Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2012 в 14:03, курсовая работа
Введение
Потребность в защите от нежелательных внешних воздействий и радикальных внутренних изменений, иначе говоря, потребность в безопасности – это базовая, основополагающая потребность, как жизни отдельного человека, семьи, так и различных объединений людей, включая общество и государство. В условиях формирования рыночной экономики сфера безопасного существования настолько сузилась, что постоянное и массовое неудовлетворение этой потребности оказывает негативное воздействие на развитие функционирование отдельных граждан, семей, организаций, государства и общества в целом, усугубляя кризисное состояние всех сфер его жизнедеятельности.
Введение…………………………………………………………………………..….3
1 Экономическая безопасность России: понятие и значение для экономики
России………………………………………………………………………………...5
1.1 Экономическая безопасность России: понятие и угрозы……………….......8
1.2 Значение экономической безопасности для экономики России……..........13
2 Государственная стратегия экономической безопасности России……............17
2.1 Меры и механизмы экономической политики, направленные
на обеспечение экономической безопасности…………………………………21
2.2 Необходимые меры для повышения экономической безопасности
России……………………………………………………………………..……….23
Заключение………………………………………………………………………….26
Список используемых источников……………
Государственная
стратегия развивает и
Цель
Государственной стратегии - обеспечение
такого развития экономики, при котором
создались бы приемлемые условия
для жизни и развития личности,
социально-экономической и
Без обеспечения экономической безопасности практически невозможно решить ни одну из задач, стоящих перед страной, как во внутригосударственном, так и в международном плане.
Реализация
Государственной стратегии
Несмотря
на сложность переживаемого
Объектами
экономической безопасности Российской
Федерации являются личность, общество,
государство и основные элементы
экономической системы, включая
систему институциональных
2.1 Меры и механизмы
Меры
и механизмы экономической
Важнейшими элементами механизма обеспечения экономической безопасности Российской Федерации являются мониторинг и прогнозирование факторов, определяющих угрозы экономической безопасности.
Мониторинг
как оперативная информационно-
Это определяет возрастание требований к государственной статистике в части комплексности, глубины и форм охвата объектов статистического наблюдения, качества и оперативности информации. Объективный и всесторонний мониторинг экономики и общества с точки зрения экономической безопасности Российской Федерации должен проводиться на основе анализа конкретных количественных значений индикаторов экономической безопасности. Для осуществления мониторинга факторов, определяющих внутренние и внешние угрозы экономическим интересам личности, общества и государства, первоочередной задачей является создание организационно-информационной базы.
Для реализации
Государственной стратегии
Количественные параметры должны быть разработаны не только для страны в целом, но и для каждого ее региона. При этом состав критериев и показателей экономической безопасности Российской Федерации по регионам должен корреспондировать с соответствующим составом критериев и параметров в части, касающейся экономики и национальных интересов России в целом.
На основе сформулированных в Государственной стратегии национальных интересов в области экономики, критериев и параметров экономической безопасности Российской Федерации определяются меры и разрабатываются механизмы реализации экономической политики, направленные на обеспечение экономической безопасности страны [3].
Деятельность государства по обеспечению экономической безопасности Российской Федерации осуществляется по следующим основным направлениям:
- Выявление случаев, когда фактические или прогнозируемые параметры экономического развития отклоняются от пороговых значений экономической безопасности, и разработка комплексных государственных мер по выходу страны из зоны опасности. Меры и механизмы, обеспечивающие экономическую безопасность Российской Федерации, разрабатываются одновременно с государственными прогнозами ее социально-экономического развития, а реализуются в программе социально-экономического развития Российской Федерации.
- Организация работы в целях реализации комплекса мер по преодолению или недопущению возникновения угроз экономической безопасности Российской Федерации. В ходе этой работы:
а) Совет Безопасности Российской Федерации рассматривает концепцию федерального бюджета с точки зрения обеспечения экономической безопасности государства;
б) Правительство Российской Федерации координирует работу федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в целях реализации комплекса мер по преодолению или недопущению угроз экономической безопасности страны, в том числе при подготовке законодательных и иных нормативных правовых актов.
- Экспертиза принимаемых решений по финансовым и хозяйственным вопросам с позиции экономической безопасности Российской Федерации. Законодательные и иные нормативные правовые акты при их подготовке в обязательном порядке должны проходить экспертизу на предмет экономической безопасности Российской Федерации. Порядок проведения указанной экспертизы определяет Президент Российской Федерации.
Реализация мер по устранению угроз экономической безопасности Российской Федерации требует системы контроля за их исполнением. Система контроля должна учитывать права и ответственность собственника [5].
2.2 Необходимые меры для
Разница
в размерах прямых зарубежных инвестиций
в экономику Китая и России
свидетельствуют о разнице
Это означает, что никаких крупных инвестиций крупнейшие инвесторы в Россию не вложили, и вкладывать не собираются. Это означает, что Россию рассматривают как очень сильного потенциального соперника в развитии экономики, которого лучше не вкладываться – себе дороже будет. Так что большие инвестиции, которые вот-вот хлынут из-за рубежа широким потоком вслед за открытием и либерализации рынка – это миф, от которого надо быстрее избавиться. Страны «семерки» вкладываться в экономику России не будут.
Почему по дешевке? Потому что в России на сегодняшний день практически нулевая капитализация. Государство за годы реформ несколько раз «опускало» своих сограждан и собственную промышленность на деньги. В результате компания РАО «ЕЭС», стоившая на момент своего образования 425 млрд. долларов, сейчас стоит 4 – 6 млрд. долларов. «ЛУКОЙЛ» стоит 10 – 12 млрд. долларов, тогда как схожая по размеру активов компания «Шеврон» 70 – 80 млрд. долларов. «Газпром», стоимость которого, должна колебаться от 150 до 300 млрд. долларов стоит 8 млрд. И так со всеми российскими компаниями, точнее со всеми компаниями стран - участниц варшавского договора [11].
Надо честно признать, что экономический курс был навязан извне. Ведь как показала практика, практически у всех крупных развивающихся стран, пользующихся советами и помощью МВФ и других международных организаций, созданных и выражающих интересы США и их союзников, развиваться до уровня «большой семёрки» не удалось. Более того, внешняя задолженность таких стран как Мексика, Аргентина и Бразилия сегодня сопоставима с российской задолженностью. Хотя они гораздо дольше, чем Россия пытаются вытянуть свою экономику из долгов за счет экспорта.
Некоторые меры, способствующие укреплению экономической безопасности:
- Государство должно взять управление развитием экономики на себя, ведь США при проповедовании либерализации в других странах у себя дома проводит очень жесткую политику по импортным тарифам, защите собственного рынка, поддержке производителей сельскохозяйственной продукции. И именно государство своим госзаказом и рядом других мер вытянуло экономику США из депрессии 30-х годов и пытается то же самое сделать в настоящий момент.
- Ни в коем случае нельзя сейчас вступать в ВТО, более сильные зарубежные конкуренты просто задавят российских производителей. Необходимо провести ещё одну реформу таможенных тарифов, с целью защиты собственных производителей, а не открытия рынка для проникновения иностранных компаний.
- Важной задачей является восстановление связей со странами Варшавского договора и странами СНГ, необходимо вернуть рынки сбыта для российской экономики, желательно создание торговых союзов типа НАФТА.
Необходимы жёсткие меры, препятствующие нелегальному вывозу капитала за границу.
- Фондовый рынок, в своей сегодняшней форме сильно зависит от спекулятивной игры нерезидентов. Это своего рода казино. Необходимо сделать российский рынок более конкурентоспособным, его архитектуру менее искажённой, ввести, наконец, налоговые стимулы для инвестиций в ценные бумаги и начать создание «финансовой площадки «Россия»». Упор следует делать на развитие рынка корпоративных облигаций с большим сроком обращения.
- Следует повысить эффективность управления собственностью – и в частном, и в государственных секторах. Не приватизировать за копейки рентабельные государственные предприятия, как это происходит сейчас. А увольнять тех менеджеров, которые это советуют [14].
- Необходимо провести полное расследование приватизации крупнейших российских предприятий с тем, чтобы приватизированные с крупными нарушениями предприятия, неэффективно управляемые настоящими хозяевами национализировать, а по эффективным предприятиям с прозрачной финансовой структурой урегулировать все небольшие нарушения законодательства и закрыть дела. Таким образом, собственники будут твердо уверены в том, что это их собственность и государство больше не предъявит претензий за старые правонарушения.
- Уменьшить существующий перекос национальной экономики в пользу экспортной ориентированного сектора экономики путем размещения масштабных государственных заказов в ВПК, атомную, машиностроительную, авиационную и авиакосмическую, химическую и фармацевтическую, электронную промышленность, и ряд других направлений, обеспечивающих создание товаров с высокой добавочной стоимостью. Необходимо обеспечить максимальную прозрачность всего инвестиционного процесса, для постоянного мониторинга и контроля.
- Создавать налоговые льготы для предприятий, кооперирующихся в своей деятельности с предприятиями из других регионов. Причем делать это умнее, чем созданная льгота для малого бизнеса в виде отмены НДС для предприятий с квартальным оборотом меньше 1000000 рублей. После этого другие предприятия просто отказались работать с льготниками, вследствие не возмещения государством НДС [16].
- Всеми мерами увеличивать благосостояние населения, через повышение заработной платы бюджетникам, признание государством долга перед гражданами и предприятиями, амнистия по долгам последних.
- Построение государственной политики в области взаимодействия с национальными ТНК, путем приобретения в них блокирующего пакета за предоставление государством техники, земельных участков и определенной инфраструктуры.
Информация о работе Экономическая безопасность России: угрозы и пути их преодоления