Роль философского мировоззрения в развитии социологического знания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2013 в 17:32, доклад

Краткое описание

Общетеоретическая социология исходит из соответствующих философских предпосылок. Она базируется на определенном мировоззрении, в котором ведущую роль играет та или иная философская концепция. Мировоззрение социолога и методология, которую он применяет в своих исследованиях, свидетельствуют об органической взаимосвязи социологии и философии.
Выделившись из универсальных философских систем и, развиваясь, как самостоятельная наука, социология не утратила своего философского содержания. Она получила возможность расширить общесоциологический, т.е. по сути философский анализ развития общества и существенно углубить исследования. В своих наиболее фундаментальных положениях и выводах общетеоретическая социология выступает как философская наука.

Вложенные файлы: 1 файл

Sotsiologia.docx

— 23.88 Кб (Скачать файл)

Роль  философского мировоззрения в развитии социологического знания.

 

 

Общетеоретическая социология исходит из соответствующих  философских предпосылок. Она базируется на определенном мировоззрении, в котором  ведущую роль играет та или иная философская концепция. Мировоззрение  социолога и методология, которую  он применяет в своих исследованиях, свидетельствуют об органической взаимосвязи  социологии и философии.

Выделившись из универсальных философских систем и, развиваясь, как самостоятельная  наука, социология не утратила своего философского содержания. Она получила возможность расширить общесоциологический, т.е. по сути философский анализ развития общества и существенно углубить исследования. В своих наиболее фундаментальных положениях и выводах общетеоретическая социология выступает как философская наука.

И социология, и социальная философия рассматривают  общество в целом. Это их общая  черта, которая определяет особенно тесную взаимосвязь этих наук.

 

В трудах философов  античности Платона и Аристотеля и др; ранних христианских учениях создавались первые теории об общественном устройстве, положении и роли человека в обществе. В середине века господствовали теологические теории, объяснявшие принципы миропорядка и государства с позиции христианских, буддийских, исламских учений о жизни людей. За эпохой религиозной реформации и католической реакции следует Эпоха Просвещения. Основным стремлением просвещения было найти путём деятельности человеческого разума естественные принципы человеческой жизни (естественная религия, естественное право, естественный порядок экономической жизни физиократов и т. п.). С точки зрения таких разумных и естественных начал подвергались критике все исторически сложившиеся и фактически существовавшие формы и отношения . Ввиду этого (17-18 вв.) в трудах Д. Локка, Ж. Руссо, Н. Макиавелли и др. получили распространение рационалистические теории устройства общества. Но все эти учения были умозрительными, не имели научной основы, их нельзя было проверить точными методами.

 

Возникновение социологии как науки приходится на ЗО-е годы XIX в. Ее появление было реакцией на общественную потребность  знать и изучать изменяющийся в направлении целостности социальный мир. Речь идет о Великой французской революции, которая перевернула прежние порядки, нормы и ценности. Под влиянием идеалов демократии французской революции, промышленная революция принесла важные экономичные и социальные изменения.

 

Основателем социологии был О. Конт. Его идеи строгого отбора социальных фактов, понимания  общества как органического целого. Социальные и политические потрясения, вызванные Французской революцией, глубоко на него повлияли. В своих работах Конт выступил против метафизических взглядов эпохи Просвещения, господствовавших во Франции до революции. Конт стремился выработать рациональный подход к изучению общества, основу которого составили эксперимент и наблюдение. отказ от умозрительного и абстрактно-спекулятивного подхода к нему оказались наиболее предпочтительными, для дальнейшего прогресса социологии.

Активному проникновению  в социологию эволюционизма способствовали взгляды Г. Спенсера. В связи со значительным развитием естественных наук, социальная эволюция стала рассматриваться как продолжение биологической. Это явилось своеобразным импульсом для развития в социологии натурализма.

 

Большое влияние  на развитие социологии оказали и  продолжают оказывать идеи К. Маркса: об определяющей роли экономических  факторов в развитии общества, отчуждении труда, классовой структуре и  классовой борьбе, роли человека в  изменении окружающего мира и  самого себя и др. Общество, а не Бог, является более высокой стадией развития отдельного человека. Чтобы познать и улучшить мир, нужно познать и улучшить свое общество.

Психологическое направление в социологии, активно  развивавшееся в конце XIX - начале XX в. (А. Уорд, Ф. Гиддингс, Г. Лебон, Г. Тард, Ч. Кули и др.), позволило сделать новый шаг по пути приближения к конкретным проблемам личности, социальной группы, общества. Именно этому направлению социология обязана возросшим интересом к изучению внутреннего мира человека, социально-психологических отношений между людьми и общностями.

Профессионализация  социологии связана с именами прежде всего двух крупных немецких социологов - Ф. Тенниса и Г. Зиммеля. Первый осуществил плодотворную попытку разработки социологии как науки, анализирующей свой предмет независимо от его содержательных характеристик посредством использования многообразных аналитических построений. Это способствовало самоопределению и институционализации социологии. Второй - Г. Зиммель - акцентировал внимание на изучении форм социального взаимодействия людей, носящих "сквозной" для человечества характер: конфликт, конкуренция, подчинение, авторитет, договор и др. Основной же "клеточкой" общества Зиммель считал взаимодействие.

Один из выдающихся представителей социологии - Э. Дюркгейм. Главными характеристиками разработанной  им  системы были а) понимание  общества как саморегулирующегося  структурно-функционального организма; б) трактовка общественного порядка  как нормального его состояния; в) рассмотрение в качестве основного  регулирующего механизма морали и признание ведущей роли в  его функционировании социальных институтов воспитания.

 

Основой социологии М. Вебера было учение об идеальных  типах как теоретических конструкциях, отражавших не объективную эмпирическую реальность, а результат исследовательской  деятельности ученого. Это привело  к появлению "понимающей социологии", исходным пунктом которой стало  осмысленное социальное действие. Одна из центральных идей Вебера - связь  экономики, этики и религии, которая, и по сей день, оказывает большое  воздействие на социологию.

 

Русская социологическая  мысль XIX - начала XX в. отражала взгляды  различных социальных и идейно-политических сил - от революционно-демократических до консервативных. Основными ее течениями были: позитивизм (М.М. Ковалевский), религиозный консерватизм (Н. Я. Данилевский), психологизм (Н.И. Кареев, Е.В. де-Роберти), субъективизм (Н.К. Михайловский).

 

Развитие  социологии в XX в. связано, во-первых, со становлением и усилением эмпирической линии, во-вторых, со  стремлением  определенным образом соединить  теоретическую и эмпирическую социологию. Хронологические рамки этого  этапа охватывают, начиная с 20-х  годов, пол-столетия.

Причины активного  распространения эмпиризма следует  видеть в развитии как общества, так и самой науки, в выходе на новый, более высокий уровень, приближении к зрелому состоянию. Развивающееся экономически общество, ориентирующееся на быстрый социальный прогресс, не могло не обратиться к эмпирической социологии, ее лучшим работам, выводам и, позволяющим решать конкретные проблемы.

 

 

 

Социология начала свое развитие еще задолго до 18в. До научный период развития знания об обществе охватывает время от античной эпохи до середины 19 в. Предшественницей научной социологии является социальная философия.

Различные учения о функционировании и развитии общества выступали как со­ставные части общефилософских концепций мыслителей Вос­тока и Запада. Своеобразные, порой весьма оригинальные, взгляды на развитие общества, проблемы политики, морали, науки, религии и искусства были высказаны в учениях древне­индийских, древнекитайских и древнегреческих философов, европейских мыслителей средних веков и Нового времени.

 

Характерно, что социология, выступая как часть  тех или иных философских учений, сама не ограничивалась лишь про­блемами общества как целого, движущих сил его развития и т. п. По сути дела она касалась всех сторон развития общества, в том числе проблем государства, политики, права, экономики, морали, искусства, религии, других сторон общественного раз­вития, которые впоследствии стали предметом изучения от­дельных наук.

 

Однако с  развитием общества, по мере накопления знаний об отдельных его сторонах социология постепенно теряла роль единой универсальной теории общества. От нее отпочковались политология, правоведение, политическая экономия, этика, эстетика и ряд других наук. И сама она отныне развивалась  как самостоятельная наука, во - первых, по отношению к выделившимся из нее отраслям знаний, во - вторых, по отношению к универсальным философским системам прошлого.

 

Предметом внимания и изучения социологии все более  ста­новились фундаментальные основы развития общества как це­лостного социального организма, взаимодействие его объек­тивных и субъективных сторон, диалектика материального и духовного в историческом процессе, факторы социального про­гресса, проблемы гражданского общества, гуманизма и соци­альной справедливости. В результате в XIX в. появился ряд общесоциологических концепций, предлагающих то или иное решение указанных проблем. Среди них наибольшее признание получили социальные теории Георга Вильгельма Фридриха Гегеля, Огюста Конта, Герберта Спенсера, Карла Маркса, а впо­следствии Эмиля Дюркгейма, Макса Вебера, Габриеля Тарда, Лестера Уорда и других социологов.

 

Выделившись из универсальных философских систем и развиваясь как самостоятельная наука, социология тем не ме­нее не утратила своего философского содержания. Она получи­ла возможность расширить общесоциологический, т. е. по сути философский, анализ развития общества и существенно углу­бить исследования. В своих наиболее фундаментальных поло­жениях и выводах общетеоретическая социология выступает и как философская наука.

 

Общетеоретическая социология исходит из соответствующих  философских предпосылок. Она базируется на определен­ном мировоззрении, в котором ведущую роль играет та или иная философская концепция. С позиции данной концепции решаются, скажем, проблемы движущих сил развития общест­ва, направленности социальных процессов, взаимодействия личности, социальных групп и общества, материального и ду­ховного в историческом развитии, т. е. наиболее фундамен­тальные проблемы жизни и развития общества. Методология их решения по сути дела предопределяет решение прочих со­циологических проблем, в том числе менее общих и даже проблем частного характера.

 

Мировоззрение социолога и методология, которую  он при­меняет в своих исследованиях, свидетельствуют об органиче­ской взаимосвязи философии и социологии, хотя обе эти от­расли знания выступают как самостоятельные.

Так, мы можем  проследить как в ходе развития социологического знания как менялись философские взгляды, методология исследователей.

Когда в мире господствовали теологические теории, социология объясняла принципы миропорядка  и государства с позиции христианских, буддийских, исламских учений о жизни  людей. За эпохой религиозной реформации и католической реакции следует  Эпоха Просвещения, основным стремлением  которой было найти путём деятельности человеческого разума естественные принципы человеческой жизни. Ввиду  этого (17-18 вв.) в трудах Д. Локка, Ж. Руссо, Н. Макиавелли и др. получили распространение  рационалистические теории устройства общества.

Социальные  и политические потрясения, вызванные  Французской революцией, глубоко  на него повлияли. В своих работах  Конт выступил против метафизических взглядов эпохи Просвещения, господствовавших во Франции до революции. Конт стремился  выработать рациональный подход к изучению общества, основу которого составили  эксперимент и наблюдение. Взяв за основу эволюционистскую теорию Дарвина Спенсер стал рассматривать социальнубю эволюцию как продолжение биологической. Это явилось своеобразным импульсом для развития в социологии натурализма К. Маркса, являясь приверженцем материалистических взглядов внес свой вклад в развитие социологии идеями об определяющей роли экономических факторов в развитии общества, отчуждении труда, классовой структуре и классовой борьбе, роли человека в изменении окружающего мира и самого себя и др. Психологическое направление в социологии, активно развивавшееся в конце XIX - начале XX в. (А. Уорд, Ф. Гиддингс, Г. Лебон, Г. Тард, Ч. Кули и др.), позволило сделать новый шаг по пути приближения к конкретным проблемам личности, социальной группы, общества. Именно этому направлению социология обязана возросшим интересом к изучению внутреннего мира человека, социально-психологических отношений между людьми и общностями.

Основой социологии М. Вебера было учение об идеальных  типах как теоретических конструкциях, отражавших не объективную эмпирическую реальность, а результат исследовательской  деятельности ученого. Это привело  к появлению "понимающей социологии", исходным пунктом которой стало  осмысленное социальное действие.

Русская социологическая  мысль XIX - начала XX в. отражала взгляды  различных социальных и идейно-политических сил - от революционно-демократических до консервативных. Основными ее течениями были: позитивизм (М.М. Ковалевский), религиозный консерватизм (Н. Я. Данилевский), психологизм (Н.И. Кареев, Е.В. де-Роберти), субъективизм (Н.К. Михайловский).

 

  На самостоя­тельный характер социологии указал в свое время француз­ский социолог Эмиль Дюркгейм. В работе «Метод социоло­гии» он писал, что социология представляет собой «особую и автономную науку», направленную на объективное изучение социальных фактов. Такого же мнения о характере и значении социологи как науки придерживаются многие ее видные совре­менные представители, в том числе П. Лазарсфельд, Р. Мертон, Т. Парсонс и другие. Однако, объявляя социологию нефило­софской наукой, они при объяснении многих социальных яв­лений прибегают именно к философской аргументации, в том числе из области позитивизма, прагматизма, интуитивизма и т. д. 

С философией же она продолжает иметь связь  постольку, по­скольку, во-первых, многие социологические проблемы осмысливаются с философских позиций, во-вторых, об­щетеоретическая социология непосредственно смыкается с воз­зрениями, относящимися к области социальной философии. Этим во многом определяется научность социологии, показа­телями которой, по мнению социологов разных школ и на­правлений, являются, в частности, признание объективных ос­нов функционирования общества и закономерного характера его развития, правильное истолкование взаимодействия объек­тивных факторов исторического процесса и сознательной дея­тельности людей.


Информация о работе Роль философского мировоззрения в развитии социологического знания