Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июля 2014 в 17:57, доклад
Для эффективной работы с детьми по формированию элементарных представлений о ЗОЖ необходимы следующие условия:
- доступность сообщаемых сведений о биологических, социальных, экологических и поведенческих составляющих ЗОЖ;
- соблюдение принципов наглядности, последовательности, систематичности, постепенного усложнения материала;
- реализация воспитательно-образовательной работы с опорой на предметно-практическую и продуктивную деятельность дошкольников, обогащение их чувственного опыта, развитие умений наблюдать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи между событиями;
- использование различных заданий и упражнений с учетом особенностей внимания, памяти, мышления и речи старших дошкольников; коррекция этих психических процессов в ходе формирования представлений о ЗОЖ;
- определение способов передачи социального опыта в соответствии с уровнем психического развития детей (совместные со взрослым действия, подражание, образец, обобщенная словесная инструкция).
В последние годы наблюдается огромный интерес к проблеме индивидуального здоровья человека. Особую обеспокоенность вызывает здоровье наших детей, т.к. данные физического состояния свидетельствуют, что здоровье нашего подрастающего поколения далеко не соответствует ни потребностям, ни потенциальным возможностям современного общества.
Понятие «здоровье» имеет множество определений. Но самым популярным, и, пожалуй, наиболее емким следует признать определение, данное Всемирной организацией здравоохранения: «Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов» (Е. И. Торохова, 1999). Формирование здорового образа жизни должно начинаться уже в детском саду.
Одной из главных задач дошкольного учреждения является создание условий, гарантирующих формирование и укрепление здоровья учащихся.
Основным из средств реализации этой задачи является формирование культуры здорового образа жизни (ЗОЖ).
Образ жизни относят к социально-биологическим факторам, компонентами которого служит триада показателей: уровень, качество и стиль жизни (Е. И. Торохова, 1999).
Уровень жизни обусловлен экономическими возможностями человека.
Качество жизни определяется степенью запроса и комфортабельностью удовлетворения человеческих потребностей.
Стиль жизни складывается на основе психологических и психофизиологических особенностей поведения личности.(Н. Куинджи (2000) дает следующие определения данных показателей)
Формирование культуры здорового образа жизни является главным рычагом первичной профилактики в укреплении здоровья детей через изменение стиля и уклада жизни, его оздоровление с использованием гигиенических знаний в борьбе с вредными привычками, гиподинамией и преодолением неблагоприятных сторон, связанных с жизненными ситуациями. При этом необходимо учесть, что образ жизни человека не складывается сам по себе в зависимости от обстоятельств, а формируется в течение жизни целенаправленно и постоянно.
Именно поэтому– детский сад должно быть «школой здорового образа жизни” детей, где любая их деятельность (учебная, спортивная, досуговая, а также прием пищи и двигательная активность и др.) носит оздоровительно-педагогическую направленность, способствует воспитанию у них привычек, а затем и потребностей к здоровому образу жизни, формированию навыков принятия самостоятельных решений в отношении поддержания и укрепления своего здоровья.
Осуществляя свою деятельность на группе компенсирующего развития, не могу не затронуть проблему формирования представлений о ЗОЖ у детей с речевыми нарушениями. По словам Новиковой И.М. этой проблеме посвящены немногочисленные исследования (Н.А. Андреева, Н.Г. Быкова, Л.Г Касьянова и др.), однако и они позволили сделать вывод об отсутствии ярко выраженных различий в формировании представлений о ЗОЖ у воспитанников с нормальным развитием, с ЗПР и ОНР.
Поэтому, развитие у дошкольников элементарных представлений о ЗОЖ необходимо направлять на формирование поведения, адаптированного к социальным и природным условиям окружающей среды, с целью укрепления и сохранения здоровья, достижения психологического комфорта, всестороннего развития потенциальных возможностей личности на основе понимания взаимосвязи состояния здоровья и образа жизни.
Успешное формирование представлений о ЗОЖ у старших дошкольников во многом зависит от объединия усилия всех взрослых, окружающих его (родителей, воспитателей, врачей, учителей и др.), с целью создания вокруг него атмосферы, наполненной потребностями, традициями и привычками здорового образа жизни.
Поэтому, работу по формированию привычек ЗОЖ необходимо реализовывать в четырёх направлениях: в работе с педагогами, с родителями, в организации здоровьесберегающего пространства и, конечно, в работе с детьми.
Работа с педагогами заключается в повышении уровня знаний о здоровье и ЗОЖ путём подбор книг и материалов по санитарно-гигиеническому, экологическому, социальному и педагогическому аспектам ЗОЖ через проведение определенных мероприятий: консультации, открытые занятия, семинары, педсоветы.
Развитию представлений родителей о месте специально организованного активного отдыха в структуре ЗОЖ, а так же делового сотрудничества педагогов и родителей, совместной работы взрослых с детьми способствует вовлечение родителей в досуговые и оздоровительные мероприятия детского сада – подготовку и проведение праздников, досугов, выставок, спортивных соревнований, театрализованных представлений. Так же, важным условием эффективной воспитательно-образовательной работы с целью повышения знаний родителей о ЗОЖ является организация для них консультаций, практических занятий и наглядной агитации.
Важным условием для формирования понятия ЗОЖ является организация в детском саду здоровьесберегающего пространства. В это понятие входят:
- улучшенное качество воздушной среды на территории и в помещениях детского сада ( воздушный бассейн защищают насаждением комбинированных древесно-кустарниковых полос, которые, в свою очередь, не затрудняют проветриваемость игровых площадок; в помещениях проводят регулярные односторонние и сквозные проветривания, обрабатывают помещения аппаратом «Кварц»);
- закаливающие процедуры водой и воздухом (воздушные процедуры после сна, световоздушные ванны во время прогулок в теплое время года, умывание прохладной водой, солевые ванны для ног, контрастное закаливание кистей рук, полоскание рта после приема пищи, босохождение по массажным коврикам и мокрым полотенцам, точечный массаж стоп);
- по медицинским показаниям проводят занятия ЛФК (лечебный и оздоровительный массаж, аромо- и фитотерапию);
- создание ПРС в группе ( оборудуют уголки здоровья, книжные уголки оформляют раскрасками и дидактическими играми по теме, альбомами с фоторгафиями детей прогулок, закаливающих процедур и др.).
Составляющей частью здоровье сберегающего пространства являются выставки литературы по теме, а так же плакатов, выполненных совместно с детьми, информационные стенды для родителей.
По исследованиям М.И Новиковой для работы с детьми необходимо внедрение специальной педагогической технологии, особенностью которой является формирование когнитивного и поведенческого компонентов представлений о ЗОЖ. Содержание работы представлено в таблице.
Таблица
Предполагаемая педагогическая технология опирается на следующие общедидактические принципы:
- принцип научности и достоверности – содержание сведений предлагаемых школьникам, должно быть основано на научных фактах, личном опыте и чувственных ощущениях детей.
- принцип доступности – предъявляемая информация адаптирована к восприятию дошкольников.
- Принцип наглядности и занимательности – образовательный материал должен вызывать у детей интерес и эмоциональный отклик.
- принцип природосообразности – формы и методы формирования представлений о ЗОЖ у дошкольников определены на основе целостного психолого-педагогического знания о ребёнке, особенностях развития его познавательной деятельности.
- принцип индивидуально-
- принцип комплексного и интегративного подхода – формирование представлений о ЗОЖ осуществляется через различные виды деятельности детей в системе воспитательного и образовательного процессов, предполагается использование различных видов и форм работы с детьми, педагогами и родителями, завершенность каждого вида работы и мониторинг результатов.
- принцип активности и сознательности – формирование субъективной активности ребенка в плане осознания воздействия различных факторов на здоровье и необходимости поведения, направленного на укрепление здоровья.
Для эффективной работы с детьми по формированию элементарных представлений о ЗОЖ необходимы следующие условия:
- доступность сообщаемых сведений о биологических, социальных, экологических и поведенческих составляющих ЗОЖ;
- соблюдение принципов наглядности, последовательности, систематичности, постепенного усложнения материала;
- реализация воспитательно-образовательной работы с опорой на предметно-практическую и продуктивную деятельность дошкольников, обогащение их чувственного опыта, развитие умений наблюдать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи между событиями;
- использование различных заданий и упражнений с учетом особенностей внимания, памяти, мышления и речи старших дошкольников; коррекция этих психических процессов в ходе формирования представлений о ЗОЖ;
- определение способов передачи социального опыта в соответствии с уровнем психического развития детей (совместные со взрослым действия, подражание, образец, обобщенная словесная инструкция).
Реализация представленной технологии ведется в следующих направлениях:
Цель: формировать представления детей о человеке, как о живом существе; об условиях, необходимых ему для жизни; об острых потребностях человека; о внешнем строении человека, органах чувств, некоторых внутренних органах; о различных состояниях и чувствах человека; о здоровье и болезни.
Цель: формировать представления детей об образе жизни человека; о ритмичности жизнедеятельности, режимных моментах, организации дня в детском саду, отдыхе и досуге; о психологическом комфорте; о зависимости здоровья от образа жизни.
Цель: формировать представления детей об образе жизни в условиях города; о факторах окружающей среды, оказывающих особое влияние на здоровье человека; о составляющих здорового образа жизни, о значении ЗОЖ для здоровья человека; формирование поведения, способствующего ЗОЖ.
Для формирования представлений дошкольников о ЗОЖ используют наглядные, словесные и практические методы во всех формах работы: занятиях, досугах, режимных моментах, спортивных соревнованиях и праздниках.
Наглядные методы включают наблюдения, демонстрацию, просмотр видео материалов, иллюстраций, выставки работ по изобразительной деятельности, выставки плакатов.
Непосредственное восприятие объектов, явлений во время наблюдений способствует развитию у дошкольников восприятия и мыслительной деятельности. Демонстрация предполагает показ способов действия в ситуациях, направленных на укрепление здоровья и формирования практических навыков ЗОЖ. Просмотр видеоматериалов способствует формированию правильной самооценки дошкольников и закреплению правильных представлений о ЗОЖ. Расширяет арсенал средств воздействия и наглядная агитация в виде плакатов по тематике ЗОЖ.
Словесные методы включают рассказы педагога, беседы, объяснения, методы проблемного обучения.
Рассказы и беседы следует направить на сообщение дошкольникам необходимых сведений о здоровье и ЗОЖ, уточнение и систематизацию имеющихся представлений. Беседы можно сопровождать опытами и наблюдениями детей. Объяснение проводят с целью разъяснения влияния различных факторов окружающей среды на здоровье, для установления взаимосвязи между различными проявлениями ЗОЖ и здоровьем. Моделированию поведения детей в условиях окружающей социальной среды города способствуют предъявление проблемных ситуаций, постановка ситуационных задач, проблемные вопросы, что способствует самостоятельному выбору дошкольниками альтернативных решений и планированию деятельности.
Практические методы включают опыты, упражнения, предметно-практическую деятельность, продуктивную деятельность детей.
Созданию позитивного отношения дошкольников способствуют различные способы организации деятельности детей, установление эмоционально-личностных контактов педагогов с дошкольниками, использование разнообразных приемов привлечения внимания детей (создание непривычного окружения, появление сказочного персонажа, использование средств педагогического мастерства- мимики, пантомимики, силы и тембра голоса и т.д.)
Для закрепления представлений детей о здоровье и ЗОЖ используют приемы, предусматривающие постановку ребенка в позицию субъекта деятельности, например в таких ситуациях, как «Маленький учитель» или «Совет по телефону».
Исходя из этого, занятия оздоровительно-педагогического характера должны быть систематичными и комплексными, вызывать у ребенка положительные эмоциональные реакции, и проводится в игровой форме. Кроме того, материалы подобных занятий должны находить отражение во всех режимных моментах (учебных занятиях, режиме дня, занятиях физической культурой, воспитательных занятиях, в мероприятиях общего масштаба для всего детского сада).
Следует так же отметить,
что каждый участник процесса должен быть
личным примером для детей, поддерживать
единую линию поведения и выполнять основные
требования, которые предъявляются к детям
и остальным участникам педагогического
процесса
Информация о работе Формирование здорового образа жизни у дошкольников