Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2014 в 07:06, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы к зачету по дисциплине "Безопасность жизнедеятельности".
1 А) Потоки масс, энергий и информации распределяясь в земном пространстве, образуют среду обитания для живой природы – человека, фауны, флоры. Человек и окружающая его среда гармонично взаимодействуют и развиваются лишь в условиях, когда эти потоки находятся в пределах, благоприятно воспринимаемых человеком и природной средой. Любое превышение привычных уровней потоков сопровождается негативными воздействиями на человека и (или) среду. В естественных условиях такие взаимодействия наблюдаются при изменении климата и стихийных явлениях. В условиях техносферы негативные воздействия обусловлены ее элементами и действиями человека.
Результат влияния фактора воздействия потока на объект зависит от свойств и параметров потока, а также от свойств объекта. Изменяя величину любого потока минимально значимой до максимально возможной, можно пройти ряд характерных состояний взаимодействия в системе «человек – среда обитания»:
- комфортное (
- допустимое, когда потоки, воздействуя на человека и среду обитания, не оказывают негативного влияния на здоровье, но приводят к дискомфорту, снижая эффективность деятельности человека. Соблюдение условий допустимого взаимодействия гарантирует невозможность возникновения и развития необратимых негативных процессов у человека и в среде обитания;
- опасное, когда потоки превышают допустимые уровни и оказывают негативное воздействие на здоровье человека, вызывая при длительном воздействии заболевания, и/или приводят к деградации природной среды;
- чрезвычайноопасное, когда потоки высоких уровней за короткий период времени могут нанести травму, привести человека к летальному исходу, вызвать разрушения в природной среде.
Из четырех характерных состояний взаимодействия человека со средой обитания лишь первые два (комфортное и допустимое) соответствуют позитивным условиям повседневной жизнедеятельности, а два других (опасное и чрезвычайно-опасное) – недопустимы для процессов жизнедеятельности человека, сохранения и развития природной среды.
Проиллюстрируем сказанное конкретным примером.
В естественных условиях поверхности Земли температура атмосферного воздуха изменяется от -88 до +600 С, в то время как температура внутренних органов человека за счет терморегуляции его организма сохраняется комфортной, близкой к +370С. При выполнении тяжелых работ и при высокой температуре окружающего воздуха температура тела человека может повышаться на 120С Наивысшая температура внутренних органов, которую выдерживает человек +430С, минимальная – +250С.
Температура воздуха в рабочих и жилых помещениях, на улицах и в природных условиях существенно влияет на состояние организма человека, изменяя его жизненный потенциал. При низких температурах нам холодно, при высоких – жарко. При температуре наружного воздуха +300С и более работоспособность человека значительно падает. Установлено, что у человека существует зависимость комфортных температур окружающей среды от категории тяжести выполняемых работ (легкая, средняя, тяжелая), от периода года и некоторых других параметров микроклимата.
Так, для человека, выполняющего легкую работу, комфортная температура: летом составляет 23-250С, зимой – 22-240С; для человека занимающегося тяжелым физическим трудом, летом – 18-200С, зимой – 16-180С. На рис. 2 показана зависимость жизненного потенциала человека от изменения температуры окружающего воздуха при длительном выполнении легких работ.
Работоспособность %
Рис. 2. Зависимость жизненного потенциала
человека
от температуры окружающего воздуха
при длительном выполнении легких работ
Отклонения температуры окружающей среды от комфортных значений на ± (2–5)0С (зона II) считаются допустимыми, поскольку не оказывают влияния на здоровье человека, а лишь уменьшают производительность его деятельности. Дальнейшие отклонения температуры окружающей среды от допустимых значении (зона II) сопровождается тяжелыми воздействиями на организм человека и ухудшением его здоровья (нарушение дыхания, сердечной деятельности). При еще больших отклонениях температур окружающего воздуха от допустимых значений (зона IV) возможен перегрев (гипертермия) или переохлаждение (гипотермия) организма человека, а также получение им тепловых или холодных травм.
1-Б) Аксиома о потенциальной опасности
деятельности.
Весь жизненный опыт человека показывает,
что любой вид деятельности, будучи полезен
для его существования, одновременно может
быть источником негативных воздействий.
Потенциальная опасность является универсальным
свойством процесса взаимодействия человека
со средой обитания на всех стадиях жизненного
цикла как в бытовой, так и в производственной
сферах. Любая деятельность потенциально опасна.
Это утверждение называют аксиомой о потенциальной
опасности деятельности. Из аксиомы следуют:
А) ни один вид деятельности не может обеспечить
абсолютную безопасность (нулевой риск).
Б) невозможно разработать абсолютно безопасную
технику.
Опасности, создаваемые человеком, имеют
два важных для практики качества:
Потенциальный характер опасностей, т.е.
опасности м.б., но не приносить вреда,
они могут проявляться при определенных,
зачастую трудно предсказуемых условиях.
Ограниченная зона влияния (зона действия
опасности).
Классификация опасностей. Классы опасностей:
Опасности бывают реальные и потенциальные
(скрытые). Чтобы потенциальная опасность
реализовалась, нужны соответствующие
условия, которые называются причинами.
Причины - это
совокупность обстоятельств, при которых
опасности про-
являются и вызывают нежелательные последствия.
Триада "опасность - причины - нежелательные
последствия" - это логический процесс
развития потенциальной опасности в реальное
последствие. Поиск и устранение причин
лежит в основе профилактики проявления
опасности, а следовательно и в предотвращении
несчастных случаев.
|
|
1-В) Безопасность — это состояние деятельности,
при которой с определенной вероятностью
исключаются потенциальные опасности,
влияющее на здоровье человека.
^ Системы
безопасности по объектам защиты,
реально существующие в настоящее время,
распадаются на следующие основные виды:
систему личной и коллективной безопасности человека
в процессе его жизнедеятельности; систему охраны природной среды (биосферы);
систему государственной безопасности и систему глобальной безопасности.
Комплексную систему в условиях производства
составляют следующие меры защиты: правовые, организационные, экономические,
технические, санитарно-гигиенические
и лечебно-профилактические.
Для обеспечения безопасности конкретной
производственной деятельности должны
быть выполнены следующие три условия
(задачи):
Первое — осуществляется детальный
анализ (идентификация) опасностей, формируемых
в изучаемой деятельности. Анализ должен
проводиться в следующей последовательности:
устанавливаются элементы среды обитания
(производственной среды) как источники
опасности. Затем проводится оценка имеющихся
в рассматриваемой деятельности опасностей
по качественным, количественным, пространственным
и временным показателям.
Второе — разрабатываются эффективные
меры зашиты человека и среды обитания
от выявленных опасностей. Под эффективными
понимаются такие меры зашиты человека
на производстве, которые при минимуме
материальных затрат дают наибольший
эффект: снижают заболеваемость, травматизм
и смертность.
Третье — разрабатываются
эффективные меры защиты от остаточного
риска данной деятельности (технологического
процесса). Они необходимы, так как обеспечить
абсолютную безопасность деятельности
невозможно. Эти меры применяются в случае,
когда необходимо заниматься спасением
человека или среды обитания. В условиях
производства такую работу выполняют
службы здравоохранения, противопожарной
безопасности, службы ликвидации аварий
и др.
Безопасность — состояние объекта защиты, при котором воздействие на него всех
потоков вещества, энергии и информации
не превышает максимально допустимых
значений.
Таким образом, стремление человека к
достижению высокой производительности
своей деятельности, комфорта и личной
безопасности в интенсивно развивающейся
техносфере сопровождается увеличением
числа задач, решаемых в системе «безопасность
жизнедеятельности человека».
Задачи БЖД:
- повышение устойчивости к деструктивным воздействиям (выработка и укрепление иммунитета);
- создание системы защиты;
- создание системы ликвидации последствий деструктивных воздействий;
- уничтожение (изоляция) источников угроз.
2 –А) Ориентирующие принципы
представляют собой основополагающие
идеи, определяющие направление поиска
безопасных решений и служащие методологической
и информационной базой.
Ориентирующий принцип – это взаимосвязи
и взаимозависимости. объективное существование
всеобщей взаимосвязи явлений и процессов
действительности, как и взаимодействие
всех их сторон, обусловливается тем, что
ни в природе, ни в общественной жизни
нет абсолютно изолированных явлений
и предметов.
При анализе безопасности сначала
используют принцип системности, а
затем, учитывая принцип деструкции,
разрабатывают мероприятия, направленные
на исключение некоторых элементов, что
приводит к желаемой цели. Например,
1) Для возникновения и развития процесса
горения необходимы горючее, окислитель
и источник зажигания с определенными
параметрами. Так, наибольшая скорость
горения наблюдается в чистом кислороде,
наименьшая — при содержании кислорода
в воздухе 14% (об), при дальнейшем уменьшении
концентрации кислорода горение большинства
веществ прекращается. Температура горящего
вещества также должна быть определенной.
Если горящий объект охлажден ниже температуры
воспламенения, то горение прекращается.
2) Известно, что смесь горючего и окислителя
горит
лишь в определенном интервале концентраций.
Минимальная концентрация, при которой
возможен взрыв, называется нижним концентрационным
пределом. Максимальная концентрация,
при которой еще возможен взрыв, называется
верхним концентрационным пределом. Чтобы
избежать взрыва, нужно тем или иным способом
снизить концентрацию ниже нижнего предела
или поднять выше верхнего концентрационного
предела взрываемости. Другими словами,
нужно применить принцип деструкции, заключающийся
в данном случае в исключении такого условия,
как взрывчатая смесь.
3) Принцип деструкции применяется для
предупреждения такого явления, как самовозгорание.
Самовозгорание характеризуется тем,
что горение вещества возникает при отсутствии
внешнего источника зажигания. Чем ниже
температура, при которой происходит процесс
самовозгорания, тем вещество опаснее
в пожарном отношении.
2- Б) Технические принципы направлены на непосредственное предотвращение действия опасностей. Технические принципы основаны на использовании физических законов.
Противовзрывные проёмы. Для обеспечения
взрывостойкости зданий, внутри которых
возможен взрыв, в оболочке зданий предусматривают
противовзрывные проёмы такой площади,
через которые в течение заданн
Защита от электромагнитных излучений. Экранирование используется для защиты от электромагнитных полей. В этом случае применяют материалы с высокой электрической проводимостью (медь, алюминий, латунь) в виде листов толщиной не менее 0,5 мм или сетки с ячейками размером не более 4*4мм. Электромагнитное поле ослабляется металлическим экраном в результате создания в его толще поля противоположного направления.
Защита от вибрации и шума. Одним из эффективных способов защиты от вибраций, вызываемых работой машин и механизмов, является виброизоляция. Роль своеобразного экрана здесь выполняют амортизаторы (виброизоляторы), представляющие собой упругие элементы, размещённые между машиной и её основанием. Энергия вибрации поглощается амортизаторами, а это уменьшает передачу вибраций на основание.
Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Безопасность жизнедеятельности"