Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2014 в 18:26, доклад
Термин «экстремизм» происходит от латинского слова ехtremus -крайний. В справочной литературе под экстремизмом традиционно принято понимать «приверженность к крайним взглядам и мерам (обычно в политике)». Слово «экстремист» трактуется как человек, придерживающийся крайних взглядов, сторонник крайних мер.
Согласно ст. 1 ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ под экстремисткой деятельностью (экстремизмом) понимаются:
1) насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации;
2) публичное оправдание терроризма и иная террористическая деятельность;
3) возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни;
Молодежные экстремистские движения
религиозной направленности
Деятельность религиозных деструктивных организаций и культов как потенциальный источник экстремистских проявлений представляет собой значительную опасность для общества и государства.
Анализ обстановки в среде религиозных объединений, действующих на территории России, свидетельствует о pocте активности ряда объединений, культивирующих религиозный фанатизм который основывается на извращенных духовно-этнических канонах. Как правило, эта деятельность сопряжена с насилием над гражданами, причинением вреда их здоровью, побуждением к отказу от исполнения гражданских обязанностей, а также с совершением иных противоправных деяний. При этом тщательно камуфлируемые религиозные доктрины этих структур допускают использование насилия, угроз, шантажа, если они идут на благо организации.
Как показали события последних лет на Северном Кавказе, значительную угрозу для внутренней безопасности страны сегодня представляют проповедники нетрадиционною для российских мусульман течения ислама - «ваххабизм».
Лидеры и идеологи ваххабитскою течения работу среди молодежи Российской Федерации считают одним из главных направлений своей деятельности. Основными целями этой деятельности являются: насаждение деструктивной идеологии и создание разветвленной инфраструктуры для последующего веления подрывной деятельности на территории России.
В ряде субъектов Российской Федерации функционируют гак называемые «центры исламской молодежи» и «лагеря исламской молодежи», где членами международных террористических и экстремистских организаций («Хизб ут-Тахрир», «ИДУ», «Рефах», «Аль-Фатх», «НУР» и др.) проводится воспитание молодых мусульман в духе радикального ислама, вербовка и вовлечение их в экстремистские формирования. Процесс обучения построен на беспрекословном подчинении иконам шариата, пропаганде превосходства ислама над другими религиями, а также неприятии существующего государственного строя и законодательства, как противоречащего самой системе ислам. Наиболее активная деятельность таких молодежных организаций зафиксирована и Республике Бурятия, Свердловской, Тюменской, Челябинской областях. Жесткая дисциплина в исламских учебных центрах и высокая стипендия учащимся делают обучение в них привлекательным для родителей молодых людей из экономически депрессивных регионов.
Представляют опасность попытки экстремистов расширить свое влияние, прежде всею за счет молодежи, направляемой на обучение в зарубежные исламские центры, подконтрольные международным террористическим и экстремистским организациям. Вследствие этого к настоящему времени сложилась негативная тенденция к вытеснению лояльного и законопослушного мусульманского духовенства радикально настроенными подготовленными в зарубежных учебных центрах молодыми имамами.
Еще одним религиозным культом, в рядах которого наблюдается большое количество молодых людей, являются «сатанисты».
Последователи сатанинских культов могут быть условно подразделены на несколько типов:
первый тип - «самостоятельно изучающие любители». Как правило, это те, кого сатанизм привлек через популярные книги и фильмы по данному предмету, рок-группы, популяризирующие обряды и атрибутику сатанизма и через другие пропагандируемые средствами массовой коммуникации источники. «Любитель» обычно не связан с организованной группой или культом, хотя могут существовать и небольшие местные группы «любителей»;
второй тип «психопатические сатанисты». Это нравственно искалеченные индивиды, имеющие тягу к насилию, садизму, некрофилии и зоофилии, которых сатанизм привлекает потому, что он четко выражает и внешне «облагораживает» их патологические отклонения, придает им идейную, ритуальную окраску. Первые два типа иногда частично пересекаются;
третий тип «религиозные сатанисты», состоит из уже сложившихся структурированных трупп, таких как «Российская церковь сатаны», «Южный крест», «Черный ангел» и им подобных;
четвертый тип «черные сатанисты», представляет собой тайные малочисленные группы, состоящие преимущественно из потомственных адептов сатаны, убежденно занимающихся самыми отталкивающими формами оккультизма и поклонения сатане.
Их деятельность отмечена в Москве, Брянске, Санкт-Петербурге, Новгороде и некоторых других городах. Интересно, что «черные сатанисты» весьма скептически относятся к адептам сатанинских сект третьего типа, считая их деятельность «детскими играми» и «баловством».
Представители всех вышеперечисленных типов сатанинских организаций несут ответственность за ритуальное насилие, жертвоприношения и являются социально опасными, особенно для молодежи, поскольку своим воздействием калечат психику молодых людей.
Из наиболее и известных объединений сатанистов нашего времени можно назвать: церковь сатаны, Международную ассоциацию люцефиристов «кельтско-восточного обряда», «Зеленый орден», «Черный ангел», «Южный крест», культ Афины Паллады, культ Изиды и другие.
Молодежные экстремистские движения
националистическо-политической направленности
К числу экстремистских политических организаций и движений, наиболее активно действующих на территории России, ставящих своей целью изменение конституционного строя в России, относится партия «Русское национальное единство» (РНЕ), которая в настоящее время является крупной праворадикальной политической организацией.
За последние три года в ряде городов и регионов отмечается активизация последователей РНЕ. Имеющаяся в ряде МВД, ГУВД, УВД по субъектам Российской Федерации информация свидетельствует о том, что ее деятельность в настоящее время заключается, как правило, в распространении материалов, популяризирующих идеи PHЕ и содержащих призывы к вступлению в организацию. Однако в ряде регионов имели место действия сторонников РНЕ, непосредственно направленные на разжигание национальной розни.
Следует отметить также и леворадикальные объединения, вИх деятельность характеризуется участием в массовых мероприятиях политической направленности, в ходе которых выкрикиваются лозунги и демонстрируются транспаранты, критикующие существующую власть и призывающие к ее насильственной смене. Кроме того, деятельность прокоммунистических молодежных экстремистских формирований сопровождается административными правонарушениями, а в отдельных случаях и уголовными.
Отличительными чертами современного молодежного экстремизма являются:
противоречивость правосознания молодежи, которая выражается в том, что с одной стороны молодежь, является важнейшим источником преобразования и развития общества, а с другой социальной группой, склонной к деструктивным, криминогенным действиям. При этом она критично относится к правоохранительным органам, в чьи функции входит обеспечение и поддержание соблюдения принятых в обществе ценностей и норм поведения (правопорядка). Кроме того, эффект «скользящей морали» молодого поколения усиливается вследствие ослабления социальных норм и гарантий, защищавших традиционные ценности (трудолюбие, образованность, честность, порядочность, воспитанность);
стихийный характер деятельности молодежных экстремистских организаций, причем молодые экстремисты менее склонны к компромиссам, в то время как подавляющая часть взрослых радикалов при наступлении критических условий может отчасти изменять свою позицию и занять конструктивную позицию;
недостаточность опыта для «полноценного» проведения своих акций, которые вследствие этого оказываются не всегда эффективными, но и в то же время достаточно жестокими. Отчасти это можно объяснить и тем, что в силу своего возраста молодежь менее, чем взрослые, склонна бояться тюремного заключения, физических травм, смерти, а потому готова на самые рискованные действия;
нацеленность на «чистку рядов» и применения жестких, зачастую жестоких, мер к «предателям»;
уверенность членов данных организаций в том, что, выполняя за правоохранительные органы часть их «тяжелой» работы, т.е. вытесняя с «исконно русской земли» инородцев, способствуют «оздоровлению обстановки», «экономии денег налогоплательщиков» и «уменьшению загруженности милиции».
Правовые основы противодействия экстремизму. Ответственность за правонарушения экстремистского характера
Становление правовых основ противодействия различным проявлениям экстремистской деятельности, в том числе и в молодежной среде, приобрело наибольшую значимость в России с утверждением основ демократического правления и провозглашения Российской Федерации правовым государством.
Российское законодательство, как и международное, ориентировано на охрану прав личности, обеспечение стабильности государственных структур.
В настоящее время в России имеется ряд нормативно-правовых актов, содержащих нормы, обеспечивающие борьбу с распространением экстремизма.
Правовую основу борьбы с экстремизмом составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный чакон «О противодействии экстремистской деятельности, определяющий правовые и организационные основы борьбы с экстремизмом в Российской Федерации, Уголовный кодекс Российской Федерации, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, Федеральный закон «О чрезвычайном положении», Федеральный закон «О средствах массовой информации», Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации», Федеральный закон «О милиции», Федеральный закон «Об общественных объединениях», Федеральный закон «О свободе совести и религиозных объединениях», Федеральный закон «О политических партиях» и др.
Так, положение ст. 13 Конституции Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. запрещают создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой национальной и религиозной розни. В настоящее время в таком многонациональном и многоконфессиональном государстве, как Российская Федерация, основная внутренняя угроза конституционному строю может исходить от террористических, экстремистских, сепаратистских организаций.
Базовым нормативном актом, регламентирующим вопросы борьбы с экстремизмом и дающим перечень характеризующих его юридически значимых признаков, является Федеральный закон Российской Федерации от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», который определяет правовые и организационные основы противодействия экстремистской деятельности, устанавливает ответственность за ее осуществление.
Так, в соответствии со ст. 9 Федерального закона в случае осуществления общественным или религиозным объединением, либо иной организацией, либо их региональным или другим структурным подразделением экстремистской деятельности соответствующие общественное или религиозное объединение либо иная организация могут быть ликвидированы, а деятельность соответствующего общественного или религиозного объединения, не являющегося юридическим лицом, может быть запрещена по решению суда на основании заявления Генерального прокурора Российской Федерации или подчиненного ему соответствующего прокурора.
По указанным основаниям общественное или религиозное объединение может быть ликвидировано, а деятельность общественного или религиозного объединения, не являющегося юридическим лицом, может быть запрещена по решению суда также на основании заявления федерального органа государственной регистрации или его соответствующего территориального органа.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ) предусматривает ответственность за противоправные действия, которые могут носить экстремистский характер или исходить из экстремистских побуждений, такие как:
- нарушение
законодательства о свободе
1. Воспрепятствование
осуществлению права на
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до трехсот рублей; на должностных лиц - от трехсот до восьмисот рублей.
2. Оскорбление
религиозных чувств граждан
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей.
- пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики (ст. 20.3 КоАП РФ);
1. Пропаганда
и публичное демонстрирование
нацистской атрибутики или
влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей с конфискацией нацистской или иной указанной атрибутики или символики либо административный арест на срок до пятнадцати суток с конфискацией нацистской или иной указанной атрибутики или символики.
2. Изготовление, сбыт или приобретение в целях сбыта нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, направленные на их пропаганду, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией предмета административного правонарушения; на должностных лиц - от двух тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения; на юридических лиц - от двадцати тысяч до ста тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения.