Силы и средства ГО и РС ЧС

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2014 в 09:45, реферат

Краткое описание

В настоящее время проблема общей безопасности у всех на слуху. Мы говорим о национальной безопасности, о комплексной безопасности, о безопасности государства, граждан, юридических лиц, окружающей среды, в которой мы живем и т.д. Все это позволяет сделать вывод, что безопасность это что-то очень важное для всех нас. Само понятие безопасность, прежде всего, связывается с таким словом, как опасность. Опасности подстерегают нас везде, нередко они связаны не с одним человеком, а с целой группой людей.

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 30.57 Кб (Скачать файл)

Введение

В настоящее время проблема общей безопасности у всех на слуху. Мы говорим о национальной безопасности, о комплексной безопасности, о безопасности государства, граждан, юридических лиц, окружающей среды, в которой мы живем и т.д. Все это позволяет сделать вывод, что безопасность это что-то очень важное для всех нас. Само понятие безопасность, прежде всего, связывается с таким словом, как опасность. Опасности подстерегают нас везде, нередко они связаны не с одним человеком, а с целой группой людей. Опасности, обладающие массовым характером и оказывающие серьезные последствия на людей, принято называть чрезвычайными ситуациями (ЧС). Меры по предотвращению и защите населения в ЧС -Гражданская оборона.

Чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Гражданская оборона - система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Цель написания реферата отобразить структуру, средства, силы ЧС основные задачи ГО на территории Российской Федерации.

Российская система предупреждения и действий в ЧС, ее предназначение и структура

До начала 90-х годов устранение последствий крупных аварий и катастроф поручалось, как правило, силам гражданской обороны (ГО), ориентированным на чрезвычайные ситуации (ЧС) и защиту населения в военное время, в частности, от оружия массового поражения. В середине 80-х и начале 90-х годов на фоне мирной обстановки боевыми выглядели потери при авариях, катастрофах и стихийных бедствиях. Так, авария на Чернобыльской АЭС, землетрясение в Армении, печально известная авария на газопроводе в Башкортостане, взрыв в Арзамасе, увеличение числа железнодорожных и авиационных катастроф вскрыли серьезные недостатки этой системы. Нужны были кардинальные преобразования в области ликвидации чрезвычайных ситуаций.

С учетом этого Правительство Российской Федерации своим постановлением от 27 декабря 1990 г. образует Российский корпус спасателей. Его целями объявляются прогнозирование, предотвращение и ликвидация последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий, эпидемий и других чрезвычайных ситуаций, координация деятельности министерств, ведомств и других органов управления в экстремальных условиях.

Позже этот день было решено считать днем создания Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России), а в 1995 г, Указом Президента Российской Федерации он был объявлен Днем спасателя. Создание МЧС России стало первым и главным шагом при построении в стране современной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. В апреле 1992 г. Правительством Российской Федерации было принято и утверждено Положение о Российской системе предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях. Через два с половиной года эта система, основательно проверенная практикой, была преобразована в Единую государственную систему предупреждения и ликвидации ЧС. Российская система предупреждений и действий в чрезвычайных ситуациях призвана решать большой круг задач, охватывающий все сферы деятельности экономики страны. РС ЧС занимается проблемами экологии, оказания гуманитарной помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, аварий, катастроф, вооруженных конфликтов в России и за ее пределами, информационным обеспечением в зонах ЧС, созданием сил быстрого развертывания на все ЧС, где бы они ни происходили. РС ЧС объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций представлена на схеме 1. Она строится по территориально-производственному принципу, состоит из территориальных и функциональных подсистем и имеет пять уровней управления (федеральный, региональный, территориальный, местный, объектовый).

Территориальные подсистемы РС ЧС создаются в субъектах Российской Федерации для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в пределах их территорий и состоят из звеньев, соответствующих административно-территориальному делению этих территорий.

Задачи, организация, состав сил и средств, порядок функционирования территориальных подсистем и звеньев определяются положениями о них, утверждаемыми соответствующими руководителями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по согласованию с вышестоящими органами управления, специально уполномоченными на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Рис. 1

Функциональные подсистемы РС ЧС создаются федеральными органами исполнительной власти в министерствах, ведомствах и организациях Российской Федерации для организации работ по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в сфере их деятельности и порученных им отраслях экономики.

Задачи, организация, состав сил и средств, порядок деятельности функциональных подсистем РС ЧС определяются положениями о них, утверждаемых руководителями соответствующих федеральных органов исполнительной власти по согласованию с МЧС России.

Говоря об уровнях РС ЧС, необходимо отметить, что федеральный уровень охватывает всю территорию Российской Федерации; региональный уровень образован за счет районирования территории России по семи регионам. В состав РС ЧС входят: Центральный (г. Москва), Северо-Западный (г. Санкт-Петербург), Северо-Кавказский (г. Ростов-на-Дону), Приволжский (г. Самара), Уральский (г. Екатеринбург), Сибирский (г. Красноярск) и Дальневосточный (г. Хабаровск) регионы. Каждый регион охватывает территории нескольких субъектов Российской Федерации охватывает территорию нескольких субъектов Российской Федерации. К территориальному уровню относятся органы исполнительной власти, силы и средства субъектов Российской Федерации с элементами функциональных подсистем, дислоцированных на их территориях, т.е. охватывает территорию субъекта РФ. Местный уровень охватывает территории муниципальных образований, а объектовый - территорию предприятия, учреждения, организации. Каждый уровень РС ЧС имеет координирующие органы, постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС, органы повседневного управления, силы и средства, резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи, оповещения и информационного обеспечения.

Силы и средства ГО и РС ЧС

Важнейшей составной частью РС ЧС являются ее силы и средства, выполняющие следующие основные задачи:

1. Осуществление мониторинга, наблюдения  и лабораторного контроля за состоянием окружающей природной среды и потенциально опасных объектов с целью прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, своевременное доведение мониторинговой, прогнозной и другой информации до органов управления РСЧС;

2. Ликвидация чрезвычайных ситуаций, проведение аварийно- спасательных  и других неотложных работ  при ЧС;

3. Проведение эвакуационных мероприятий  при эвакуации населения из  зон чрезвычайных ситуаций в  безопасные районы;

4. Проведение работ по первоочередному  жизнеобеспечению населения, пострадавшего  в чрезвычайных ситуациях, в том  числе медицинское обслуживание, включая оказание первой медицинской  помощи, предоставление временного  жилья и принятие других неотложных  мер в области защиты населения  и территорий при чрезвычайных  ситуациях;

5. Восстановление и поддержание  общественного порядка в зонах  чрезвычайных ситуаций;

6. Поддержание личного состава  формирований в постоянной готовности  к действиям в чрезвычайных  ситуациях, его обучение и повышение  профессиональной квалификации;

7. Разработка предложений по  совершенствованию действий в  чрезвычайных ситуациях.

Силы и средства РС ЧС подразделяются на силы и средства наблюдения и контроля и силы и средства ликвидации ЧС.

К силам и средствам наблюдения и контроля РСЧС относятся:

1. Службы (учреждения) и организации  федеральных органов исполнительной  власти, осуществляющие наблюдение  и контроль за состоянием окружающей природной среды, обстановкой на потенциально опасных объектах и прилегающих к ним территориях, анализ воздействия вредных факторов на здоровье населения;

2. Формирования Госсанэпиднадзора  России;

3. Ветеринарная служба Минсельхозпрода  России;

4. Службы (учреждения) наблюдения и  лабораторного контроля за качеством пищевого сырья и продуктов питания Минсельхозпрода и Минторга России;

5. Геофизическая служба Российской  академии наук, оперативные группы  постоянной готовности Росгидромета  и подразделения Минатома России;

6. Учреждения Агентства по мониторингу  ЧС;

7. Учреждения сети наблюдения  и лабораторного контроля ГО.

К силам и средствам ликвидации чрезвычайных ситуаций РС ЧС относят:

1. Войска гражданской обороны;

2. Поисково-спасательную службу  МЧС России;

3. Военизированные и невоенизированные  противопожарные, аварийно-спасательные, аварийно-восстановительные, восстановительные  и аварийно-технические формирования  федеральных органов исполнительной  власти;

4. Формирования и учреждения  Всероссийской службы медицины  катастроф;

5. Формирования ветеринарной службы  и службы защиты растений Минсельхозпрода  России;

6. Военизированные службы Росгидромета  по активному воздействию на  гидрометеорологические процессы;

7. Формирования ГО территориального, местного и объектового уровней;

8. Специально подготовленные силы  и средства Вооруженных Сил  Российской Федерации, других войск  и воинских формирований, предназначенные  для ликвидации ЧС;

9. Аварийно-технические центры  Минатома России;

10. Службы поискового и аварийно-спасательного  обеспечения полетов гражданской  авиации Федеральной авиационной  службы России;

11. Восстановительные и пожарные  поезда МПС России;

12. Аварийно-спасательные службы  и формирования Федеральной службы  морского флота. Федеральной службы  речного флота, других федеральных  органов исполнительной власти.

Из перечисленных сил и средств ликвидации чрезвычайных ситуаций выделяются аварийно-спасательные формирования, укомплектованные с учетом обеспечения работы в автономном режиме в течение не менее трех суток и находящиеся в состоянии постоянной готовности - силы постоянной готовности. Их перечень на федеральном уровне утверждается правительством Российской Федерации, на территориальном, местном и объектовом уровнях - соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, руководителями организаций.

Силы постоянной готовности в случае возникновения чрезвычайных ситуаций вне зоны их деятельности могут привлекаться для экстренного реагирования МЧС России и другими органами управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями. Специально подготовленные силы и средства Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований привлекаются к ликвидации чрезвычайных ситуаций в порядке, определяемом Президентом Российской Федерации.

Решениями руководителей организаций на базе служб и подразделений (строительных, медицинских, химических, ремонтных и др.) в порядке, определяемом постановлениями правительства Российской Федерации, могут создаваться нештатные аварийно-спасательные формирования, предназначенные для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ при чрезвычайных ситуациях.

Силы и средства, предназначенные для ликвидации чрезвычайных ситуаций РСЧС, используются эшелонировано.

В первом эшелоне принимают участие:

ведомственные аварийно-спасательные формирования (газо - и горноспасатели);

противопожарные подразделения;

подразделения медицинской скорой помощи;

подразделения постоянной готовности войск гражданской обороны;

дежурные подразделения поисково-спасательной службы МЧС России.

Срок их прибытия в район бедствия - не более 30 мин.

Основными задачами сил и средств этого эшелона являются:

- локализация чрезвычайной ситуации, тушение пожаров, организация радиационного  и химического контроля, проведение  поисково-спасательных работ, оказание  медицинской помощи пострадавшим.

Если силы и средства первого эшелона не способны справиться с задачей по ликвидации чрезвычайной ситуации, привлекаются силы и средства второго эшелона:

подразделения войск гражданской обороны;

подразделения поисково-спасательной службы МЧС России;

ведомственные и территориальные аварийно-спасательные формирования постоянной готовности;

Информация о работе Силы и средства ГО и РС ЧС