Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 17:06, лекция
Масло подается под давлением к коренным и шатунным подшипникам коленчатого вала, подшипникам распределительного вала, опорам промежуточного валика привода прерывателя-распределителя системы зажигания и масляного насоса и к толкателям. К втулкам коромысел предусмотрена пульсирующая подача масла. К остальным трущимся деталям двигателя масло подается самотеком и разбрызгиванием.
Система смазки двигателя ЗИЛ-130
Система смазки двигателя ЗИЛ-130 показана на рисунке.
Схема системы охлаждения двигателя ЗИЛ-130
Схема системы охлаждения двигателя
ЗИЛ-130:
1 — радиатор;
2 — компрессор;
3 — водяной насос;
4 — термостат;
5 — кран отопителя;
6 — подводящая трубка;
7 — отводящая трубка;
8 — радиатор отопителя;
9 — датчик указателя температуры воды
в системе охлаждения двигателя;
10 — сливной краник рубашки блока цилиндров
(в положении «Открыто»);
11 — сливной.
Масло подается под
давлением к коренным и шатунным
подшипникам коленчатого вала, подшипникам
распределительного вала, опорам промежуточного
валика привода прерывателя-
Из поддона картера масло через приемник
18 засасывается в двухсекционный шестеренчатый
масляный насос 3, закрепленный снаружи
с правой стороны картера. Насос приводится
в действие от распределительного вала
через промежуточный валик. Верхняя секция
насоса подает масло в систему смазки
двигателя, нижняя — в масляный радиатор.
Масло под давлением поступает через канал
в задней перегородке блока в корпус масляных
фильтров, где все оно проходит через пластинчато-щелевой
фильтр 5 грубой очистки, из которого часть
масла идет в центробежный фильтр 6 тонкой
очистки (центрифугу), откуда сливается
в поддон картера.
Основной поток масла из фильтра грубой
очистки поступает в распределительную
камеру 7, расположенную в задней перегородке
блока, а из нее в два продольных магистральных
канала 10 и 17, из которых подается к коренным
подшипникам коленчатого вала и далее
к подшипникам распределительного вала.
По каналам в коленчатом валу масло поступает
к шатунным подшипникам.
В шатуне предусмотрено специальное отверстие,
через которое в момент совпадения его
с каналом в шейке коленчатого вала выбрасывается
струя масла на стенку цилиндра. Масло,
снимаемое со стенки цилиндра маслосъемным
кольцом, отводится внутрь поршня и смазывает
поршневой палец, вращающийся в бобышках
поршня и в верхней головке шатуна.
Из переднего конца канала 17 масло подается
по трубке 11 в смазочные каналы 12 компрессора.
При совпадении отверстий в средней шейке
распределительного вала с отверстиями
в блоке цилиндров (один раз при каждом
обороте распределительного вала) масло
подается в каналы каждой головки цилиндров.
Из канала через паз на опорной поверхности
стойки коромысел и зазор между стенками
отверстия в стойке и болтом, проходящим
через нее, масло поступает в полую ось
коромысел, откуда через отверстия в стенке
оси — к втулкам коромысел.
Из зазора между осью коромысел через
канал 8 короткого плеча коромысла масло
подается к сферическим опорам штанг,
а также для смазки клапанов и механизмов
их вращения, к которым масло поступает
самотеком. Распределительные шестерни
смазываются самотеком по каналам из головки
цилиндров.
Фильтры грубой и тонкой очистки масла
двигателя ЗИЛ-130 размещены в общем корпусе.
Схема работы масляных фильтров двигателя ЗИЛ-130
Пластинчато-щелевой
фильтр грубой очистки улавливает механические
примеси размером больше 0,1 мм.
В крышке корпуса установлена
подвижная ось с закрепленными на ней
тонкими стальными пластинками двух видов:фильтрующими
круглыми и промежуточными в виде звездочек.
При сборке между фильтрующими пластинками
за счет звездочек создаются зазоры 0,07
— 0,10 мм, в которые входят пластинки, установленные
на неподвижной стойке. Масло, движущееся
через фильтр, проходит между пластинками;
при этом оно очищается от механических
примесей с размерами частиц, превышающими
величину зазоров.
Фильтр тонкой очистки — центробежный
с реактивным приводом (центрифуга). Корпус
центрифуги вращается за счет реактивной
силы тангенциально (касательно) направленных
струй масла, вытекающего из него через
два жиклера. При давлении масла около
0,3 Мн/м2 (3 кгс/см2) корпус центрифуги
вместе с находящимся в нем маслом вращается
с частотой 5000 — 6000 об/мин.
Под действием инерции механические частицы,
находящиеся в масле, отбрасываются к
стенке корпуса, где откладываются, образуя
плотный осадок. Из корпуса масляных фильтров
очищенное масло сливается в картер двигателя.
Масляный радиатор, включенный параллельно
в систему смазки, установлен впереди
радиатора системы охлаждения и служит
для охлаждения масла. Радиатор состоит
из двух бачков, соединенных несколькими
рядами горизонтальных трубок, проходящих
через металлические ребра, которые повышают
жесткость и площадь теплоотдачи радиатора.
Масляный радиатор включают краном при
работе двигателя в тяжелых условиях (высокая
температура наружного воздуха, плохая
дорога или большая скорость движения).
Ограничительный клапан, установленный
перед радиатором, перекрывает путь маслу
в радиатор при давлении в системе ниже
0,1 Мн/м2 (1 кгс/см2).
Масляный насос при самых плохих условиях
эксплуатации обеспечивает необходимое
давление в системе. При непрогретом масле
давление может превысить допустимое,
поэтому в системе смазки установлены
редукционные клапаны, ограничивающие
давление.
Редукционный клапан верхней секции масляного
насоса двигателя ЗИЛ-130 отрегулирован
на давление 0,3 Мн/м2 (3 кгс/см2),
при превышении которого перепускает
часть масла из нагнетательной полости
масляного насоса во всасывающую, редукционный
клапан нижней секции — на давление 0,12
Мн/м2 (1,2 кгс/см2).
Контролируют работу системы смазки по
показаниям указателя давления, присоединенного
к корпусу масляных фильтров. Нормальное
давление масла у прогретого двигателя
ЗИЛ-130 при работе на средних оборотах
составляет 0,25 — 0,30 Мн/м2 (2,5 — 3,0 кгс/см2).
У двигателей ЗИЛ-130 выпуска последних
лет система смазки отличается от описанной
отсутствием фильтра грубой очистки масла.