Экономические механизмы в решении задач безопасности жизнедеятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2014 в 00:18, реферат

Краткое описание

В решении проблем безопасности жизнедеятельности огромное значение имеет экономическая организация этого вопроса. Задача включает в себя целый ряд аспектов от подсчета стоимости ущерба, нанесенного в результате чрезвычайной ситуации (ЧС) и до расчета экономических механизмов стимулирования деятельности направленной на профилактику возникновения аварий, катастроф, стихийных бедствий и других ЧС, а также денежных средств, которые необходимо выделить для данных целей.
Согласно статистике последствия чрезвычайных ситуаций со временем становятся все более опасными (например, за последние десять лет ущерб от последствий чрезвычайных ситуаций увеличился и на данный момент составляет 4,7 % ВНП России).

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат(безопасность жизнедеятельности).docx

— 35.44 Кб (Скачать файл)

Экономические механизмы в решении задач безопасности жизнедеятельности

В решении проблем безопасности жизнедеятельности огромное значение имеет экономическая организация этого вопроса. Задача включает в себя целый ряд аспектов от подсчета стоимости ущерба, нанесенного в результате чрезвычайной ситуации (ЧС) и до расчета экономических механизмов стимулирования деятельности направленной на профилактику возникновения аварий, катастроф, стихийных бедствий и других ЧС, а также денежных средств, которые необходимо выделить для данных целей.

Согласно статистике последствия чрезвычайных ситуаций со временем становятся все более опасными (например, за последние десять лет ущерб от последствий чрезвычайных ситуаций увеличился и на данный момент составляет 4,7 % ВНП России).

В международном масштабе затраты связанные с устранением чрезвычайных ситуаций и оказанием помощи пострадавшим за последние десять лет составили 398,75 млн долларов США. По мнению специалистов средства требующиеся на ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций уже сейчас превосходит финансовые возможности стран. В связи с этим проблема чрезвычайных ситуаций и их последствий становится глобальной проблемой современности.[1]

На данный момент проводится исследование с целью выявления новых способов объективного расчета уровня безопасности, в котором учитываются разнообразные факторы, влияющие на этот показатель.

На региональном и объектовом уровне создаются системы способствующие принятию и поддержанию управленческих решений включающие в себя экономические модели, методики и программные средства обеспечения живучести и безопасной эксплуатации сложных технических систем и особо опасных производств, стабильности работы отраслей и административных систем управления в условиях природных и техногенных катастроф.

В реальных условиях это представлено в частности работой по созданию планов организационного развития учитывающих требования безопасности. Также осуществляется экономический анализ деятельности предприятий как по вопросам технического переоснащения и усовершенствования технологических процессов, так и в области реализации решений направленных на снижение пожарной опасности в случае возникновения ЧС.

К наиболее часто используемым для стимулирования деятельности предприятий в области обеспечения безопасности жизнедеятельности экономическим механизмам можно отнести следующие:

    • плата за риск;
    • штрафы за нарушения стандартов безопасности;
    • страхование риска;
    • стимулирования снижения риска;
    • комплексная оценка социально-экономического эффекта управления риском.

На федеральном и территориальном уровне данные механизмы используются для обеспечения безопасности населения и территорий и защиты их от ЧС. Для этого осуществляются комплексные  меры, связанные с планированием, нормированием и финансированием мероприятий по безопасности объектов и территорий. К ним относятся увеличенное налогооблажение для предприятий, потенциально опасных для здоровья граждан, их имущества или же окружающей среды; предприятиям же и организациям, активно реализующим меры по снижению риска возникновения чрезвычайных ситуаций, смягчению их последствий, напротив предоставляются налоговые льготы, а также выделяются дополнительные средства в бюджет.

Большое значение для решения задачи организации экономических механизмов имеет создание и правильная организация кадастра прогнозируемых и реальных ущербов от ЧС и оценка их последствий для экономики региона.

Тем не менее, стоит отметить, что дать реальную оценку экономическому ущербу довольно сложно так как в настоящее время нет единого мнения о том что должно в него входить (определение даваемое Гражданским кодексом не может быть применено в сфере оценивания ущерба нанесенного чрезвычайной ситуацией.

Эффективность регулирования безопасности со стороны государства должны обеспечивать договора и лицензии на строительство и эксплуатацию и переоборудование потенциально опасных объектов, которые заключаются между инвестором и соответствующим органом исполнительной власти субъекта РФ. Данные документы составляются в соответствии с заключением МЧС России об уровне потенциальной опасности предполагаемой деятельности, а также при наличии лицензии на право ведения такой деятельности.

Данная лицензия предоставляется владельцу объекта с повышенным уровнем опасности особыми органами государственной службы Российской Федерации. В этом документе указываются допустимые виды и объемы работ разрешенные проводить на объекте, допустимые лимиты деятельности, требования по соблюдению норм безопасности и безаварийности, а также меры наказания в случае их неисполнения.

Лимитами называются максимально разрешенные объемы возможного ущерба данному региону нанесенного чрезвычайной ситуацией на производстве. Система лимитов позволяет эффективно ограничивать потенциально опасное производство и уменьшать риск возникновения чрезвычайных ситуаций за счет регулирования предельно допустимого уровня угроз исходящего от того или иного производства.[2]

Наряду с вышеперечисленными условиями деятельности предприятия с высоким уровнем угрозы, с такого предприятия еще и взимается плата за возможное возникновения чрезвычайных ситуаций, которая включает в себя следующие пункты:

    • возможный экономический ущерб;
    • ущерб природной среде;
    • возможный ущерб здоровью и имуществу граждан
    • плата за право ведения потенциально опасной деятельности.

Порядок подсчета общей суммы платежа, отдельных его пунктов, а также его внесения определяется правительством России.

Внесение данной платы не снимает с предприятия обязательств по проведению деятельности направленной на снижение рисков возникновения чрезвычайных ситуаций, ликвидации их последствий и обеспечение безопасности.

Также большое значение для создание условий безопасности жизнедеятельности имеет система государственных чрезвычайных страховых фондов, в которую входят федеральный чрезвычайный страховой фонд, страховые фонды субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления. Данная организация использует поступления от отечественных и зарубежных предприятий и организаций такие как:

    • платы в связи с последствиями чрезвычайных ситуаций;
    • суммы по искам о возмещении ущерба и штрафов за правонарушения;
    • средства от реализации, произведенной на потенциально опасных объектах и конфискованной продукции;
    • ассигнования, полученные в виде дивидендов, процентов по вкладам, банковским депозитам, от долевого использования собственных средств фонда в деятельности предприятий и других юридических лиц;
    • инвалютные поступления.

Далее эти поступления расходуются на:

    • изучение и создание методов по уменьшению опасности ЧС;
    • компенсации материальных потерь в экономике;
    • социальные выплаты гражданам;
    • на научные исследования, образование и иные цели, связанные решением проблем безопасности.

Зачастую решением органов исполнительной власти РФ создаются внебюджетные и негосударственные фонды за счет:

    • средств населения;
    • взносов на добровольной основе
    • пожертвований.

Законами РФ предусмотрены различные экономические методы по стимуляции деятельности направленной на обеспечение безопасности жизнедеятельности, снижение рисков возникновения ЧС и уменьшения их негативных последствий.

Наиболее часто нашим государством применяются следующие методы экономического стимулирования:

    • полное снятие налогообложения ( для фондов);
    • предоставление займа фондами под низкий процент
    • установление повышенных норм амортизации для предприятий;
    • завышение государством цен на продукцию предприятия
    • увеличение акцизной стоимости продукции, производящейся на потенциально опасных предприятиях
    • предоставление кредита на льготных условиях.[3]

Наряду с вышеперечисленными стимулирующими факторами государство также применяет обязательные меры по обеспечению безопасности жизнедеятельности, уменьшению рисков ЧС и ликвидации их последствий. Примером может служить обязательное страхование предусматривающее возможность возникновения ЧС. Средства, полученные от страхования, направляются на финансирование мероприятий по предотвращению ЧС, а также на компенсационные выплаты. Порядок осуществления обязательного страхования и распределения полученных средств регламентируется Правительством России.

Еще одним источником финансирования программ связанных с обеспечением безопасности и ликвидацией последствий ЧС служит бюджет РФ, его субъектов, органов местного самоуправления, частных лиц и организаций.

Благодаря экономическим методам  обеспечения безопасности жизнедеятельности есть возможность эффективно бороться с чрезвычайными ситуациями и их последствиями, гарантировать компенсации пострадавшим. Данные механизмы позволяют с высокой степенью вероятности воздействовать на общество, с целью обеспечения им условий при которых риск возникновения чрезвычайных ситуаций будет сведен к минимуму, а их последствия не так страшны. Еще один результат – создание организаций, чьими задачами будет являться анализ информации о чрезвычайных ситуациях и разработка новых методов их заблаговременного предотвращения.

 

Литература:

    1. http://www.granders.ru/2012/-2стр.
    2. Бурков В.Н., Щепкин А.В. Экологическая безопасность 2003г – 125 стр.
    3. Бурков В.Н., Щепкин А.В. Экологическая безопасность 2003г – 130 стр.

 

Документ

Атрибуты [Показать все]

Реферат БЖ 2

Размер текста: 8,66 кБ [...]

83%

   

 


 

 


Информация о работе Экономические механизмы в решении задач безопасности жизнедеятельности