Экстренная
психологическая помощь в зоне ЧС
Подготовила:
Чупринская Кристина
- Оказание экстренной психологической помощи способствует поддержанию психического и психофизиологического самочувствия пострадавших, направлено на работу с вновь возникшими, в результате чрезвычайной ситуации негативными эмоциональными переживаниями, также решает задачи профилактики отсроченных реакций на чрезвычайную ситуацию у пострадавших.
- Экстренной психологической помощью (ЭПП) называется система краткосрочных мероприятий, направленная на оказание помощи одному человеку, группе людей или большому числу пострадавших в результате кризисного или чрезвычайного события, целью которой является регуляция актуального психологического, психофизиологического состояния и работа с негативными эмоциональных переживаниями, связанными с кризисным или чрезвычайным событием, при помощи профессиональных методов, которые соответствуют требованиям ситуации.
- Экстренная помощь – это неотложная краткосрочная помощь после сильного негативного воздействия.
- ЭПП может быть оказана только в том случае, если реакции человека можно описать как нормальные реакции на ненормальную ситуацию. Экстренная психологическая помощь не может быть оказана тем людям, чьи реакции выходят за пределы психической нормы. В этом случае необходима помощь врача-психиатра.
Принципы оказания экстренной
психологической помощи
Деятельность психолога в чрезвычайных
ситуациях регулируется общими принципами, принятыми для
оказания психологической помощи. Однако,
эти принципы в ситуации экстремальной
приобретают некоторое своеобразие в
соответствии с особенностями условий
оказания помощи.
- Принцип защиты интересов клиента.
- Принцип «не навреди».
- Принцип добровольности.
- Принцип конфиденциальности.
- Принцип профессиональной мотивации.
- Принцип профессиональной компетентности.
Основными задачами психологов,
оказывающих экстренную психологическую
помощь, являются:
- поддержание на оптимальном уровне психологического и психофизиологического состояния человека;
- предупреждение отсроченных неблагоприятных реакций, в том числе и путем избавления человека от неблагоприятных эмоциональных состояний, возникших непосредственно в результате психотравмирующего события;
- предупреждение и прекращение проявлений выраженных эмоциональных реакций, в том числе массовых;
- консультирование пострадавших, их родных, близких, а также персонала, работающего в условиях ликвидации последствий ЧС.
- Любая чрезвычайная ситуация (несчастный случай, аварии, войны, катастрофы, террористический акт, потеря, гибель близких)оставляет в душах людей свой след. Нарушения затрагивают все уровни человеческого функционирования: физиологический (появление усталости, нарушения аппетита, сна, обострения хронических заболеваний и т.д.), психологический и уровень межличностного взаимодействия (появление агрессивности, обидчивости в поведении). Поэтому, общаясь с пострадавшими в зоне чрезвычайной ситуации необходимо учитывать все эти изменения.
Группы пострадавших:
Специалистам, Важно
учитывать при работе, к какой
группе отнести пострадавших!
- жертвы, т.е. пострадавшие, изолированные в очаге ЧС (природного техногенного характера, ДТП, или теракте и т.д.);
- родственники или близкие людей ставших «жертвами» трагедии;
- очевидцы (свидетели);
- наблюдатели;
- телезрители, люди после просмотров СМИ
- специалисты, участвующие в аварийно- спасательных мероприятиях.
Что делать если вы оказались
в экстремальной ситуации?
НЕ ТЕРЯЙТЕ САМООБЛАДАНИЯ
- Поведение пострадавшего не должно Вас пугать, раздражать или удивлять. Его состояние, поступки, эмоции – это нормальная реакция на ненормальные обстоятельства.
- Позаботьтесь о своей психологической безопасности.
- Не оказывайте психологической помощи, если ВЫ этого не хотите
. Найдите того, кто может это сделать.
Придерживайтесь принципа:
- «Не навреди» Не делайте того, в пользе чего ВЫ не уверены. Ограничьтесь тогда лишь сочувствием и как можно быстрее обратитесь за помощью к специалисту
При
катастрофах, стихийных бедствиях, взрывах,
авариях человек может оказаться изолированным:
- Для человека, оказавшегося в завале, любая связь с внешним миром становится дороже золота. Поэтому очень важно разговаривать с пострадавшим.
- ГОВОРИТЬ НЕОБХОДИМО ГРОМКО, МЕДЛЕННО И ЧЕТКО
ПОМНИТЕ!
- До медицинской помощи психологическая поддержка необходима, когда человек изолирован.
- Сообщите пострадавшему о том, что помощь уже идет.
Подскажите
пострадавшему, как необходимо себя вести:
- МАКСИМАЛЬНАЯ ЭКОНОМИЯ СИЛ;
- Дыхание медленное неглубокое, через нос – позволит экономить кислород в организме и окружающем пространстве.
- Запретите пострадавшему делать что-либо для самоэвакуации, самоосвобождения.
- Если пострадавший освобожден, эвакуирован из опасного места, в первую очередь необходимо оказать ему медицинскую помощь (остановить кровотечение и прочее). Психологическая помощь возможна только после этого.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!