Теория риска в БЖД

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2013 в 20:50, контрольная работа

Краткое описание

Человек и окружающая среда никогда не могли изучаться одной наукой.
Поэтому это способствовало появлению новой области знаний – безопасности жизнедеятельности (БЖД). БЖД – комплексная дисциплина, изучающая возможности обеспечения безопасность человека применительно к любому виду человеческой деятельности.

Содержание

Введение 2
1. Теория риска в БЖД
1.1 Основные положения теории риска 3 – 9
1.2 Методика изучения риска 10 – 15
Заключение 16
Список использованной литературы 17

Вложенные файлы: 1 файл

GOTOVYJ_BZhD.doc

— 185.00 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение           2

1. Теория риска в  БЖД

1.1 Основные положения теории риска      3 – 9

1.2 Методика изучения риска        10 – 15

Заключение          16

Список использованной литературы      17

 

Введение

Человек и окружающая среда никогда не могли изучаться одной наукой.

Поэтому это способствовало появлению новой области знаний – безопасности жизнедеятельности (БЖД). БЖД – комплексная дисциплина, изучающая возможности обеспечения  безопасность человека применительно  к любому виду человеческой деятельности.

Природа рассматривается человеком с двух противоположных позиций. С одной стороны, для нормального существования нам необходимо обеспечивать стабильность всех факторов окружающей среды. Например, потепление, изменение давления, влажности, уровня радиации, уменьшение количества растений и т.д. может оказывать вредное влияние на человеческий организм. Насколько важна эта проблема, можно судить по возросшей роли “зеленых” в политической жизни развитых стран.

С другой стороны, жизнедеятельность  человека невозможна без пагубного воздействия на природу. Извлечение полезных ископаемых, различные загрязнения грунта, вод и воздуха, выделение большого количества тепла – вот лишь небольшая часть “последствий” человеческой деятельности, которые оказывают вредное влияние на окружающую среду.

Цель данной контрольной  работы состоит в раскрытии концептуальных положений теории риска и оценке методологических подходов к минимизации риска в жизнедеятельности человека.

Данная цель достигается  решением следующих частных задач:

  • раскрытие основных понятий в области теории риска;
  • классификация видов риска;
  • обоснование показателей риска и методов их оценки. 

 

 

1. Теория риска в БЖД

1.1 Основные положения теории риска

Первая стадия оценки опасности. Под идентификацией понимается процесс обнаружения и установления количественных, временных, пространственных и иных характеристик, необходимых и достаточных для разработки профилактических и оперативных мероприятий, направленных на обеспечение жизнедеятельности.

В процессе идентификации выявляются:

  • номенклатура опасностей,
  • вероятность их проявления,
  • пространственная локализация (координаты),
  • возможный ущерб
  • и другие параметры, необходимые для решения конкретной задачи.

Главное в идентификации – установление возможных причин проявления опасности. Полностью идентифицировать опасность очень трудно.

Условия, при которых  реализуются потенциальные опасности, называются причинами. Причины характеризуют совокупность обстоятельств, благодаря которым опасности проявляются (реализуются) и вызывают те или иные нежелательные последствия (ущерб здоровью, потери и т. п.).

При анализе технических  систем широко используется понятие  надежности. Надежность - свойство объекта выполнять и сохранять во времени заданные ему функции в заданных режимах и условиях применения, технического обслуживания, ремонтов, хранения и транспортирования. Надежность является внутренним свойством объекта. Оно проявляется во взаимодействии этого объекта с другими объектами внутри технической системы, а также с внешней средой, являющейся объектом, с которым взаимодействует сама техническая система в соответствии с ее назначением.

При анализе безопасности технической системы, характеристики ее надежности не дают исчерпывающей  информации. Необходимо провести анализ возможных последствий отказов технической системы в смысле ущерба, наносимого оборудованию и последствий для людей, находящихся вблизи него. Таким образом, расширение анализа надежности, включение в него рассмотрения последствий, ожидаемую частоту их появления, а также ущерб, вызываемый потерями оборудования и человеческими жертвами, и является оценкой риска.

Формы ущерба (нежелательные последствия) разнообразны:

  • травмы различной степени тяжести,
  • заболевания, определяемые современными методами,
  • ущерб окружающей среде и др.

Опасности носят потенциальный  характер. Актуализация опасностей происходит при определенных условиях, именуемых  причинами.

Признаками, определяющими  опасность, являются:

  • угроза для жизни,
  • возможность нанесения вреда здоровью,
  • нарушение условий нормального функционирования органов и систем человека.

Потенциально опасны:

  • все системы, имеющие  энергию,
  • химически или биологически активные компоненты,
  • характеристики, не соответствующие условиям жизнедеятельности человека.

Любая деятельность потенциально опасна. Это главная аксиома БЖД.

Наиболее распространенной оценкой опасности является риск – вероятность реализации опасностей.

Различают риск:

  • Индивидуальный – характеризует опасность, угрожающую отдельному человеку,
  • Социальный – опасность, угрожающую множеству людей.

 

Риск отдельного человека определяется зависимостью:

Общий риск рассматривают также по различным сферам деятельности. Определяя риск, указывают класс последствий: получение травмы, заболевания, летального исхода.

Для профессиональной деятельности выделают четыре категории безопасности в зависимости от риска гибели человека:

I - условно безопасная

II - относительно безопасная

III - опасная

;

IV - особо опасная,

Риск – количественная оценка опасности. Определяется как отношение числа тех или иных неблагоприятных последствий к их возможному числу за определенный период. Обычно это величина, лежащая в пределах от 0 до 1 (или измеряющаяся в процентах). Может определяться и другими удобными способами.

В теории БЖД целесообразно выделить несколько уровней номенклатуры опасностей:

  • В общую номенклатуру в алфавитном порядке включаются все виды опасностей:
  • Алкоголь
  • Аномальная температура воздуха
  • Эмоциональная перегрузка
  • Ядовитые вещества и др.;
    • Локальную
    • Отраслевую и др.

При выполнении конкретных исследований составляется номенклатура опасностей для отдельных объектов (производств, цехов, рабочих мест, процессов, профессий и т.п.).

Полезность номенклатур состоит в том, что они:

  • содержат полный перечень потенциальных опасностей,
  • облегчают процесс идентификации.

Процедура составления номенклатуры имеет профилактическую направленность.

Таксономия – наука о классификации и систематизации сложных явлений, понятий, объектов.

Совершенная, достаточно полная таксономия опасностей пока не разработана. В качестве примера приведу следующую таксономию (классификацию) опасностей:

Существует несколько  способов классификации опасностей:

- по природе  происхождения (природные, техногенные, антропогенные, экологические, социальные, биологические);

- по локализации (связанные с литосферой, гидросферой, с атмосферой, с космосом);

- по вызываемым  последствиям (утомление, заболевания, травмы, аварии, пожары, летальные исходы и др.);

- по характеру  воздействия на человека (механические, физические, химические, биологические, психофизиологические);

- по времени проявления отрицательных последствий (импульсивные, кумулятивные);

- по приносимому  ущербу (социальные, технические, экологические, экономические);

- по структуре  (строению) (простые; производные, порождаемые взаимодействием простых);

- по реализуемой  энергии (активные; пассивные – активизирующиеся за счет энергии, носителем которой является сам человек);

- по сфере  проявления (бытовые, спортивные, дорожно-транспортные, производственные, военные и др.).

Различают признаки опасностей:

  • априорные (предвестники);
  • апостериорные (следы).

Вторая стадия оценки. Квантификация – это введение количественных характеристик для оценки сложных, качественно определяемых понятий.

Применяются приемы квантификации:

  • численные;
  • бальные и др.

Концепция абсолютной безопасности (нулевого риска) неосуществима, поэтому общество на данном этапе развития принимает концепцию «приемлемого риска».

Суть концепции  приемлемого (допустимого) риска – достижение уровня риска, который делает саму опасность либо ее последствия минимальными. Поэтому такой риск становится приемлемым. Например, при полете в самолете всегда есть риск авиакатастрофы, но авиакатастрофы случаются настолько редко (по сравнению с частотой полетов), что риск использования самолета как вида транспорта считается допустимым.

В некоторых странах приемлемые риски установлены в законодательном порядке. Максимально приемлемым уровнем индивидуального риска гибели обычно считается 10-6 (десять в минус шестой степени) в год. Пренебрежительно малым считается индивидуальный риск гибели 10-8 в год.

Максимально приемлемым риском для экосистем считается тот, при котором может пострадать 5% видов биогеоценоза.

Анализ риска позволяет  выявить наиболее опасные деятельности человека. По данным американских ученых частота несчастных случаев со смертельным исходом составляет (по времени суток):

 

 

Выявление и количественная оценка риска может выполняться  по следующей схеме:


 

 

 

 

 

 

Таким образом, должны рассматриваться  все технические и социальные аспекты в их взаимосвязи.

При этом возможно обеспечить приемлемый риск, который сочетает в себе технические, экономические, социальные и политические аспекты и представляет собой некоторый компромисс между уровнем безопасности и возможностями ее достижения. Упрощенный пример определения приемлемого риска можно проиллюстрировать графиком:

 

 

Затрачивая чрезмерные средства на повышение надежности технических  систем, можно нанести ущерб социальной сфере. Величина приемлемого риска  определяется уровнем развития общества и темпами научно - технического прогресса.

Таким образом, в системе последовательного  типа надежность отдельных элементов  должна быть значительно выше для  удовлетворительного функционирования системы.

В дальнейшем от анализа  надежности технических систем начали переходить к оценке риска, включив в анализ ошибочные действия оператора. Сильный толчок развитию теории надежности дала военная техника - требование поражения цели “с одного выстрела”. Развитие космонавтики и ядерной энергетики, усложнение авиационной техники привело к тому, что изучение безопасности систем было выделено в независимую отдельную область деятельности.

 

1.2 Методика изучения риска

Изучение риска  проводится в три стадии.

Первая стадия: предварительный анализ опасности.

Риск чаще всего связан с бесконтрольным освобождением  энергии или утечками токсических  веществ (факторы мгновенного действия).

Обычно одни отделения  предприятия представляют большую  опасность, чем другие, поэтому в самом начале анализа следует разбить предприятие, для того чтобы выявить такие участки производства или его компоненты, которые являются вероятными источниками бесконтрольных утечек. Поэтому первым шагом будет:

1) Выявление источников опасности (например, возможны ли утечки ядовитых веществ, взрывы, пожары и т.д.);

Информация о работе Теория риска в БЖД