РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ
Оглавление
Введение.………………………………………………………………………….3
Глава
1. Транспортные аварии и катастрофы, понятия
и сущность……...4
1.1 Понятие
аварии и катастрофы, их отличия.
4
1.2 Основные причины,
вызывающие аварии и техногенные катастрофы……………………………………………………………………….5
1.3 Основные причины
рост пострадавших и погибших при техногенных
авариях и катастрофах6
Глава
2. Особенности транспортных аварий и катастроф…………………………………………………………………………7
2.1 Аварии на автомобильном
транспорте (ДТП)……………………………7
2.2 Аварии на железнодорожном
транспорте……………………………….11
2.3. Аварии на авиационном
транспорте…………………………………...13
2.4. Аварии на водном
транспорте…………………………………………...15
Заключение……………………………………………………………………...16
Список
литературы……………………………………………………………..17
Приложения……………………………………………………………………..18
Введение.
Человечество на всем протяжении
своей истории постоянно подвергается
воздействию катастроф. Они уносят тысячи
человеческих жизней, наносят колоссальный
экономический ущерб, разрушают многое
из того, что люди создавали годами, десятилетиями
и даже веками.
Развернувшаяся в ХХ в. беспрецедентная
по масштабам инженерная деятельность,
вызванные ею изменения природной среды
резко увеличили вероятность возникновения
чрезвычайных ситуаций техногенного характера.
Количество аварий, к сожалению,
не сокращается. Современное производство
усложняется, на малых его площадях концентрируется
большое количество энергетических мощностей.
В Российской Федерации, как
и в других развитых странах, транспорт
является одной из крупнейших базовых
отраслей хозяйства, важнейшей составной
частью производственной и социальной
инфраструктуры.
Транспортные коммуникации
объединяют все районы страны, что является
необходимым условием ее территориальной
целостности, единства ее экономического
пространства. Они связывают страну с
мировым сообществом, являясь материальной
основой обеспечения внешнеэкономических
связей России. Выгодное географическое
положение страны позволяет России получать
значительные доходы от экспорта транспортных
услуг, в том числе от осуществления транзитных
перевозок зарубежных стран по своим коммуникациям.
Технический прогресс одновременно
с комфортом и скоростью передвижения
принес и значительную степень угрозы.
Это увеличивает вероятность возникновения
аварийных ситуаций . Довольно часто
они приобретают характер катастроф, приводят
к трагическим последствиям. Целью
моей работы является анализ основных
причин аварий на транспорте.
Глава 1. Транспортные аварии и катастрофы,
понятия и сущность
1.1 Понятие аварии и катастрофы,
их отличия.
Для того, чтобы разобраться
в отличиях понятий !авария» и «катастрофа»
,сначала, стоит привести наиболее точные
определения этих понятий.
Итак, авария:
1) неожиданный выход из
строя, повреждение какого-либо механизма,
машины, сооружения и т. п. во время
выполнения рабочих функций, движения;
2) опасное техногенное
происшествие, создающее на определенной
территории или объекте угрозу
жизни, здоровью и имуществу людей
и могущее приводить к разрушению
зданий, сооружений, оборудования и
транспортных средств, нарушению
производственного и транспортного
процесса, гибели и нарушению
здоровья людей, а также причинение
ущерба окружающей природной
среде;
3) разрушение сооружений
и/или технических устройств, применяемых
на опасном производственном
объекте, неконтролируемые взрыв и/или
выброс опасных веществ. Как правило, при
авариях восстановление технических средств
невозможно или экономически нецелесообразно.1.
Основные понятия и определения // ФИНЭК.
Курс БЖД. Глоссарии. URL
Катастрофа - событие (авария,
стихийное бедствие и др.) с трагическими
последствиями. К катастрофам относят
событие, в результате которого погибло
не менее 100 чел., не менее 400 получили ранения,
не менее 35 тыс. чел. были эвакуированы
и не менее 70 тыс. чел. остались без источников
питьевой воды.
Таким образом, главный критерий
в различии аварий и катастроф заключается
в тяжести последствий и количестве человеческих
жертв.
Классификация транспортны
аварий (см. приложение 1)
1.2 ОСНОВНЫЕ ПРИЧИНЫ, ВЫЗЫВАЮЩИЕ
АВАРИИ И КАТАСТРОФЫ ТЕХНОГЕННОГО
ХАРАКТЕРА :
- износ технологического оборудования, транспортных средств и основных
производственных фондов, достигающий в некоторых отраслях
промышленности 90% и более;
- недостаточный выпуск
и низкий уровень качества приборов обнаружения
и контроля опасных
и вредных факторов, а также
средств коллективной и индивидуальной защиты от этих факторов;
- недостаточная технологическая надежность системы обеспечения безопасности
в промышленности, на транспорте, в
энергетике, сельском хозяйстве, а также систем управления;
- недостаточная культура производства, снижение уровня компетенции и ответственности
специалистов потенциально опасных
предприятий;
- увеличение масштабов
использования взрыво-,пожаро- химически, радиационно,
биологическиопасных веществ
и технологий.
1.3 ОСНОВНЫЕ ПРИЧИНЫ РОСТА
ЧИСЛА ПОСТРАДАВШИХ И ПОГИБШИХ ПРИ ТЕХНОГЕННЫХ
АВАРИЯХ И КАТАСТРОФАХ:
- недостаточность и несогласованность
в осуществлении
мер по предотвращению аварий
и катастроф,
уменьшению возможных людских
потерь и материального
ущерба;
- размещение вредных производств
и потенциально
опасных объектов в непосредственной
близости
от жилых зон и систем их жизнеобеспечения;
- недостаточный контроль за состоянием потенциально
опасных производств и объектов;
- резкое уменьшение объемов
строительства и производства
коллективных и индивидуальных
средств
защиты для персонала объектов
экономики и населения;
- отсутствие необходимого количества локальных
систем оповещения об авариях
на потенциально
опасных объектах.
- Существенно увеличивают негативные
последствия
техногенных чрезвычайных ситуаций
паника, распространение
ложных и правокационных слухов,
неповиновение должностным лицам и представителям
власти.
Глава 2. Особенности транспортных аварий
и катастроф.
2.1 Аварии на автомобильном
транспорте (ДТП).
ДТП – это транспортная авария,
возникшая в процессе дорожного движения
с участием транспортного средства и повлекшая
за собой гибель людей и (или) причинения
им тяжелых телесных повреждений, повреждения
транспортных средств, дорог, сооружений,
грузов или иной материальный ущерб.
Ежегодно в мире
в ДТП погибает более 300 тысяч
человек, а общее число, получивших
травмы, превышает 15 миллионов человек.
В РБ ежегодно происходит от
7 до 8 тыс. ДТП, при этом ежегодно
погибают 1,5 – 2 тысячи человек, травмы
и ранения получают несколько
тысяч человек, многие становятся
инвалидами.
ДТП подразделяются на девять
видов:
1. Столкновение — происшествие,
при котором движущиеся транспортные
средства столкнулись между собой
или с подвижным составом железных
дорог либо с внезапно остановившимся
транспортным средством (например,
в случае неисправности, перед
запрещающим сигналом светофора,
неожиданно возникшим препятствием
и т.д.). Столкновения могут быть
встречными, попутными и боковыми.
2. Опрокидывание —
происшествие, при котором движущееся
транспортное средство опрокинулось.
Опрокидывание происходит вследствие
воздействия неблагоприятных погодных
условий, технической неисправности,
неправильного размещения или
крепления груза, из-за нарушения
ПДД. Для разъяснения приведем
следующие примеры: 1) если водитель
автомобиля превысил критическую
скорость на повороте, в результате
чего автомобиль опрокинулся, то
такое ДТП квалифицируется как
опрокидывание; 2) если в процессе
движения автомобиль по касательной
столкнулся с другим автомобилем
и поэтому первый автомобиль
изменил направление движения
и опрокинулся, то такое ДТП
будет квалифицироваться как
столкновение (оно было первичным),
а не как опрокидывание (оно
вторично по отношению к столкновению).
3. Наезд на препятствие
— происшествие, при котором движущееся
транспортное средств наехало
или ударилось о неподвижный
предмет (например, опору моста, столб,
дерево, ограждение, кучу строительного
материала и т.д.). Если автобус наехал
на бордюрный камень, от этого в салоне
автобуса упал пассажир и получил телесные
повреждения, то ДТП квалифицируется как
наезд на препятствие.
4. Наезд на пешехода — происшествие,
при котором движущееся транспортное
средство наехало на человека, находящегося
на проезжей части дороги или обочине
(бордюре), либо человек ударился о движущееся
транспортное средство (в данном случае
пешеход нарушил ПДД), либо человек пострадал
от перевозимого транспортным средством
груза, выступающего за габариты или упавшего
с транспортного средства (например, контейнеры,
тросы, Доски и т.п.). К наездам на пешехода
относятся случаи наезда на человека,
катающегося на лыжах, санках, коньках,
самокатах и т.п., перемещающегося в инвалидной
коляске без двигателя, на ребенка, катающегося
на трехколесном велосипеде.
5. Наезд на велосипедиста
— происшествие, при котором движущееся
транспортное средство наехало
на велосипедиста или он сам
ударился о движущееся транспортное
средство.
6. Наезд на животное — происшествие,
при котором движущееся транспортное
средство наехало на диких или домашних
животных, птиц либо сами животные и птицы
ударились о движущиеся транспортное
средство, в результате чего пострадали
люди или причинен имущественный ущерб.
7. Наезд на гужевой
транспорт — происшествие, при
котором движущееся транспортное
средство наехало на упряжных
животных или гужевые повозки
либо сами эти упряжные или
гужевые повозки ударились о
движущееся транспортное средство.
8. Падение пассажира
— происшествие, при котором произошло
падение пассажира с движущегося
транспортного средства или в
его салоне (кузове) в результате
резкого торможения, ускорения или
изменения направления движения
и т.п., если оно не может
быть отнесено к другому виду
ДТП. Падение пассажира из неподвижного
транспортного средства при посадке
(высадке) на остановке не является
происшествием.
9. Иные виды ДТП— происшествия,
не относящиеся к указанным выше видам:
падение перевозимого груза или отброшенного
колесом предмета на человека, животное
или другое транспортное средство, наезды
на внезапно появившееся препятствие
(упавший груз, отвалившееся колесо и др.),
на лиц, не являющихся участниками дорожного
движения и т.п. Например, водитель не справился
с управлением транспортного средства
и совершил наезд на человека, идущего
по пешеходной дорожке. Дорожно-транспортное
происшествие квалифицируется как иной
вид ДТП, так как пострадавший не являлся
участником дорожного движения..
Основными причинами ДТП являются:
- низкий профессиональный уровень
отдельных водителей;
- невоспитанность; беспечность
и самонадеянность как водителей так и пешеходов;
- управление автомобилем в нетрезвом состоянии, неисправности машины;
- плохие дороги; неблагоприятные метеорологические условия и др.
- нарушение правил дорожного движения,
- техническая неисправность автотранспорта
(( относительное (%) количество ДТП по основным видам неисправностей в ТС : см. приложение 2))
- превышение скорости движения,
- недостаточная подготовка лиц,
управляющих транспортом, слабая их реакция
и др.
- Нередко причиной аварий и катастроф становится менеджмент автотранспортом лицами в нетрезвом состоянии.
- К серьезным дорожно-транспортным
происшествиям приводят невыполнение
правил перевозки опасных грузов и несоблюдение
при этом необходимых требований безопасности.
- Другой причиной дорожных аварий
является неудовлетворительное состояние
дорог. Иногда на проезжей части можно
видеть открытые люки, неогороженные и
неосвещенные участки ремонтных работ,
отсутствие предупреждающих об опасности
знаков. ((относительное (%) количество ДТП по основным видам неудовлетворительного состояния автомобильных дорог : см. приложение 3))
Все это в совокупности приводит
к огромным потерям.
Только в Москве на дорогах
ежегодно погибают до 80 детей, это три
полных класса. Травмы получают 1000 - целая
учебное заведение. В России за год под
колесами машин и в дорожных авариях погибают
до 40 тыс. человек. Это почти в три раза
больше, чем за девять лет войны в Афганистане.
По сведениям Всемирной организации
здравоохранения, в результате дорожно-транспортных
происшествий в Западной Европе ежегодно
погибают приблизительно 100 тыс. человек
и более 200 тыс. получают серьезные травмы.
2.2 Аварии
на железнодорожном транспорте
Железнодорожная авария - это
авария на железной дороге, повлекшая
за собой:
— повреждение одной или нескольких
единиц подвижного состава железных дорог
до степени капитального ремонта и/или
гибель одного или нескольких человек,
— либо, причинение пострадавшим
телесных повреждений различной тяжести;
— либо, полный перерыв
движения на аварийном участке,
превышающий нормативное время.
В соответствии приказом МПС
РФ № 1-Ц от 08.01.1994 г. и распоряжением ОАО
«Российские железные дороги» № 1632р от
18.10.2005 г. нарушения безопасности на железнодорожном
транспорте подразделяются на следующие
виды: