДЕЛЕНИЯ УРОВНЯ ТРАНСПОРТНОГО ШУМА
4.1 Вычисление уровня шума на транспортной магистрали
В соответствии с ГОСТ 20444-85 [3] шумовой характеристикой потоков автомобилей, автобусов и троллейбусов является эквивалентный уровень звука LАэкв, дБА, на расстоянии 7,5 м от оси первой полосы движения.
Приступая к этому расчету, необходимо иметь следующие данные:
1 Общее количество всех
автомобилей, проходящих за 1 час
в двух направлениях по
2 Отдельно количество грузовых и общественных (автобусы) экипажей, а также автомобилей с дизельными двигателями (каждый вид экипажей в % к общему количеству проходящего транспорта).
3 Среднюю скорость движения (км/ч) транспортного потока.
4 Наличие в потоке движения трамваев и их тип.
5 Тип дорожного покрытия проезжей части улицы.
6 Наличие разделительной
полосы между проезжими
7 Продольный уклон магистрали (в % от 0).
Для установления зависимости шумовой характеристики от интенсивности и состава транспортного потока проводился подсчет транспортных средств. В соответствие с требованиями ГОСТ 20444-85 [3] транспортный поток делится на следующие группы: легковые автомобили, общественный транспорт, грузовые автомобили.
Интервал времени проведения измерений определялся интенсивностью транспортных потоков и соответствовал времени прохождения двухсот транспортных средств в обоих направлениях. В ходе проведения исследований измерительный интервал составил 14 минут. Впоследствии, при обработке результатов измерений, определялись интенсивность движения (количество транспортных средств в час) и доля транспортных средств того или иного вида в общем потоке (%).
Выбор времени проведения измерений основывался интенсивностью движения транспорта в дневное и вечернее время. Измерения проводились в часы пик, а именно с 17.00 до 18.00 часов вечером.
Результаты измерений сведены в таблицу 2.
Таблица 2 - Результаты измерений.
Исследуемая улица |
Интенсивность движения, авт/ч |
Доля легковых автомобилей в потоке, % |
Доля грузовых автомобилей в потоке, % |
Доля общественного транспорта в потоке, % |
Игнатьевское шоссе |
1500 |
80 |
10 |
10 |
Студенческая |
1100 |
75 |
22 |
3 |
Когда известны характеристики движения и состава транспортных потоков, параметры поперечного и продольного профиля магистральных улиц и дорог, тип покрытия проезжей части улицы или дороги, шумовая характеристика потоков средств автомобильного транспорта определяется по таблице 3 с учетом поправок, приведенных в табл. 4 - 6. В соответствии с требованиями ГОСТ 23337-78* [1] шумовая характеристика должна учитывать изменения в интенсивности движения транспортных потоков, происходящие в течение дня. Поэтому шумовая характеристика определяется в зависимости от средней часовой интенсивности движения транспортных потоков за дневной период суток.
Таблица 3 - Эквивалентный уровень звука LАэкв, дБА, в зависимости от интенсивности движения, авт/ч, и доли грузовых автомобилей, автобусов и троллейбусов в потоке, %.
Доля грузовых автомобилей, автобусов и троллейбусов в потоке, % |
Эквивалентный уровень звука LАэкв, дБА | ||||
При интенсивности движения, авт/ч | |||||
1000 |
1100 |
1200 |
1300 |
1400 и более | |
20 |
72 |
72 |
73 |
73 |
74 |
30 |
73 |
74 |
74 |
75 |
75 |
По Игнатьевскому шоссе в зависимости от интенсивности движения, равной 1500 авт/ч и доли грузовых автомобилей, автобусов и троллейбусов в потоке, равной 20 %, эквивалентный уровень звука составляет LАэкв = 74 дБА.
По улице Студенческая в зависимости от интенсивности движения, равной 1100 авт/ч и доли грузовых автомобилей, автобусов и троллейбусов в потоке, равной 25 %, эквивалентный уровень звука составляет LАэкв = 73,4 дБА.
Таблица 4 – Поправка к эквивалентному уровню звука LАэкв, дБА, в зависимости от средней скорости движения потока, км/ч
Средняя скорость движения потока, км/ч |
20 |
30 |
40 |
50 |
60 |
70 |
80 |
90 |
100 |
Поправка к LАэкв, дБА |
-6,5 |
-4 |
-2,5 |
-1 |
0 |
1 |
1,5 |
2,5 |
3 |
По Игнатьевскому шоссе в зависимости от средней скорости движения потока, равной 60 км/ч, поправка к эквивалентному уровню звука составляет 0 дБА. Соответственно LАэкв = 74 дБА.
По улице Студенческая в зависимости от средней скорости движения потока, равной 40 км/ч, поправка к эквивалентному уровню звука составляет 2,5 дБА. Соответственно LАэкв = 70,9 дБА.
Таблица 5 - Поправка к эквивалентному уровню звука LАэкв, дБА, в зависимости от числа полос движении проезжей части улицы в обоих направлениях и типа покрытия проезжей части улицы
Влияющий фактор |
Поправка к LАэкв, дБА |
1. Число полос движения
проезжей части улицы или |
1 |
2. Тип покрытия проезжей части улицы или дороги - асфальтобетон |
0 |
По Игнатьевскому шоссе в зависимости от числа полос движении проезжей части улицы в обоих направлениях и типа покрытия проезжей части улицы, поправка к эквивалентному уровню звука составляет 1 дБА и 0 дБА соответственно. Значит LАэкв = 75 дБА.
По улице Студенческая эквивалентный уровень звука LАэкв = 71,9 дБА.
Таблица 6 - Поправка к эквивалентному уровню звука LАэкв, дБА, в зависимости от продольного уклона улицы, %.
Продольный уклон улицы или дороги. % |
Поправка к LАэкв, дБА, при доле числа грузовых автомобилей, автобусов и троллейбусов в суммарном числе транспортных средств в потоке, % | ||||
0 |
5 |
20 |
40 |
100 | |
2 |
- |
1 |
1 |
1,5 |
1,5 |
4 |
1 |
1,5 |
2,5 |
2,5 |
3 |
По Игнатьевскому шоссе в зависимости от продольного уклона улицы, равного 4 %, и доли грузовых автомобилей, автобусов и троллейбусов в потоке, равной 20 %, поправка к эквивалентному уровню звука составляет 2,5 дБА. Соответственно LАэкв = 77,5 дБА.
По улице Студенческая в зависимости от продольного уклона улицы, равного 4 %, и доли грузовых автомобилей, автобусов и троллейбусов в потоке, равной 25 %, поправка к эквивалентному уровню звука составляет 2,5 дБА. Соответственно LАэкв = 74,4 дБА.
4.2 Расчет уровней шума транспортных потоков на территории застройки
Оценку ожидаемого шумового режима застраиваемых или реконструируемых примагистральных территорий, выбор наиболее целесообразных, эффективных и экономичных средств снижения транспортного шума, их расчет и проектирование проводят на основе расчета уровней звука в застройке. Расчет проводится по стандартной методике, представленной в справочнике проектировщика [5].