Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 17:51, шпаргалка
1) задачи и цели БЖД
-повышение уровня подготовки граждан
-оценка обстановки и решение задач в условия применения современных средств поражения
-обучение правильным действиям при возникновении ЧС
Каждый Ур РСЧС имеет: *органы упр-ния (координац-ые, постоянно действующие, повседневного упр-ния); * силы и средства; * резервы фин и мар ресурсов; * средства связи, оповещения и инф. Обеспечения.
17) Система управления
РСЧС, координационные органы
Каждый уровень РСЧС имеет:
- координирующие органы;
- постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территории от ЧС;
- органы повседневного
- силы и средства;
- резервы финансовых и
- системы связи, оповещения, информационного обеспечения.
Координирующими органами РСЧС являются:
- на федеральном уровне - Межведомственная комиссия по предупреждению и ликвидации ЧС и ведомственные комиссии по ЧС в федеральных органах исполнительной власти;
-на региональном уровне, охватывающем
территории нескольких
- на территориальная уровне, охватывающем
территории субъектов РФ - комиссии
по чрезвычайным ситуациям (
- местном уровне, охватывающем территории района, города (района в городе) КЧС органов местного самоуправления;
- на объектовом уровне, охватывающем
территорию организации или
На федеральном уровне функционирует
Межведомственная комиссия по предупреждению
и ликвидации ЧС. В её состав включены
представители федеральных
Решения этой комиссии обязательны для исполнения всеми федеральными министерствами и ведомствами, входящими в состав Межведомственной комиссии, органами исполнительной власти субъектов РФ (по согласованию).
Основным органом управления, ответственным за функционирование РСЧС на территории региона, является региональный центр по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Основное предназначение регионального центра -координация деятельности территориальных органов исполнительной власти, организация их взаимодействия при работах по предупреждению и ликвидации ЧС.
На территориальном, местном и
объектовом уровнях основным органом
управления, ответственным за противодействие
ЧС, является КЧС соответствующего
органа исполнительной власти. Комиссия,
как коллегиальный орган, объединяет
в себе ответственных представителей
местных ведомств, что позволяет
заблаговременно реализовать
Постоянно действующими органами управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям являются:
- на федеральном уровне - Министерство Российской Федерации по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС);
- на региональном уровне - региональные центры;
- на территориальном и местном
уровнях - органы управления по
делам гражданской обороны и
чрезвычайным ситуациям,
на объектовом уровне - отделы (секторы или специально назначенные лица) по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям. Органами повседневного управления РСЧС являются:
- пункты управления (центры управления в кризисных ситуациях), оперативно-дежурные службы органов управления по делам ГО и ЧС всех уровней;
- дежурно-диспетчерские службы
и специализированные
21) Применение сил и средств РСЧС при ликвидации чрезвычайной ситуации.
Основные мероприятия, осуществляемые в режиме чрезвычайной ситуации:
- организация защиты населения;
- выдвижение оперативных групп в район ЧС;
- организация ликвидации ЧС;
- определение границ зоны ЧС;
- организация работ по
обеспечению пострадавшего населения;
- осуществление непрерывного
на аварийных объектах и прилегающих к ним территориях.
22) Резервы финансовых и материальных ресурсов РСЧС, состав, где создаются.
Для ликвидации ЧС создаются:
- резервный фонд Правительства РФ - за счет средств федерального бюджета;
- ведомственный резерв
исполнительной власти;
- резерв финансовых и
- местный резерв финансовых
и материальных ресурсов
средств местного бюджета;
- объектовый резерв финансовых
и материальных ресурсов - за счет
собственных средств
Номенклатура и объемы резервов финансовых и материальных ресурсов определяются органом, их создающим. Финансирование РСЧС осуществляется на каждом уровне за счет соответствующих бюджетов и средств организаций. При отсутствии или недостаточности средств выделяются средства из резервного фонда Правительства РФ.
МР созд на основе Пост Прав-ва РФ от 23.11.96 №1340 «О порядке создания и использования резервов МР для ликвид-ции ЧС рипод и техноген хар-ра».
Принципы создания МР: зоблаговрем-ть, V и состав Р опр-ся в завис-ти от прогноза ЧС, р ациональное размещ Р.
МР включ: продовольствие, пищевое сырье, медикаменты. транспортные средства, средства связи, строй материалы. топливо. средства индивидуальной защиты (СИЗ) и др.
Для предупреждения и ликвидации ЧС создаются: *фед резерв в составе государственного материального резерва; *резервы МР федеральных органов власти;
*резервы МР объектов РФ; *местные резервы; *объектовые резервы.
Номенклатура побьем финансовых и МР опрются их создающим органом. Финансирование расходов на создание мате¬риальных резервом осуществляется за счет бюджета тех органов;, где создаю резервы
Порядок выделения средств из рез фонда Прав-ва РФ опр-ся Постановлением Правительства РФ от 26.10.00 г № 810 «О порядке выделения средств из резервного фонда Прав-ва РФ по предупрежд и ликвидации ЧС и последствий стихийных бедствии».
МЧС осуществляет методическое руководство по созданию, хранению, использованию и восполнению резервов.
23) Информационное обеспечение РСЧС.
Осуществляется информационно-
- центр управления в кризисных ситуациях МЧС;
- информационные центры
- региональные информационно-
- информационно-управляющие
- информационные центры
- средства связи и передачи данных.
Порядок сбора информации в области защиты населения и территорий и обмена этой информацией определяется Правительством Российской Федерации.
Информационное о6еспечене функционирования
РСЧС осуществляется информационно-управляющей
системой, в состав которой входят:
-ЦУКС МЧС РФ; -информационные центры
федеральных органов
средства связи, передачи данных и оповещения.
*Информационное обеспечение
28) Негативные факторы
источников чрезвычайных
Факторы источников опасности:
1) по характеру действия:
• вредные факторы;
• опасные факторы;
• поражающие факторы
2) по механизму действия:
• физические факторы;
• химические факторы;
• биологические факторы;
• органолептические факторы;
• психофизиологические факторы;
- физические перегрузки:
? статические перегрузки;
? динамические перегрузки;
- нервно-психологические перегрузки;
• социальные факторы;
25) Функционирование РСЧС.
Режим повседневной деятельности - при нормальной производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической, сейсмической, обстановке при отсутствии эпидемий;
Режим повышенной готовности - при ухудшении радиационной, химической, биологической, сейсмической обстановки, при получении прогноза о возможности возникновения ЧС;
Режим ЧС - при возникновении и во время ликвидации ЧС.
При введении ЧП РСЧС переходит в режим ЧС.
В зависимости от обстановки, масштаба прогнозируемой или возникшей ЧС, предусмотрено три режима функционирования РСЧС, вводимых реше¬нием соответствующих органов исп власти в пределах конкретной территории.
Режим повседневной деятельности; функционирование
системы при нормальной производственно-промышленной,
радиационной, химической, биологической
(бактериологической), сейсмической и
гидрометеорологи¬ческой
Основные мероприятия: *осуществление наблюдения и контроля за состоянием окружающей природной среды, обстановкой на потенциально опасных объектах и на прилегающих к ним территориях; *планирование и выполнение целевых и научно-технических программ и мер по предупреждению ЧС, обеспечению безопасности и защиты населения, сокращению возможных потерь и ущерба, а также по повышению устойчивости функционирования промышленных объектов и отраслей экономики в ЧС; *совершенствование подготовки органов управления по делам ГО и ЧС, сил и средств к действиям при ЧС, организация обучения населения способам защиты и действиям при ЧС; *создание и восполнение резервов финансовых и материальных р для ликвидации ЧС; *осуществление целевых видов страхования.
Режим повышенной готовности: функционирование системы при ухуд¬шении производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической (бактериологической), сейсмической обстановки, при получении прогноза о возможности возникновения ЧС.
Основные мероприятия: *принятие
на себя соответствующими (СЧС непосредственного
руководства функционированием
подсистем и звеньев РСЧС. формирование
при необходимости оперативных
групп для выявления причин ухудшена
обстановки непосредственно в районе
возможного бедствия, выработка предложений
по её нормализации; *усиление дежурно-
диспетчере ко и службы: *усиление наблюдения
и контроля за состоянием окружающей
природной среды, обстановкой на
потенциально опасных объектах и
прилегающих к ним территориях,
прогнозирование возможности
Основные мероприятия: *организация защиты населения; *выдвижение оперативных групп в район ЧС; *организация ликвидации ЧС; *определение границ зоны ЧС: *организации работ по обеспечению устойчивого функционирования отраслей экономики и объектов, первоочередному жизнеобеспечению пострадавшего населения; *осуществление непрерывного контроля за состоянием окружающей среды в районе ЧС. за обстановкой на аварийных объектах и на прилегающей к ним территории.
Чрезвычайный режим: функционирование системы при возникновении и ликвидации ЧС.
27) Чрезвычайная ситуация, определение, классификация.
ЧС – состояние, при котором в результате возникновения источника ЧС на объекте определенной территории или акватории нарушаются нормальные условия жизни и деятельности людей, создается угроза их жизни и здоровью, наносится ущерб имуществу населения, народному хозяйству и окружающей природной среде (ГОСТ Р 22.0.02 – 94, действует до 2010 года).
Источник ЧС – опасное природное явление, авария или опасное техногенное происшествие, широко распространенная инфекционная болезнь людей, животных и растений, а также применение современных средств поражения в результате чего произошла или может произойти чрезвычайная ситуация.
Классификация ЧС:
1) по характеру источника:
•природные;техног;социальные;
2) по
масштабу и тяжести последствий (по административно-
•локальные;муниципальные;
межрегиональные;федеральная;(
ГОСТ Р 22.0.-94 выделяет несколько признаков, позволяющих отнести определенное событие к чрезвычайной ситуации (ЧС): наличие источника ЧС, угроза здоровью и жизни людей, нарушение нормальных условий жизнедеятельности людей, нанесение ущерба (имуществу людей, объектам экономики, окружающей природной среде) наличие границ ЧС.
Информация о работе Шпаргалки по "Безопасности жизнедеятельности"