Роль государства в защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2014 в 22:20, реферат

Краткое описание

Человечество еще на заре своего существования пришло к выводу, что различным опасностям, в том числе разрушительным силам природы, лучше всего противостоять только объединившись в коллективы и сообщества.
Рассматривая эту проблему в историческом плане, нетрудно заметить тенденцию, заключающуюся в том, что по мере развития цивилизации, технического прогресса роль и влияние государства в обеспечении защиты населения и территорий от стихийных бедствий, аварий, природных, техногенных и экологических катастроф неуклонно возрастало.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………………………..3
Глава 1. Какова роль государства в обеспечении безопасности своих граждан от природных, техногенных и других опасностей и угроз?........4
Глава 2. Три этапа становления и развития системы защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций различного характера в России……………………………………………………………………………………………………...11
Глава 3. Основные определения терминов, вводимые Федеральным законом «О защите населения…», применяемых в РСЧ………………………………………13
Заключение……………………………………………………………………………………………..14
Список литературы……………

Вложенные файлы: 1 файл

Безопасность жизнедеятельности. Доклад..docx

— 34.81 Кб (Скачать файл)

     Как упоминалось выше, в апреле 1992 г. для реализации государственной политики по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций постановлением Правительства Российской Федерации была образована Российская служба спасения - Российская система предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях, преобразованная в 1995 г. в единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

    Основная цель создания этой системы - объединение усилий центральных органов федеральной исполнительной власти, органов представительной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также организаций, учреждений и предприятий, их сил и средств в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

    Основными задачами, решаемыми РСЧС, являются:

- разработка и реализация  правовых и экономических норм, связанных с обеспечением защиты  населения и территорий от  чрезвычайных ситуаций;

- осуществление целевых  и научно-технических программ, направленных  на предупреждение чрезвычайных  ситуаций и повышение устойчивости  функционирования предприятий, учреждений  и организаций независимо от  их организационно-правовых форм, а также подведомственных им  объектов производственного и  социального назначения в чрезвычайных  ситуациях;

- обеспечение готовности  к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных  для предупреждения и ликвидации  чрезвычайных ситуаций;

- сбор, обработка, обмен  и выдача информации в области  защиты населения и территорий  от чрезвычайных ситуаций;

- подготовка населения  к действиям при чрезвычайных  ситуациях;

- прогнозирование и  оценка социально-экономических  последствий чрезвычайных ситуаций;

- создание резервов  финансовых и материальных ресурсов  для ликвидации чрезвычайных  ситуаций;

- осуществление государственной  экспертизы, надзора и контроля  в области защиты населения  и территорий от чрезвычайных  ситуаций;

- ликвидация чрезвычайных  ситуаций;

- осуществление мероприятий  по социальной защите населения, пострадавшего от чрезвычайных  ситуаций, проведение гуманитарных  акций;

- реализация прав и  обязанностей населения в области  защиты от чрезвычайных ситуаций, в том числе лиц, непосредственно  участвующих в их ликвидации;

- международное сотрудничество  в области защиты населения  и территорий от чрезвычайных  ситуаций.

РСЧС строится по территориально-производственному принципу и включает в себя территориальные и функциональные подсистемы и имеет пять уровней: федеральный, региональный, территориальный, местный и объектовый.

 

В России (СССР) становление и развитие системы защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций различного характера можно условно разделить на три этапа.

 

 1. Этап (1932-1961 гг.). Создание и функционирование местной противовоздушной обороны (МПВО)

Создание МПВО было обусловлено появлением и бурным развитием после Первой мировой войны авиации и химического оружия и ростом их возможностей по населению ударов по тыловым объектам страны.

      В годы Великой  Отечественной войны МПВО обеспечила  успешную защиту населения от  ударов фашистской авиации и  создала условия для устойчивого  функционирования объектов экономики, превратилась из локальной в общегосударственную систему защиты тыла страны, стала важным элементом обороноспособности государства.

     2.Этап (1961-1990 г.г). Создание и функционирование системы Гражданской обороны страны.

     Появление ядерного  оружия, создание ракетных средств  его доставки потребовали коренных  изменений военных доктрин ядерных  стран, при этом проблема защиты  населения и территорий от  оружия массового поражения приобрела  еще большую остроту и важность.

    Перед  Гражданской обороной была поставлена  задача - совместно с ПВО страны  не допустить в будущей войне  уничтожения 25 - 30% населения нашей  страны и 50 - 70% ее производственных  мощностей, сконцентрированных в  крупных городах, что представляло  собой «неприемлемый ущерб» и  могло привести к военному  краху.       

   Высокая  степень готовности ГО к выполнению  этой задали в 60-70 годы была одним из сдерживающих факторов развязывания ядерной войны со стороны вероятных противников СССР.

     В 1987 г. были приняты меры по  приданию системе ГО определенных  функций в плане непосредственного  решения задач по защите населения  и территорий в ЧС природного  и техногенного характера. Однако  Спитакская трагедия показала, что решительных мер по реорганизации гражданской обороны принято не было, она опять оказалась не готовой к решению задач мирного времени. Сложившаяся обстановка требовала создания новой государственной системы, способной эффективно решать задачи защиты населения и территорий в ЧС как в военное, так и в мирное время.

     3 - Этап (1990- по настоящее время). Создание государственной системы защиты населения и территорий в чрезвычайных ситуациях в условиях как мирного, так военного времени.

    Начало  создания структуры - 27 декабря 1990 года, когда было принято постановление  Совета министров РСФСР «Об  образовании Российского корпуса  спасателей на правах государственного  комитета РСФСР, а также формирование  единой государственно-общественной  системы прогнозирования, предотвращения  и ликвидации последствий чрезвычайных  ситуаций». Именно этот день - 27 декабря - в 1995 году Указом Президента  РФ объявлен Днем спасателя  Российской Федерации.

    10 января 1994 года комитет был преобразован  в Министерство Российской Федерации  по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации  последствий стихийных бедствий (МЧС России).

    МЧС  России является федеральным  органом исполнительной власти, проводящим государственную политику  и осуществляющим управление  в области гражданской обороны, защиты населения и территорий  от чрезвычайных ситуаций природного  и техногенного характера, обеспечения  пожарной безопасности, а также  координирующим деятельность федеральных  органов исполнительной власти  в указанной области.

     21 декабря 1994 года был принят закон  «О защите населения и территорий  от чрезвычайных ситуаций природного  и техногенного характера», который  стал главным инструментом управления  как в области предупреждения  чрезвычайных ситуаций, снижения  рисков, так и в вопросах ликвидации  последствий аварий, катастроф и  стихийных бедствий. Этот закон  стал началом создания правовой основы деятельности Чрезвычайной службы России.

   Федеральный закон «О защите населения...» вводит основные определения терминов, применяемых в РСЧС.

    Чрезвычайная ситуация (ЧС) — обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значитель­ные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

     Авария— чрезвычайное событие техногенного характера, произошедшее по конструктивным, производственным, технологическим или эксплуатационным причинам либо из-за случайных внешних воздействий и заключающееся в повреждении, выходе из строя, разрушении технических устройств или сооружений.

      Производственная  или транспортная катастрофа — крупная авария, повлекшая за собой человеческие жертвы, значительный материальный ущерб и другие тяжелые последствия.

     Предупреждение чрезвычайных  ситуаций — комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь в случае их возникновения.

     Ликвидация чрезвычайных  ситуаций — аварийно-спасательные и другие неотложные работы (АС и ДНР), проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь, а также на локализацию зон ЧС, прекращение действия характерных для них опасных факторов.

   Зона чрезвычайной ситуации — территория, на которой сложилась чрезвычайная ситуация.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  

 

 

Заключение

Чрезвычайные ситуации способны поставить под угрозу безопасное проживание людей на огромных территориях, вызвать социально-политическую нестабильность и значительный материальный ущерб. Чтобы всего этого избежать, необходимы мероприятия, меры и организации по предупреждению ЧС.

Правовую основу безопасности жизнедеятельности составляют законы и постановления, принятые представительными органами Российской Федерации, и подзаконные акты: указы президентов, постановления правительства Российской Федерации и входящих в нее государственных образований, местными органами власти и специально уполномоченными органами. Среди законодательных актов по организации работ в чрезвычайных ситуациях: Трудовой кодекс Российской Федерации, Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». Среди подзаконных актов – Постановления правительства «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайной ситуации», «О подготовке населения в области защиты от ЧС природного и техногенного характера» и др. Основным законом государства является Конституция Российской Федерации, а ее гарантом – Президент.

Нормативно-технической основой обеспечения безопасности жизнедеятельности составляет нормативно-техническая документация по охране труда, включающая государственные стандарты Российской Федерации, систему стандартов безопасности труда, отраслевые стандарты, санитарные правила, гигиенические нормативы, правила безопасности, инструкции по безопасности.

МЧС РФ осуществляет управление, координацию, контроль и реагирование в области ГО, защиты населения и территорий от ЧС, обеспечения пожарной безопасности.

  

 

 

 

 

 

                Список литературы:

 

  1. Электронное учебное пособие. «Предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций»  http://www.obzh.ru/pre/1-3.html 
  2. «Студопедия»   http://studopedia.net

Информация о работе Роль государства в защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций