Современные методы обеспечения безопасности жизнедеятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2014 в 18:55, реферат

Краткое описание

В методологическом плане безопасность жизнедеятельности является современной комплексной наукой фундаментально-прикладного характера. Факты и закономерности которой должны обязательно рассматриваться с системных позиций, позволяющих изучать их на основе определенных принципов, методов и процедур.
Выбор принципов зависит от конкретных условий деятельности, уровня безопасности, стоимости и других критериев.

Содержание

Теоретический вопрос. 3
Тестовые задания. 7
Практическое задание. 12

Вложенные файлы: 1 файл

МУ БЖД.docx

— 39.55 Кб (Скачать файл)

Оглавление

 

 

Теоретический вопрос.

Современные методы обеспечения безопасности жизнедеятельности.

В методологическом плане безопасность жизнедеятельности является современной комплексной наукой фундаментально-прикладного характера. Факты и закономерности которой должны обязательно рассматриваться с системных позиций, позволяющих изучать их на основе определенных принципов, методов и процедур.

Выбор принципов зависит от конкретных условий деятельности, уровня безопасности, стоимости и других критериев. По признаку реализации принципы обеспечения безопасности жизнедеятельности делят на 4 класса:

1. Ориентирующие – основополагающие идеи, служащие методологической базой и информационной базой:

• принцип системности –  всякий объект рассматривается как элемент системы.

• принцип деструкции – система, приводящая к опасному результату, разрушается за счет исключения из нее одного или нескольких элементов. (Например, риск самовозгорание промасленной одежды устраняется ее проветриванием; использование различных систем охлаждения.)

• принцип снижения опасности заключается в использовании решений, которые направлены на повышение безопасности, но не обеспечивают желаемого или требуемого по нормам уровня. (Например, расположение вредных предприятий с учетом направления ветров)

• Принцип ликвидации опасности состоит в устранении опасных факторов путем изменения технологии, заменой отдельных веществ безопасности, совершенствованием организации труда. (Например, исключение ртутных приборов.)

2. Технические принципы – направлены на непосредственное предотвращение действия опасности:

• принцип защиты расстоянием основан на том, что действие опасных факторов с расстоянием ослабевает или исчезает по тому или иному закону. (Противопожарные разрывы между объектами, санитарно-защитные зоны).

• принцип слабого звена – специальное применение ослабленных элементов конструкций или устройств, которые разрушаются или срабатывают, обеспечивая сохранность объекта и персонала (противовзрывные и предохранительные клапаны в сосудах, аппаратах, работающих под давлением)

• принцип экранирования заключается в том, что между человеком и источником опасности устанавливается защитная преграда (теплопоглощающие экраны, защита от ионизирующих электромагнитных излучений, амортизаторы для защиты от вибрации, очки, щитки).

3. Управленческие принципы определяют взаимосвязи и отношения между отдельными стадиями процесса обеспечения безопасности.

• принцип плановости – определение количественных показателей деятельности.

• принцип стимулирования – материальное и моральное поощрение.

• принцип компенсации – льготы, повышение тарифных ставок работающим на тяжелых и вредных работах.

• принцип эффективности заключается в сопоставлении затрат и результатов.

4. Организационные принципы реализуют в целях безопасности положения научной организации труда:

• принцип защиты временем. Сокращение длительности нахождения в опасных условиях.

• принцип нормирования. Регламентация условий, соблюдение которых обеспечивает заданный уровень безопасности. Нормирование имеет важное методологическое значение. Лимитирующий показатель норм – отсутствие патологических изменений в состоянии здоровья. (Например, нормирование параметров микроклимата, шума, освещенности, вибрации.)

• принцип несовместимости. Пространственное и временное разделение объектов с целью исключения возникновения опасных ситуаций в результате их взаимодействия. (Например, изолированное хранение легкогорючих материалов (вата, стружка) и воспламеняющихся веществ (азотная и серная кислота); зонирование территорий предприятий: предзаводская, подсобная, складская, сырьевая, товарных емкостей.)

• принцип эргономичности. Учет антропометрических, психофизических и психологических свойств человека при проектировании рабочих мест, мебели, одежды, СИЗ.

Для определения методов обеспечения безопасности жизнедеятельности необходимо ввести следующие понятия: гомосфера и ноксосфера.

Гомосфера – пространство (рабочая зона), где находится человек в процессе рассматриваемой деятельности.

Ноксосфера – пространство, в котором существуют или периодически возникают опасности. Совмещение этих сфер недопустимо с точки зрения безопасности.

Обеспечение безопасности достигается 3 основными методами:

1) Пространственное или  временное разделение гомосферы  и ноксосферы. Это достигается средствами дистанционного управления, автоматизации, роботизации.

2) Нормализация ноксосферы путем исключения опасностей, т.е. совершенствование среды, чаще производственной, приведение характеристик ноксосферы в соответствие с характеристиками человека. Это мероприятия по защите человека от шума, газа, пыли, травм средствами коллективной защиты.

3) Комплекс приемов и  средств, направленных на адаптацию  человека к соответствующей среде, повышение его защищенности. Профотбор, обучение, средства индивидуальной защиты (СИЗ).

В реальных условиях реализуется комбинация рассмотренных методов обеспечения безопасности.

Средства обеспечения безопасности делятся на средства коллективной защиты (СКЗ), которые обеспечивают нормализацию условий труда в целом и индивидуальной (СИЗ) защиты, которые решают задачу нормализации среды обитания или производственной среды для отдельного человека.

В свою очередь средства коллективной защиты и индивидуальной защиты подразделяются на группы в зависимости от характера опасностей, конструктивного исполнения, принципов защиты и т. п.

 

Тестовые задания.

1. Факторы травмоопасных условий труда вызывают:

1) риск тяжелых форм  острых профессиональных заболеваний  в течение смены;

2) временную утрату трудоспособности;

3) негативные, но обратимые  функциональные нарушения организма;

4) развитие хронических  заболеваний.

Правильный вариант: 1) Риск тяжелых форм острых профессиональных заболеваний в течение смены;

Травмоопасные условия труда и их воздействие на протяжении рабочей смены и ее части создают угрозу для жизни и/или высокий риск возникновения тяжелых форм острых профессиональных заболеваний.

Примеры травмоопасных условий труда:

1. Чрезмерная влажность  в производственном помещении  и наличие токопроводящей пыли.

2. Отсутствие ограждений  вокруг опасных зон.

3. Отсутствие спецодежды, защитных очков, масок.

4. Отсутствие страховки  при работе на высоте.

5.  Работа с неисправной техникой.

Пути снижения опасностей:

v   Совершенствование технологических процессов с целью уменьшения вредных выбросов, шума, вибрации и т.п.;

v   Модернизация или замена оборудования, не удовлетворяющего современным требованиям охраны труда;

v   Оснащение помещений, оборудования и рабочих мест необходимыми средствами коллективной защиты (вентиляцией, приборами освещения, ограждениями и др.);

v   Профилактика и ремонт тех средств коллективной защиты, которые имеются на предприятии, но не выполняют частично или в полной мере своих защитных функций;

v   Ограждение опасных зон с целью предотвращения приближения человека к источнику опасности, устранения возможности захвата одежды или частей тела движущимися элементами оборудования, ожога от нагретых поверхностей и т.п.;

v   Удаление операторов из опасных зон с помощью автоматизации оборудования, применения дистанционного управления, роботов и манипуляторов;

v   Нормирование минимально допустимых расстояний между оператором и источником повышенной опасности;

v   Сокращение рабочей недели или уменьшение длительности рабочей смены;

v   Профессиональный отбор работников для выполнения работ в условиях повышенной опасности;

v   Специальное обучение работников определенных профессий и проведение инструктажей;

v   Проведение предварительных и периодических медицинских осмотров работников для установленных нормативно профессий;

v   Обеспечение работников средствами индивидуальной защиты (спецодеждой, защитными очками, масками, противогазами)

 

 

2. Все опасности по  источникам возникновения классифицируются  на:

1) естественные;

2) допустимые;

3) прогнозируемые;

4) действующие на человека.

Правильный вариант:  1) естественные.

Опасность –  это явления, процессы, объекты, свойства предметов, способные в определенных условиях наносить ущерб здоровью человека или окружающей среде.

Опасность хранят все системы, имеющие энергию, химически или биологически активные компоненты, а также характеристики, не соответствующие условиям жизнедеятельности человека. Говорят также, что такие системы обладают так называемым остаточным риском, т.е. способностью к потере устойчивости или длительному отрицательному воздействию на человека, окружающую среду. 

Объективной основой  опасности  является неоднородность системы «человек - среда  обитания». Опасности носят потенциальный характер. Актуализация, или реализация опасностей происходит при определенных условиях, именуемых причинами. Для живых организмов опасность реализуется  в виде травмы, заболевания, смерти.   
Признаками, определяющими опасность, могут быть:

    • угроза для жизни;
    • возможность нанесения ущерба здоровью;
    • нарушение условий нормального функционирования органов и систем человека;
    • нарушение условий нормального функционирования экологических систем

Безопасность - это свойство систем «Человек-машина-среда» сохранять при функционировании в определенных условиях такое состояние, при котором с заданной вероятностью исключаются происшествия, обусловленные воздействием опасности на незащищенные компоненты систем и окружающую природную среду, а ущерб от неизбежных при этом непрерывных энергетических и материальных выбросов не превышает допустимого.

 

 3. Безусловные рефлексы  характеризуются следующими особенностями:

1) врожденные, т.е. постоянные для каждого вида;

2) врожденные, передающиеся по наследству;

3) видовые, т.е. постоянные для каждого вида;

4) относительно постоянные.

Правильный ответ:  1) врожденные, т.е. постоянные для каждого вида.

Безусловные рефлексы - это врожденные, наследственно передающиеся реакции организма.  Являются видовыми, т. е. свойственными всем представителям данного вида относительно постоянны, как правило, сохраняются в течение всей жизни, осуществляются в ответ на адекватные раздражения, приложенные к одному определенному рецептивному полю, замыкаются на уровне спинного мозга и стволовой части головного мозга, осуществляются через филогенетически закрепленную, анатомически выраженную рефлекторную дугу.

Все безусловные рефлексы по степени сложности и выраженности реакций организма разделяют  на простые и сложные; в зависимости  от вида реакции - на пищевые, половые, оборонительные, ориентировочно -исследовательские  и др.; в зависимости от отношения животного к раздражителю -  на биологически положительные и биологически отрицательные.

Безусловные рефлексы возникают  главным образом под влиянием контактного раздражения: пищевой  безусловный рефлекс - при попадании пищи в рот и воздействии ее на рецепторы языка; оборонительный - при раздражении болевых рецепторов. Однако возникновение безусловных рефлексов возможно и под влиянием таких раздражителей, как звук, вид и запах предмета. Так, половой безусловный рефлекс возникает под влиянием специфического полового раздражителя (вид, запах и другие раздражители, исходящие от самки или самца).

Ориентировочно – исследовательский безусловный рефлекс возникает всегда в ответ на внезапный малоизвестный  раздражитель и  проявляется обычно в повороте головы и движении животного  в сторону раздражителя.

Биологический смысл его заключается в обследовании данного  раздражителя и всей внешней окружающей обстановки.

К сложным безусловным рефлексам относятся такие, которые имеют циклический характер и  сопровождаются различными эмоциональными реакциями (инстинкты).

Безусловные рефлексы служат основой для образования условных рефлексов. Нарушение или извращение безусловных рефлексов обычно связано  с органическими поражениями головного мозга; исследование безусловных рефлексов проводится для диагностики ряда заболеваний центральной нервной  системы.

 

 

 

Практическое  задание. 

Вы находитесь в помещении. По радио объявили: «Внимание всем! Химическое поражение». Ваши действия (по всем видам химических поражений).

Виды средств массового поражения: ядерное, химическое, биологическое оружие.

Химическое поражение поражающее воздействие на объекты химических веществ, приводящее к потере способности объектов к заданному функционированию.

В состав химического оружия входят отравляющие вещества (ОВ), представляющие собой ядовитые (токсичные) соединения, применяемые для снаряжения химических боеприпасов. Они заражают воздух, продовольствие, корма, воду, местность и предметы, расположенные на ней.

Отравляющие вещества условно делятся:

В зависимости  от поражающего действия:

    • Нервнопаралитические
    • Общеядовитые удушающие
    • Кожно-нарывные
    • Раздражающие
    • Психогенные

Информация о работе Современные методы обеспечения безопасности жизнедеятельности