Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 18:15, реферат
Предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций (ЧС) — одна из актуальных проблем современности. Умелые действия по спасению людей, оказанию им необходимой помощи, проведению аварийно-спасательных работ в очагах поражений позволяют сократить число погибших, сохранить здоровье пострадавших, уменьшить материальные потери. В связи с этим актуальной становится проблема подготовки специалистов с высшим образованием, способных грамотно и умело организовать предотвращение экстремальных ситуаций и оказать помощь населению в ликвидации опасности.
Введение……………………………………………………………………3
Понятие о чрезвычайных ситуациях……………………………….4
Классификация чрезвычайных ситуаций………………………....8
Понятие риска………………………………………………………..13
Причины и профилактика ЧС………………………………….….16
Заключение……………………………………………………………….19
Список литературы……………………………………………………..20
• аварии на ядерных установках
научно-исследовательских
• аварийные ситуации во время промышленных и испытательных ядерных взрывов, связанные со сверхнормативным выбросом радиоактивных веществ в окружающую среду;
• падение летательных аппаратов с ядерными энергетическими устройствами на борту с последующим радиоактивным загрязнением местности;
• незначительные загрязнения местности радиоактивными веществами при повреждении источников ионизирующих излучений, авариях на транспорте, перевозящем радиоактивные препараты;
• аварии на химически опасных объектах с выбросом (утечкой) в окружающую среду сильнодействующих ядовитых веществ;
• аварии с выбросом (утечкой) в окружающую среду бактериологических средств и биологических веществ в концентрациях, превышающих допустимые значения.
Ко второй группе чрезвычайных ситуаций относятся:
• пожары в населенных пунктах, на объектах экономики и транспортных коммуникациях;
• взрывы на объектах и транспортных коммуникациях том числе при падении летательных аппаратов);
• взрывы в жилых домах.
К третьей группе чрезвычайных ситуаций относятся ситуации на транспортных коммуникациях:
• авиационные катастрофы;
• столкновения и сход
с рельсов железнодорожных
• аварии на водных коммуникациях, повлекшие значительное количество человеческих жертв или вызвавшие загрязнение акватории портов, прибрежных территорий, внутренних водоемов нефтепродуктами и (или) сильнодействующими ядовитыми веществами;
• аварии на трубопроводах, вызвавшие выброс большой массы транспортируемых веществ и загрязнение ими окружающей среды;
• аварии на энерго- и других инженерных сетях, повлекшие нарушение нормальной жизнедеятельности населения в результате возникновения вторичных факторов.
К четвертой группе чрезвычайных ситуаций относятся ЧС военно-политического характера в мирное время:
• единичный (случайный)
ракетно-ядерный удар, нанесенный с
акватории нейтральных вод
• падение носителя ядерного оружия с разрушением или без разрушения боевой части;
• вооруженное нападение на штабы, пункты управления, узлы связи, склады войсковых соединений и частей (в том числе гражданской обороны);
• волнения в отдельных районах, вызванные выступлениями антиобщественных или националистических групп (элементов), попытка захвата радиовещательных станций государственных и общественно-политических учреждений.
Пятая группа чрезвычайных ситуаций включает чрезвычайные ситуации, вызванные стихийными бедствиями:
• стихийные бедствия геологического характера (землетрясения, вулканы, оползни, селевые потоки, снежные лавины);
• стихийные бедствия метеорологического характера (ураганы, бури, смерчи);
• стихийные бедствия гидрологического характера (наводнения, заторы льда на реках, цунами);
• природные пожары.
Современный мир отверг концепцию абсолютной безопасности и пришел к концепции приемлемого (допустимого) риска, суть которой — в стремлении к такой безопасности, которую приемлет общество в данный период времени.
Следует заметить, что восприятие риска и опасностей общественностью субъективно.
Например, ежедневно в стране погибает на производстве 40—50 человек, а в целом по стране — более 1000 человек. Но эти сведения менее впечатляют, чем гибель 5— 10 человек в одной аварии или каком-либо конфликте. Это необходимо иметь в виду при рассмотрении проблемы приемлемого риска.
Приемлемый риск включает технические, экономические, социальные и политические аспекты и представляет некоторый компромисс между уровнем безопасности и возможностями ее достижения.
Различают индивидуальный и социальный риск. Индивидуальный риск характеризует опасность определенного вида для отдельного индивидуума. Социальный или групповой — это риск для группы людей. Социальный риск может быть определен как зависимость между частотой событий и числом пораженных при этом людей.
Величину риска (R) можно рассчитать по формуле
R = ,
где n — число несчастных случаев; N — общее количество людей.
В табл. 9 приведены данные,
характеризующие вероятность
Таблица 1Индивидуальный риск фатального исхода в год, обусловленный различными причинами чрезвычайных ситуаций.
№ п/п |
Причины чрезвычайных ситуаций |
Индивидуальный риск |
1 |
Автомобильный транспорт |
3 ∙ 10-4 |
2 |
Падения |
9 ∙ 10-5 |
3 |
Пожар и ожог |
4 ∙ 10-5 |
4 |
Утопление |
3 ∙ 10-5 |
5 |
Отравление |
2 ∙ 10-5 |
6 |
Огнестрельное оружие |
1 ∙ 10-5 |
7 |
Станочное оборудование |
1 ∙ 10-6 |
8 |
Водный транспорт |
9 ∙ 10-6 |
9 |
Воздушный транспорт |
9 ∙ 10-6 |
10 |
Падающие предметы |
6 ∙ 10-6 |
11 |
Электрический ток |
6 ∙ 10-6 |
12 |
Железная дорога |
4 ∙ 10-7 |
13 |
Молния |
5 ∙ 10-7 |
14 |
Ядерная энергия |
2 ∙ 10-10 |
15 |
Все прочие |
4 ∙ 10-5 |
16 |
Общий риск |
6 ∙ 10-4 |
Рассмотрим четыре методических подхода к определению риска.
1. Инженерный, опирающийся на статистику, расчет частот, вероятностный анализ безопасности, построение деревьев опасности.
2. Модельный основан на построении моделей воздействия вредных факторов на отдельного человека, социальные, профессиональные группы и т. п.
По мнению О.Н. Русака, эти методы основаны на расчетах, для которых не всегда есть данные.
3. Экспертный, при котором вероятность событий определяется на основе опроса опытных специалистов, т. е. экспертов.
4. Социологический, основан на опросе населения. Перечисленные методы отражают разные аспекты риска. Поэтому применять их необходимо в комплексе.
В РФ действует много крупных производств, потенциально опасных для населения и окружающей среды, а уровень технологий, контроля и дисциплины на них в результате стремительного падения производства снизился до критической черты. Экономический кризис только усугубил ситуацию, а к проблеме безопасности присоединились экологические.
Анализ чрезвычайных ситуаций, имевших место в России за последние годы, позволил выделить причины аварийности и травматизма:
• человеческий фактор — 50,1%;
• оборудование, техника — 18,1%;
• технология выполнения работ — 7,8%;
• условия внешней среды — 16,6%;
• прочие факторы — 7,4%.
В табл. 10 показано распределение факторов аварийности и травматизма.
Как видно из данных табл. 10, в настоящее время заметно возрос удельный вес аварий, происходящих из-за неправильных действий обслуживающего технического персонала (более 50%). Часто это связано с недостаточностью профессионализма, а также неумением принимать оптимальные решения в сложной критической обстановке в условиях дефицита времени.
Таблица 2. Распределение факторов аварийности и травматизма в Российской Федерации
Факторы |
Доля, % |
Человеческий фактор для работающих (всего): |
50,1 |
слабые навыки действия в сложной ситуации |
12,7 |
неумение оценивать информацию о состоянии процесса |
12,3 |
слабое знание сущности происходящего процесса |
7,3 |
отсутствие самообладания в условиях стресса |
5,6 |
технологическая недисциплинированность |
8,0 |
прочие факторы работающих |
4,2 |
Оборудование, техника (всего): |
18,1 |
неучет особенностей работоспособности человека |
1,5 |
высокая энергоемкость |
0,7 |
опасные отказы |
8,0 |
низкое качество конструкции рабочих мест |
6,0 |
прочие факторы |
1,9 |
Технология выполнения работ (всего): |
7,8 |
неудобство подготовки и выполнения работ |
2,0 |
неудобство ремонта и технологического обслуживания |
3,8 |
сложность алгоритма деятельности человека |
1,2 |
необходимость нахождения в опасной зоне |
0,8 |
Условия внешней среды (всего): |
16,6 |
дискомфорт |
2,8 |
низкое качество информационных моделей о внешней среде |
4,8 |
опасные природные воздействия на систему |
9,0 |
Прочие факторы |
7,4 |
Аварии и катастрофы в РФ нередко являются следствием ведомственно-технократической стратегии, приводящей к сооружению объектов с заведомо отсталой технологией, и экономии средств на обеспечение необходимой безопасности. Довольно часто такая стратегия предопределяет строительство предприятий в местах, уязвимых в социально-экономическом отношении (например, близость населенных пунктов, особая хрупкость экосистем).
Заключение.
В итоге РФ ежегодно тратит на ликвидацию последствий различного рода ЧС 1–2% валового продукта. В будущем эта доля, может вырасти до 4–5%, что превысит такие статьи расходов, как здравоохранение и охрана окружающей среды вместе взятые.
Очевидно, что решить эти проблемы помогут знания в области безопасности жизнедеятельности и поведения в чрезвычайных ситуациях, которые должны:
• повысить подготовку всего населения России;
• обеспечить учет всех видов ЧС и их последствий;
• дать полное представление населению о способах защиты от опасностей;
• обеспечить режимы личной и коллективной безопасности в обычных условиях и условиях ЧС.
Список литературы.