Содержание:
Введение ___________________________________________________3
Причины выбора ж/д транспорта для транспортировки нефти
___________________________________________________________4
- О способе перевозки ____________________________________4
- Подготовка цистерн к транспортировки __________________5
- Железнодорожные перевозки нефтепродуктов ____________6
- Требования безопасности при погрузке(сливе) /выгрузки (наливе) нефтепродукта __________________________________________7
- Достоинства железнодорожного транспорта ______________8
- Недостатки железнодорожного транспорта _______________9
- Список литературы ___________________________________10
Введение:
На заре нефтяной промышленности
транспортировка нефти осуществлялась
в деревянных бочках. Но вскоре нефтяные
компании осознали, что гораздо выгоднее
транспортировать нефть по трубопроводам.
Современная транспортировка
нефти осуществляется различными видами
транспорта:
Часть нефти и особенно
нефтепродукты перевозятся железнодорожным
транспортом. Перевозка осуществляется
в специальных стальных вагонах-цистернах.
Достоинством железнодорожного транспорта
является его универсальность. В цистернах
можно перевозить все виды нефти и нефтепродуктов.
К недостаткам можно отнести довольно
высокие эксплуатационные затраты и низкую
эффективность использования подвижного
состава, так как обратно цистерны идут
порожними.
- Причины выбора ж/д транспорта для транспортировки
нефти.
История ж/д перевозок насчитывает уже
более 150 лет, чуть моложе в этом отношении
перевозка нефтепродуктов железнодорожным
транспортом. Развитие железных дорог
и нефтедобычи происходило примерно в
одно и то же время, поэтому железная дорога
стала одним из первых способов транспортировки
нефти. Хотя этот способ приносил некоторые
трудности, он стал популярен благодаря
сравнительно высокой скорости доставки
и всесезонности использования. За последние годы вагонный
парк железных дорог систематически пополняется
цистернами более совершенных конструкций.
В настоящее время более 95% парка цистерн
имеют грузоподъемность 50 те и более.
- Особенности транспортировки нефтепродуктов
по железной дороге.
Железнодорожный
транспорт — наиболее распространенный
вид транспорта для перевозки грузов.
Перевозка жидких нефтяных грузов осуществляется
в специальных стальных вагонах-цистернах
грузоподъемностью 50т, 60т и 120т, выполненных
из листовой стали толщиной 8мм¸ 11мм, или из современных полимеров,
которые не вступают в реакцию с химическими
веществами. Покрытие этих цистерн должно
быть маслобензостойким и паростойким,
а также должно удовлетворять электростатической
безопасности и искробезопасности. Налив нефтепродуктов в цистерну,
как правило, производится сверху, а слив
снизу. каждая цистерна в обязательном
порядке оборудуется смотровыми площадками,
наружными и внутренними лестницами и
нижними сливными приборами, все они нужны
для обеспечения безопасности перевозки, надежной эксплуатации в пути
следования и при сливно-наливных работах.
В качестве тары для нефтегрузов применяются
металлические, пластмассовые и деревянные
бочки и бидоны, фанерные и металлофанерные
ящики и барабаны, стеклянные бутылки,
хлопчатобумажные и бумажные мешки и др.
При больших установившихся
нефте–грузооборотах использование этого
вида экономически нецелесообразно. Данный
способ транспортировки универсален,
может осуществлять транспортировку между
большинством пунктов добычи нефти и её
потребления c помощью разветвлённой сети
магистральных и подъездных путей и подвижного
состава. Имеет высокую общую пропускную
способность, обеспечивает равномерность
поставок в течение года. Трассы, обычно,
длиннее трубопроводного транспорта,
но короче водных.
Железнодорожные цистерны,
используемые для перевозки нефтепродуктов
в кольцевых маршрутах, должны проходить
профилактическую обработку через промежутки
времени, установленные по согласованию
изготовителя с потребителем, но не более
пятикратного использования цистерн для
нефтепродуктов.
Подготовка
цистерн к транспортировки.
Каждая тара с нефтепродуктом
должна быть не только обозначена как
опасный груз, но на ней также должна быть
специальная маркировка и манипуляционные
знаки, указывающие класс опасности продукта.
Железнодорожные цистерны,
подаваемые для подготовки под налив,
должны сопровождаться документом, содержащим
наименование слитого нефтепродукта.
При отсутствии указанного документа
наименование слитого нефтепродукта устанавливают
анализом остатка из цистерны. Не допускается
использовать цистерны для налива нефтепродуктов,
применяемых в авиационной технике, если
цистерны не имеют сопроводительных документов.
Использование таких цистерн для налива
бензинов, растворителей, нефтяной ароматики
керосинов.
Перед заливкой нефти тара должна
быть осмотрена и очищена от любой грязи
горячей водой и просушена. К каждой цистерне
должен прилагаться документ, в котором указано вещество,
ранее перевозимое в этой цистерне. Если
документа нет, анализ проводится на месте. Не допускается использовать
железнодорожные цистерны, имеющие трафарет
"Бензин", для транспортирования
нефти, масел, мазута, моторного топлива,
битума и аналогичных им по физико-химическим
свойствам нефтепродуктов.
Температура наливаемой нефти
не должна превышать 30 °С, температуру
высоковязких разогретых нефтепродуктов
при наливе устанавливают в соответствии
с правилами перевозок грузов и требованиями
безопасности.
Заполнение нефтепродуктами
железнодорожных цистерн следует производить
с учетом увеличения объема нефтепродуктов
из-за повышения температуры в пути следования
и в пункте назначения, а также полного
использования вместимости и ограничения
грузоподъемности цистерн.
Железнодорожные цистерны и
вагоны с нефтепродуктами пломбируют
в соответствии с правилами перевозки
грузов, действующими на железнодорожном
транспорте.
- Железнодорожные перевозки нефтепродуктов.
Для проведения погрузки и разгрузки
нефтепродуктов при железнодорожных перевозках
на нефтебазах сооружаются специальные
подъездные пути. Чаще всего это тупиковые
пути, примыкающие к магистрали через
станционные пути.
Железнодорожные нефтегрузовые тупики
желательно располагать в наиболее высоком
(при разгрузке) или низком (при погрузке)
участке территории нефтебазы. Железнодорожные
пути на территории нефтебазы должны быть
прямолинейны и строго горизонтальны
во избежание самопроизвольного движения
маршрутов при погрузке или разгрузке.
Пути тупиков подразделяются на:
- рабочие пути, на которых
устанавливаются вагоны для погрузки
и разгрузки нефтепродуктов;
- маневровые пути;
- обгонные и сквозные - для
вывода составов при пожаре или занятости
других путей;
- пути обслуживающие разгрузочные
площадки и тарные склады.
Требования безопасности при погрузке(сливе) /выгрузки (наливе) нефтепродукта.
При выполнении работ по упаковыванию,
погрузке (наливу), выгрузке (сливу), зачистке
транспортных средств и хранилищ следует
соблюдать инструкции и правила техники
безопасности, производственной санитарии
и пожарной безопасности, разработанные
для каждого предприятия с учетом специфики
производства.
Работающие с нефтью и нефтепродуктами
должны быть обучены безопасности труда
в соответствии с ГОСТ 12.0.004 «Система стандартов
безопасности труда».
При работе с нефтью и нефтепродуктами,
являющимися легковоспламеняющимися
и ядовитыми веществами, необходимо применять
индивидуальные средства защиты по типовым
отраслевым нормам.
Для предотвращения загрязнения
окружающей среды углеводородами, уменьшения
пожарной опасности и улучшения условий
труда, кроме средств сокращения потерь
нефти и нефтепродуктов , рекомендуются
диски-отражатели, системы размыва и предотвращения
накопления осадков в резервуарах, механизированные
средства зачистки емкостей, установки
для подогрева и слива вязких нефтепродуктов
из железнодорожных цистерн, установки
герметичного налива и слива, стационарные
шлангующие устройства, системы автоматизации
процессов сливно-наливных операций.
Режим слива и налива нефти и
нефтепродуктов, конструкция и условия
эксплуатации средств хранения и транспортирования
должны удовлетворять требованиям электростатической
искробезопасности по ГОСТ 12.1.018. «Пожаровзрывобезопасность
статического электричества ».
Металлические части эстакад,
трубопроводы, подвижные средства перекачки,
резервуары, автоцистерны, телескопические
трубы, рукава и наконечники во время слива
и налива нефти и нефтепродуктов должны
быть заземлены.
Достоинства железнодорожного транспорта:
универсальность (перевозка
всех видов нефти и нефтепродуктов в любых объемах). По железной дороге можно перевозить
достаточно большое количество нефти,
хотя в этом отношении железная дорога
уступает танкерам и нефтепроводам.
Всесезонность. Железная дорога универсальна тем, что одинаково хорошо функционирует в любое время года и при любых погодных условиях.
Скорость. Сроки доставки нефти
по ж/д действительно относительно малы
(значительно быстрее чем морским или речным путем).
География доставки. Железные
дороги покрывают достаточно большую
территорию, и поэтому существует возможность
прямой доставки в сельскохозяйственные
и промышленные районы.
Недостатки железнодорожного транспорта:
- большие капитальные затраты
при строительстве новых, ремонте и реконструкции
существующих линий, а так же строительстве новых
(т.к. иногда чтобы доставить нефть в отдаленные
районы, или из них, приходится прокладывать
новые железнодорожные пути)
Затраты на специальное оборудование ( транспортировка по ж/д требует
наличия специального оборудования для
погрузки и выгрузки, что опять же повышает расходы на транспортировку);
относительно высокие эксплуатационные затраты(затраты на транспортировку
нефти по ж/д более высоки, нежели затраты
на транспортировку другими способами);
- относительно низкая эффективность
использования мощности подвижного состава
(цистерны в обратном направлении идут
незагруженными);
- значительные потери ( во время погрузочно-разгрузочных
работ часто случаются потери нефти. Это неизбежное явление при
использовании цистерн);
- необходимость специальных
сливно-наливных пунктов и пунктов зачистки
вагонов-цистерн.
Список литературы:
ГОСТ 12.1.018-93 «Пожаровзрывобезопасность статического электричества»
ГОСТ 1510-84. « Нефть
и нефтепродукты. Маркировка, упаковка,
транспортирование и хранение».
- ГОСТ 12.0.004 «Система
стандартов безопасности труда».
Учебное пособие
для средних специальных учебных заведений
«Транспортировка нефти и нефтепродуктов»,
автор: Ю. А. Закожурников, Издательство: ИнФолио.
-