Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2012 в 15:02, реферат
Одним из решающих факторов обеспечения охраны ок¬ружающей среды является экологическая экспертиза, про¬водимая в стране более десяти лет. “Экологическая экспертиза - установление соответствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям и определение допустимости реализации объекта экологической экспертизы в целях предупреждения возможных неблагоприятных воздействий этой деятельности на окружающую природную среду и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий реализации объекта экологической экспертизы”. Ее цель — предупрежде¬ние возможных неблагоприятных воздействий хозяйствен¬ной деятельности на окружающую среду. Регулирование этих отношений осуществляется Федеральным законом "Об эко¬логической экспертизе" от 23 ноября 1995 г.
Применительно к заказчику закон говорит о его праве проведения экспертизы и обязанности ее организации. Министерство и его территориальные органы и подразделений призваны заниматься организацией экспертизы, проведение же ее ложится на специалистов — ученых и практиков, не связанных с управленческой деятельностью.
Что касается общественной либо научной экспертизы, то их организация и проведение не требует каких-либо особых установлений. Такого рода экспертные проверки проводятся по инициативе общественных объединений, институтов, отдельных кафедр или ученых.
Организация и проведение различных экспертиз:
Основная задача экспертной комиссии состоит в сборе, обобщении и оценке информации. По ряду объектов экспертизы представление подобного рода экологической информации вменяется в обязанность потребителя. Что касается экологически особо опасных видов хозяйственной деятельности, на ее экспертизу должны быть представлены материалы, которые в пакете называются Заявлением об экологических последствиях,
Заявление — документ о гарантиях выполнения мер по обеспечению экологической безопасности. В этом документе должны быть обязательно отражены два обстоятельства: последствия воздействия на окружающую природную среду с учетом степени экологического риска; и меры потребителя по нейтрализации экологически вредных последствий, оздоровлению и воспроизводству окружающей природной среды. Задача экспертов состоит в проверке правильности и научной обоснованности содержания данного документа.
Предварительное заключение экспертной комиссии, подготовленное и подписанное комиссией, доводится до сведения населения, общественных объединений, заинтересованных в проекте. Закон РФ об охране окружающей природной среды (ст. 41) допускает в необходимых случаях при размещении объектов, затрагивающих экологические интересы населения, принимать решение по результатам обсуждения или референдума.
Заключение экспертной комиссии по экологической экспертизе утверждается руководителем компетентного государственного органа специальной компетенции — министром, заместителем министра по охране окружающей среды и природных ресурсов, председателем комитета, его заместителем края, области, города, района. Член экспертной комиссии, не согласный с общей оценкой, как обычно в таких случаях, излагает собственное мнение. С утверждением заключения экспертной комиссии выводы экологической экспертизы приобретают юридическую силу. Они становятся обязательными для всех участников экологических отношений.
Лица
и организации, не согласные с
заключением экспертной комиссии, вправе
обратиться с жалобой в тот
орган, который назначил экспертизу,
в вышестоящий орган, прокуратуру,
народный или арбитражный суд. Административный
орган, согласившись с жалобой, может отменить
заключение экспертизы, одновременно
назначив повторную экологическую экспертизу.
Народный или арбитражный суд по иску
заинтересованной стороны вправе признать
заключение экологической экспертизы
недействительным, если усмотрит в нем
нарушение действующего законодательства
о порядке назначения и проведения государственной
экологической экспертизы. По тем же основаниям
прокурор в суде или арбитражном суде
выражает администрации, принявшей решение,
протест, предусматривающий отмену незаконно
принятого заключения по экологической
экспертизе.
“Общественная
экологическая экспертиза организуется
и проводится по инициативе граждан
и общественных организаций (объединений),
а также по инициативе органов
местного самоуправления общественными
организациями (объединениями), основным
направлением деятельности которых
в соответствии с их уставами является
охрана окружающей природной среды,
в том числе организация и
проведение экологической экспертизы,
и которые зарегистрированы в
порядке, установленном
В соответствии со ст. 22 Закона от 23 ноября 1995 г. общественная экологическая экспертиза может проводиться независимо от проведения государственной экологической экспертизы тех же объектов экологической экспертизы. Это означает, что она может проводиться до, после государственной экологической экспертизы либо одновременно с ней.
Общественные объединения, осуществляющие общественную экологическую экспертизу, имеют право:
Это тем более важно, что, согласно ст. 39 Закона РФ от 19 декабря 1991 г., общественная экологическая экспертиза становится юридически обязательной после утверждения ее результатов соответствующими органами государственной экологической экспертизы.
Статьями 23 и 24 Закона от 23 ноября 1995 г. предусматриваются условия проведения общественной экологической экспертизы:
Заключение общественной экологической экспертизы направляется Госкомэкологии и его органам, заказчику, органам, принимающим решение о реализации объектов экологической экспертизы, органам местного самоуправления, может передаваться другим заинтересованным лицам. Заключение может публиковаться в средствах массовой информации.
В
случае придания юридической силы заключению
общественной экологической экспертизы
на руководителя и членов экспертной комиссии
общественной экологической экспертизы
распространяются требования об ответственности
за правильность и обоснованность заключений
в соответствии с трудовым, гражданским,
административным либо уголовным законодательством:
Законом РФ от 19 декабря 1991 г. и Законом
от 23 ноября 1995 г. предусматриваются конкретные
правонарушения в области экологической
экспертизы.
“1. Финансирование государственной экологической экспертизы объектов государственной экологической экспертизы,
в
том числе ее повторное проведение,
осуществляется за счет средств заказчика
документации, подлежащей государственной
экологической экспертизе, в полном
соответствии со сметой расходов на проведение
государственной экологической
экспертизы, определяемой осуществляющим
экологическую экспертизу специально
уполномоченным государственным органом
в области экологической
2.
Финансовые средства на
3.
Перечисленные заказчиком
4.
Использование финансовых
“Финансирование
общественной экологической экспертизы
осуществляется за счет собственных
средств общественных организаций
(объединений), общественных экологических
и других фондов, целевых добровольных
денежных взносов граждан и организаций,
а также за счет средств, выделяемых
в соответствии с решением соответствующих
органов местного самоуправления.”5