Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 08:49, реферат
Табакокурение является социальной проблемой общества, как для его курящей, так и для некурящей части. Для первой – проблемой является бросить курить, для второй – избежать влияния курящего общества и не «заразиться» их привычкой, а также – сохранить свое здоровье от продуктов курения, поскольку вещества входящие в выдыхаемый курильщиками дым, не на много безопаснее того, если бы человек сам курил и принимал в себя никотин и многое другое, что входящее в зажженную сигарету.
Табакокурение как социальная проблема
Табакокурение является социальной проблемой общества, как для его курящей, так и для некурящей части. Для первой – проблемой является бросить курить, для второй – избежать влияния курящего общества и не «заразиться» их привычкой, а также – сохранить свое здоровье от продуктов курения, поскольку вещества входящие в выдыхаемый курильщиками дым, не на много безопаснее того, если бы человек сам курил и принимал в себя никотин и многое другое, что входящее в зажженную сигарету.
С раннего детства ребенку
«промывает мозги» рекламная индустрия:
курение отождествляется с
Среди факторов, способствующих приобщению к курению, обычно выделяют:
1) психологические – любопытство,
2) физиологические – эффект
никотина, длительность фазы
3) социально-психологические – воздействие социально значимого окружения, качество сформированных антитабачных установок.
Особую роль в распространении курения играют мотивация и привлекательность курения в молодежной среде.
У многих взрослых,
приобщившихся к курению,
– слабость воли,
– личные проблемы,
– подражание, мода, курение родителей,
– любопытство,
– желание обрести друзей, выделиться и влияние сверстников, их авторитета,
– доказать свою взрослость и независимость.
Рассмотрим, каким образом происходит формирование и развитие привычки курить, как избавиться от нее, для чего следует обратиться к формуле социального порока. Внешне она очень проста и выглядит так: запрограммированность - употребление - привычка - установка.
Все социальные пороки, прежде чем развиться и проявиться, вводятся в сознание человека в процессе жизни путем не истинной, а социально искаженной информации о явлениях, воспроизводящих пороки, свойственных определенному обществу в результате установившихся обычаев, традиций, религиозных установок и так далее. Эта искаженная информация, наслаиваясь, как бы программируется в сознании человека, все время являясь побуждающим фактором к проявлению порока.
Такой порок, как табакокурение программируется в сознании людей еще с детства. Ребенок, не научившийся говорить и ходить, уже видит массу курящих людей и, более того, вынужден дышать этим дымом. В его сознание это явление жизни входит как обычное, естественное.
Подрастая, он начинает подражать взрослым и, свернув бумажку, изображает курильщика. Взрослые, стараясь уберечь ребенка от дурных игр, внушают ему, что это плохая игра, дети не курят, вот вырастешь, тогда другое дело. Так, в его сознание входит не только благословение на табакокурение, но последнее является показателем взрослости, а ведь все дети стремятся поскорее стать взрослыми. Получается замкнутый порочный круг – один фактор подхлестывает другой: курить можно взрослым, а раз закурил, то, значит, взрослый. Так опрометчиво поступают взрослые, и почти никто из родителей, даже если застал ребенка с сигаретой и очень встревожился, не приступает к настойчивому, систематическому убеждению своих детей во вреде и порочности табакокурения. Поругают, накажут, наконец, побьют, и на этом противокурительное воспитание заканчивается. А в это время в реальной жизни ребенок видит везде и всюду, в том числе и дома, курящих родителей, других родственников, знакомых и подростков. Но, помимо этого, он видит без конца курящих любимых героев в кино, на экране телевизоров, в иллюстрированных книгах. У него складывается впечатление, что курят все, а значит, в этом ничего плохого нет. Так в сознании ребенка программируется установка на табакокурение, не говоря уже об искаженных, беспечных разговорах на эту тему среди школьников-подростков. В распространении курения среди девушек основной причиной является ложное кокетство, стремление прослыть оригинальной, желание понравиться юношам.
А раз в сознании существует запрограммированность, то следующим этапом, к которому она побуждает, является употребление. И хотя табакокурение вызывает массу негативных явлений: физиологические (горько, противно, головокружение, тошноты, а бывает, и рвоты и т.д.); социальные (боязнь, что узнают родители, в школе, сложно приобретать сигареты и т.д.); экономические (непредвиденные финансовые расходы, а отсюда определенные трудности и т.д.) и некоторые другие, однако, благодаря воздействию запрограммированности, включающей в себя искаженные факторы морально-этического и социального плана, через которые осуществляется выражение личности (взрослость, мужество, подражание героям и т.д.), - все преодолевается, и происходит привыкание.
Психологи считают, что мальчиков
и девочек подталкивают к этому
разные причины. Мальчики хотят быстрее
стать взрослыми, выглядеть в
глазах окружающих опытными, «крутыми».
По их мнению, курение сигарет - несомненный
атрибут взрослости. Мальчики - существа
«стайные», дружат компаниями и очень
подвержены влиянию сверстников. Если
в компании ребята курят бывает
трудно противостоять мнению друзей.
К тому же курение удовлетворяет
потребность мальчишек
Исследования, проведенные
психологами Комплекса
1. любопытство - «было прикольно
после затяжки пустить
2. за компанию - «боялся стать белой вороной»,
3. желание почувствовать
себя «крутым» - «хотел походить
на взрослых и завоевать
4. наличие актуальной проблемы: «покуришь - сразу успокаиваешься»,
5. протестная реакция - «сделал это назло родителям после ссоры».
Опасаясь родителей, подросток начинает курить тайком в компании сверстников. Чтобы купить сигареты, он начинает «выкраивать» деньги из выдаваемых родителями на различные цели (завтраки, кино и др.). Появляется страстное желание с шиком вынуть из кармана пачку в красивой упаковке, распечатать, вынуть сигарету, закурить и угостить сверстников. Эмоциональный фон, попутные беседы на запретные темы способствуют закреплению привычки, хотя на начальном этапе курение вызывает неприятные ощущения (кашель, головокружение, тошноту).
По мере закрепления привычки подростки уже не скрываются от родителей, курят в их присутствии, несмотря на запрет. В этом проявляется их стремление освободиться от опеки и контроля со стороны старших (реакция эмансипации). Постепенно вредная привычка превращается в пристрастие. Скоро перерыв в курении вызывает психический дискомфорт, внутреннюю неудовлетворенность, может появляться чувство необоснованной тревоги. Выносливость к никотину повышается и подросток может выкуривать до пачки сигарет в день. Это чревато негативными последствиями: появляются бронхиты, изжога, гастрит, изменения пульса, колебания артериального давления, расстройства центральной нервной системы (ЦНС) в виде нарушений сна, раздражительности.
Когда подростку указывают на болезненные расстройства, он объясняет их воздействием других причин, не связанных с курением: «Все курят, а я курю не больше», «Я не злостный курильщик, хочу и завтра брошу». Однако окончательно бросить курить довольно трудно.
Молодым людям с раннего
детства «промывает мозги» гигантская
рекламная индустрия. Курение отождествляется
с мужественностью, независимостью,
естественностью, красотой, сексуальностью,
благополучием. Одна из причин распространения
курения среди подростков и юношей
заключается в примере
Курильщики становятся не только психологически зависимыми от самого процесса курения, но приобретают и физическую зависимость от содержащегося в табаке никотина.
Социальная зависимость от курения формируется в самом начале возникновения привычки курения. Ведь никто не начинает курить сам по себе, никто не изобретает табакокурение. Желание курить возникает в детстве из-за подражания взрослым, под влиянием рекламы в подростковом возрасте – чтобы продемонстрировать свою самостоятельность и независимость.
Психологическая зависимость от табака возникает в связи с тем, что курение становится привычным и порой единственным методом психической саморегуляции. Курильщик прибегает к сигарете в случае перенапряжения, при необходимости расслабиться, в условиях эмоционального стресса. Таким образом, возникает условно-рефлекторная связь между курением и психологическим состоянием. Хотя психологическая зависимость от табака формируется постепенно, она в значительной мере затрудняет отказ от курения.
Физическая зависимость от табака формируется по мере увеличения стажа курения и возрастания его интенсивности. Промежуток между выкуриванием сигарет становится короче, их число растет. Такое интенсивное курение приводит к нарушению работы многих систем организма - дыхательной, пищеварительной, сердечно-сосудистой, а также ко многим хроническим заболеваниям. Человек, который давно курит, стремится сократить число выкуриваемых сигарет, однако не может этого сделать, потому что у него сформировалась табачная зависимость.
Если рассматривать эту проблему в свете отдельной социальной группы, то одной из самых актуальных будет эта проблема в среде подростков. Поскольку влияние сверстников на не сформировавшееся сознание подростков очень велико, то причин для беспокойства достаточно много. Важны также ожидания молодого человека, насколько эффективно ему удастся противостоять предложениям закурить, и его отношение к курению.
Помимо влияния окружающих, есть личное стремление «поспешного взросления» свойственно многим современным подросткам. Влияние может исходить и от родителей, как дурной пример и просто от взрослых, не находящих в этом ничего плохого. Детям необходимо большее внимание, как со стороны родителей, так и со стороны учителей, которым надо больше наблюдать за стремлениями и наклонностями подростков. Родители могут регулярно повторять, что курить вредно, но грош цена этим словам, если дети не менее регулярно видят их с сигаретой. Бессознательно она будет восприниматься как атрибут элегантности (если курит мама) или мужественности, (если дымит отец).
Эффективность любых интервенций, касающихся курения подростков, следует оценивать исходя из того, каким образом они влияют на намерения подростков не начинать курить в будущем.
Таким образом, начало курения чаще всего происходит в подростковом возрасте и проходит стадии: запрограммированности - употребления - привычки - установки. Подростки не осознают опасностей, связанных с курением, потому что постоянно наблюдают за тем, как это непринужденно делают старшие. Подростки хотят выглядеть в глазах окружающих взрослыми, самостоятельными и независимыми, они подвержены влиянию сверстников.