Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2013 в 20:50, контрольная работа
Человек и окружающая среда никогда не могли изучаться одной наукой.
Поэтому это способствовало появлению новой области знаний – безопасности жизнедеятельности (БЖД). БЖД – комплексная дисциплина, изучающая возможности обеспечения безопасность человека применительно к любому виду человеческой деятельности.
Введение 2
1. Теория риска в БЖД
1.1 Основные положения теории риска 3 – 9
1.2 Методика изучения риска 10 – 15
Заключение 16
Список использованной литературы 17
Содержание
Введение 2
1. Теория риска в БЖД
1.1 Основные положения теории риска 3 – 9
1.2 Методика изучения риска 10 – 15
Заключение 16
Список использованной литературы 17
Введение
Человек и окружающая среда никогда не могли изучаться одной наукой.
Поэтому это способствовало
появлению новой области знаний
– безопасности жизнедеятельности
(БЖД). БЖД – комплексная дисциплина,
изучающая возможности
Природа рассматривается человеком с двух противоположных позиций. С одной стороны, для нормального существования нам необходимо обеспечивать стабильность всех факторов окружающей среды. Например, потепление, изменение давления, влажности, уровня радиации, уменьшение количества растений и т.д. может оказывать вредное влияние на человеческий организм. Насколько важна эта проблема, можно судить по возросшей роли “зеленых” в политической жизни развитых стран.
С другой стороны, жизнедеятельность человека невозможна без пагубного воздействия на природу. Извлечение полезных ископаемых, различные загрязнения грунта, вод и воздуха, выделение большого количества тепла – вот лишь небольшая часть “последствий” человеческой деятельности, которые оказывают вредное влияние на окружающую среду.
Цель данной контрольной работы состоит в раскрытии концептуальных положений теории риска и оценке методологических подходов к минимизации риска в жизнедеятельности человека.
Данная цель достигается решением следующих частных задач:
1. Теория риска в БЖД
1.1 Основные положения теории риска
Первая стадия оценки опасности. Под идентификацией понимается процесс обнаружения и установления количественных, временных, пространственных и иных характеристик, необходимых и достаточных для разработки профилактических и оперативных мероприятий, направленных на обеспечение жизнедеятельности.
В процессе идентификации выявляются:
Главное в идентификации – установление возможных причин проявления опасности. Полностью идентифицировать опасность очень трудно.
Условия, при которых
реализуются потенциальные
При анализе технических систем широко используется понятие надежности. Надежность - свойство объекта выполнять и сохранять во времени заданные ему функции в заданных режимах и условиях применения, технического обслуживания, ремонтов, хранения и транспортирования. Надежность является внутренним свойством объекта. Оно проявляется во взаимодействии этого объекта с другими объектами внутри технической системы, а также с внешней средой, являющейся объектом, с которым взаимодействует сама техническая система в соответствии с ее назначением.
При анализе безопасности технической системы, характеристики ее надежности не дают исчерпывающей информации. Необходимо провести анализ возможных последствий отказов технической системы в смысле ущерба, наносимого оборудованию и последствий для людей, находящихся вблизи него. Таким образом, расширение анализа надежности, включение в него рассмотрения последствий, ожидаемую частоту их появления, а также ущерб, вызываемый потерями оборудования и человеческими жертвами, и является оценкой риска.
Формы ущерба (нежелательные последствия) разнообразны:
Опасности носят потенциальный характер. Актуализация опасностей происходит при определенных условиях, именуемых причинами.
Признаками, определяющими опасность, являются:
Потенциально опасны:
Любая деятельность потенциально опасна. Это главная аксиома БЖД.
Наиболее распространенной оценкой опасности является риск – вероятность реализации опасностей.
Различают риск:
Риск отдельного человека определяется зависимостью:
Общий риск рассматривают также по различным сферам деятельности. Определяя риск, указывают класс последствий: получение травмы, заболевания, летального исхода.
Для профессиональной деятельности выделают четыре категории безопасности в зависимости от риска гибели человека:
I - условно безопасная
II - относительно безопасная
III - опасная
;
IV - особо опасная,
Риск – количественная оценка опасности. Определяется как отношение числа тех или иных неблагоприятных последствий к их возможному числу за определенный период. Обычно это величина, лежащая в пределах от 0 до 1 (или измеряющаяся в процентах). Может определяться и другими удобными способами.
В теории БЖД целесообразно выделить несколько уровней номенклатуры опасностей:
При выполнении конкретных исследований составляется номенклатура опасностей для отдельных объектов (производств, цехов, рабочих мест, процессов, профессий и т.п.).
Полезность номенклатур состоит в том, что они:
Процедура составления номенклатуры имеет профилактическую направленность.
Таксономия – наука о классификации и систематизации сложных явлений, понятий, объектов.
Совершенная, достаточно полная таксономия опасностей пока не разработана. В качестве примера приведу следующую таксономию (классификацию) опасностей:
Существует несколько способов классификации опасностей:
- по природе происхождения (природные, техногенные, антропогенные, экологические, социальные, биологические);
- по локализации (связанные с литосферой, гидросферой, с атмосферой, с космосом);
- по вызываемым последствиям (утомление, заболевания, травмы, аварии, пожары, летальные исходы и др.);
- по характеру воздействия на человека (механические, физические, химические, биологические, психофизиологические);
- по времени проявления отрицательных последствий (импульсивные, кумулятивные);
- по приносимому ущербу (социальные, технические, экологические, экономические);
- по структуре (строению) (простые; производные, порождаемые взаимодействием простых);
- по реализуемой энергии (активные; пассивные – активизирующиеся за счет энергии, носителем которой является сам человек);
- по сфере проявления (бытовые, спортивные, дорожно-транспортные, производственные, военные и др.).
Различают признаки опасностей:
Вторая стадия оценки. Квантификация – это введение количественных характеристик для оценки сложных, качественно определяемых понятий.
Применяются приемы квантификации:
Концепция абсолютной безопасности (нулевого риска) неосуществима, поэтому общество на данном этапе развития принимает концепцию «приемлемого риска».
Суть концепции приемлемого (допустимого) риска – достижение уровня риска, который делает саму опасность либо ее последствия минимальными. Поэтому такой риск становится приемлемым. Например, при полете в самолете всегда есть риск авиакатастрофы, но авиакатастрофы случаются настолько редко (по сравнению с частотой полетов), что риск использования самолета как вида транспорта считается допустимым.
В некоторых странах приемлемые риски установлены в законодательном порядке. Максимально приемлемым уровнем индивидуального риска гибели обычно считается 10-6 (десять в минус шестой степени) в год. Пренебрежительно малым считается индивидуальный риск гибели 10-8 в год.
Максимально приемлемым риском для экосистем считается тот, при котором может пострадать 5% видов биогеоценоза.
Анализ риска позволяет выявить наиболее опасные деятельности человека. По данным американских ученых частота несчастных случаев со смертельным исходом составляет (по времени суток):
Выявление и количественная оценка риска может выполняться по следующей схеме:
Таким образом, должны рассматриваться все технические и социальные аспекты в их взаимосвязи.
При этом возможно обеспечить приемлемый риск, который сочетает в себе технические, экономические, социальные и политические аспекты и представляет собой некоторый компромисс между уровнем безопасности и возможностями ее достижения. Упрощенный пример определения приемлемого риска можно проиллюстрировать графиком:
Затрачивая чрезмерные средства на повышение надежности технических систем, можно нанести ущерб социальной сфере. Величина приемлемого риска определяется уровнем развития общества и темпами научно - технического прогресса.
Таким образом, в системе последовательного
типа надежность отдельных элементов
должна быть значительно выше для
удовлетворительного
В дальнейшем от анализа надежности технических систем начали переходить к оценке риска, включив в анализ ошибочные действия оператора. Сильный толчок развитию теории надежности дала военная техника - требование поражения цели “с одного выстрела”. Развитие космонавтики и ядерной энергетики, усложнение авиационной техники привело к тому, что изучение безопасности систем было выделено в независимую отдельную область деятельности.
1.2 Методика изучения риска
Изучение риска проводится в три стадии.
Первая стадия: предварительный анализ опасности.
Риск чаще всего связан
с бесконтрольным освобождением
энергии или утечками токсических
веществ (факторы мгновенного действия)
Обычно одни отделения предприятия представляют большую опасность, чем другие, поэтому в самом начале анализа следует разбить предприятие, для того чтобы выявить такие участки производства или его компоненты, которые являются вероятными источниками бесконтрольных утечек. Поэтому первым шагом будет:
1) Выявление источников опасности (например, возможны ли утечки ядовитых веществ, взрывы, пожары и т.д.);