Секты. Воздействие сект на психологию человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 21:43, курсовая работа

Краткое описание

Цель моей курсовой работы – ознакомить человека с возможной угрозой попадания в секту и разработать методы предотвращения подобной ситуации .
Задачи курсовой работы:
Обозначить понятие «секта»
Определить, как создается культовая личность
Определить, как не попасть под влияние культа

Содержание

Введение
Феномен манипулирования
Создание культовой личности
Использование автоматических реакций основанных на стереотипах
Методы влияния религиозных культов, применяемые для привлечения новых членов
Тактики вербовки
Обращение в полного приверженца
Доктрины сатанистских культов
Вывод
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 185.50 Кб (Скачать файл)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

КРАСНОДАРСКИЙ ГОСУДАРСВТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ

КАФЕДРА ВАЛЕОЛОГИИ И БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

 

 

 

 

 

 

         КУРСОВАЯ РАБОТА

 

              по дисциплине «БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

                                      на тему:   

 

              Секты. Воздействие сект на психологию людей.

 

 

 

                                                                                  Выполнила: студентка 1 курса

                                                           Пустоветова Алина

                                                           Факультет: РСКД

                                                           Группа: СКД-11

                                                           Проверил: к.м.н., А.Н.Костылев

 

 

 

 

                                      Краснодар

                                            2012

 

Содержание

 

  1. Введение
  2. Феномен манипулирования
  3. Создание культовой личности
  4. Использование автоматических реакций основанных на     стереотипах
  5. Методы влияния религиозных культов, применяемые для привлечения новых членов
  6. Тактики вербовки
  7. Обращение в полного приверженца
  8. Доктрины сатанистских культов
  9. Вывод
  10. Список используемой литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Цель моей курсовой работы – ознакомить человека с возможной  угрозой попадания в секту  и разработать методы предотвращения подобной ситуации .

Задачи курсовой работы:

Обозначить понятие  «секта»

Определить, как создается культовая личность

Определить, как не попасть  под влияние культа

Секты, несомненно, актуальная тема в современном мире, не говоря уже о том, что число сектантских  общин с каждым годом возрастает, забирая в свои сети наивных и  беспомощных людей.В настоящее время, по данным экспертов, в России насчитывается до 500 различных сект. В различные культовые новообразования уже вовлечено от 3 до 5 млн. человек, 70% из них молодежь от 18 до 27 лет; 80% адептов - с высшим и средним образованием; студентов - около 1 млн. человек, из них 25-30% бросили учебу. Разрушено до 250 тыс. семей, не меньшее число несовершеннолетних детей оставлено родителем, ушедшим в секту. Неправда ли устрашающая статистика? Также, в число сект входят тоталитарные и жестоко руководимые из-за рубежа. [4]

Секта - религиозная группа, отделившаяся от основного религиозного направления. В некоторых источниках понятие «секта» трактуется шире. Так называется любая группа (религиозная или нерелигиозная, отделившаяся или новая), имеющая своё учение и свою практику, отличные от господствующей церкви или идеологии.

Людей, принадлежащих  к одной из мировых религий, объединяет общее понимание ценностей и  принципов, а сектантов более  всего авторитет учителя и  личные отношения с другими членами  секты. Отсюда некоторая организационная рыхлость больших религий и противостоящая им железная организованность сект, стремление полностью завладеть человеком, контроль за всеми сторонами жизни члена секты. Около 100 тыс. пожилых людей под внушением тоталитарных сект продали свои городские квартиры и, отдав полученные деньги учителям сект, уехали в глухие места, получив при этом запрет обращаться за медицинской помощью. Вышедших из сект - 1 на 1000. Выйти самому оттуда практически невозможно, а вернувшиеся домой - полуинвалиды, уже не способные работать, учиться - не находят себя в жизни и обществе.

1

С точки зрения практики оказания медицинской помощи пострадавшим, контингент лиц, которые находились в тоталитарных сектах, подразделяется на три группы, требующие разного подхода, разного правового обеспечения и разных средств воздействия:

      • Первую (наименьшую) группу составляют лица, сумевшие самостоятельно или с помощью родственников выйти из секты. Как правило, это люди с глубоко травмированной психикой (с психопатологией, по меньшей мере, невротического уровня), которые, с одной стороны, осознают пагубное влияние секты, но с другой не могут полностью преодолеть ее влияние и приспособиться к жизни в прежней социальной среде.
      • Вторую группу представляют лица, полностью находящиеся под влиянием сект, порвавшие прежние социальные связи, изменившие место жительства и крайне отрицательно относящиеся к попыткам вернуть их к прежнему образу жизни.
      • Третья группа - группа риска быть завербованным в тоталитарные секты. Эта группа охватывает лиц, уравновешенный изменением стереотипа социальной жизни, не нашедших в ней своего места, одиноких и надломленных индивидуальными психотравмирующими обстоятельствами, некоторые типы психопатических личностей, а также перенесших социально-стрессовые травмы (в первую очередь, бывших участников афганской войны и других локальных боевых действий, беженцев). Значительную часть составляет молодежь, внутренне протестующая против меркантилизации современного общества и при этом не имеющая сформировавшихся ценностно-смысловых ориентиров своей жизни.

2

Феномен манипулирования

На протяжении жизни  каждого человека на него неоднократно оказывается психологическое влияние  окружающими. Это и так называемая манипуляция [8, с. 21], и способы убеждения, и психологическое давление. На человека влияет реклама, его убеждают родители и сослуживцы, государственные и общественные контролирующие организации. Не вступая в популярные сейчас дискуссии о том, положительным или отрицательным является сам факт оказания психологического влияния на личность [1, с. 34], в данной работе я остановлюсь на методах психологического влияния, которые используются приверженцами различных тоталитарных сект для привлечения новых и удержания существующих членов.

В настоящее время  довольно много исследуется феномен манипулирования – под манипуляцией понимают один из видов воздействия, искусное исполнение которого ведет к скрытому возбуждению у другого человека намерений, не совпадающих с его актуально существующими желаниями. Уровень успешности манипуляции в значительной мере зависит от того, насколько широк арсенал используемых манипулятором средств психологического воздействия и насколько манипулятор гибок в их использовании. Предлагаемый ниже обзор таких средств дает приблизительное представление об их многообразии [5].

При этом нам хотелось бы предостеречь от постановки знака  тождества между психологическим  влиянием и манипулированием. Понятие  психологического влияния является более широким, и не всякое психологическое  воздействие является манипуляцией. Для иллюстрации этого я приведу список различных видов психологического влияния, как его представляет Чалдини [11, с. 12].

1.    Убеждение. Сознательное аргументированное воздействие на другого человека или группу людей, имеющее своей целью изменение суждения, отношений, намерения или решения.

2.     Самопродвижение. Объявление своих целей и предъявление свидетельств своей компетентности и квалификации для того, чтобы быть оцененным по достоинству и благодаря этому получить преимущества в ситуации выбора другими, назначении на должность и др.

3.      Внушение. Сознательное неаргументированное воздействие на человека или группу людей, имеющее своей целью изменение их состояния, отношения к чему-либо и предрасположенности к определенным действиям.

3

4.      Заражение. Передача своего состояния или отношения другому человеку или группе людей, которые каким-то образом (пока не нашедшим объяснения) перенимают это состояние или отношение. Передаваться это состояние может как непроизвольно, так и произвольно; усваиваться – также непроизвольно или произвольно.

5.      Пробуждение импульса к подражанию. Способность вызывать стремление быть подобным себе. Эта способность может как непроизвольно проявляться, так и произвольно использоваться. Стремление подражать и подражание (копирование чужого поведения и образа мыслей) также может быть произвольным или непроизвольным.

6.      Формирование благосклонности. Привлечение к себе непроизвольного внимания адресата путем проявления инициатором собственной незаурядности и привлекательности, высказывания благоприятных суждений об адресате, подражания ему или оказания ему услуги.

7.       Просьба. Обращение к адресату с призывом удовлетворить потребности или желания инициатора воздействия.

8.       Принуждение. Угроза применения инициатором своих контролирующих возможностей для того, чтобы добиться от адресата требуемого поведения. Контролирующие возможности – это полномочия в лишении адресата каких-либо благ или в изменении условий его жизни и работы. В наиболее грубых формах принуждения могут использоваться угрозы физической расправы. Субъективно принуждение переживается как давление: инициатором – как собственное давление, адресатом – как давление со стороны инициатора или «обстоятельств».

9.       Деструктивная критика. Высказывание пренебрежительных или оскорбительных суждений о личности человека и / или грубое агрессивное осуждение, поношение или осмеяние его дел и поступков. Разрушительность такой критики – в том, что она не позволяет человеку «сохранить лицо», отвлекает его силы на борьбу с возникшими отрицательными эмоциями, отнимает у него веру в себя.

10.      Манипуляция. Скрытое побуждение адресата к переживанию определенных состояний, принятию решений и / или выполнению действий, необходимых для достижения инициатором своих собственных целей.

 

4

Данный список иллюстрирует, что интерес к исследованиям  манипуляции, проявленный в последнее время [7, с. 16] неоправданно сужает область исследования проблем, связанных с психологическим влиянием. В то же время, невозможно отрицать, что широкое использование методов психологического влияния для привлечения членов тоталитарных сект в настоящее время представляет действительно значимую проблему для общества и требует исследования и разработки способов противодействия влиянию [3, с. 17-18].

Методы влияния, используемые сектантами для привлечения новообращенных, хорошо укладываются в традиционные подходы к методам влияния  вообще, и отличаются только повышенным давлением на принятие решения человеком, по сравнению со многими другими ситуациями, где они используются.

 

5

Создание культовой  личности

Культы последовательно манипулируют элементами, которые составляют личность человека: вера, принципы и ценности. Религиозный контроль рассудка отделяет человека от его истинной личности и создает нового человека, зависящего от группы. С медицинской точки зрения психического здоровья, культовый контроль разума разрушает составляющие психики, которые в дальнейшем собираются в совершенно непохожую на начальную форму конфигурацию. Поведение этого человека такое же, как и у патологически зависимого. [1, с.113]

Самым распространенным беспокойством близких состоит именно в радикальном изменении психики человека. Чтобы адепт стал достойным членом культа, он должен в совершенстве уметь управлять своим прежним «я» и подавлять его. Переделка состоит со смены имени, одежды, манеры речи, прически, поведения, а заканчивая «семьей», «друзьями» и т.д.

Когда адепт уже вступил  в секту, у него появляются разногласия  между ним и членами его семьи, друзьями и близкими. С человеком, который находится под влиянием культового контроля разума, очень сложно разговаривать на разумном уровне. Он действует в соответствии с совсем иным набором критериев, чем тот, который имеет смысл в вашей модели реальности. Использование деструктивных методов контроля сознания ставит под вопрос саму природу реальности.

Самый распространенный способ формирования культовой личности состоит в прикреплении новичка к старшему члену секты. «Духовное дитя» должен учиться подражать «духовному родителю» всеми способами – вплоть до копирования голоса лидера. Культовую личность можно назвать двойником лидера культа. Эта техника преследует несколько целей. Она превозносит «духовного наставника» в глазах его ученика на выгодную высокую позицию. Также она побуждает новичка стать таким же уважаемым, чтобы обучать таких же адептов, как и он.

Три стадии завоевания контроля над разумом:

I. Размораживание.

а) Дезориентация / замешательство.

 

 

6

б) сенсорная перегрузка.

в) Физиологическая манипуляция:

  • Потеря сна;
  • Потеря индивидуальности;
  • изменение диеты.

г) Гипноз:

  • возрастная регрессия (ребячество);
  • визуализации;
  • притчи и метафоры;
  • медитации, скандирование, моление, пение.

д) Человека заставляют поставить под вопрос собственную идентичность.

е) Переоценка прошлого человека (внушение фальшивых и забвение положительных  воспоминаний).

II Изменение

а) Пошаговое создание и навязывание новой «идентичности»:

  • формально – в ходе различных занятий;
  • неформально – другими членами группы, аудио- и видеозаписями, книгами и т.п.

Информация о работе Секты. Воздействие сект на психологию человека