Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2014 в 12:48, курсовая работа
Целью исследования является анализ организации коммерческой деятельности предприятий на рынке товаров и услуг.
Для этого необходимо решить следующие задачи:
Рассмотреть особенности организации коммерческой деятельности предприятий оптовой, розничной торговли и торгово-посреднических структур
Изучить особенности формирования ассортимента, организации закупок, поставок, товародвижения и продажи товаров, сервисного обслуживания предприятий на рынке товаров и услуг
Рассмотреть информационное обеспечение коммерческой деятельности
Выявить проблемы организации коммерческой деятельности предприятий на рынке товаров и услуг
ВВЕДЕНИЕ.......................................................................................................................1
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ КОММЕРЧЕСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ НА РЫНКЕ ТОВАРОВ И УСЛУГ ............................3
1.1. Экономическое содержание и особенности организации коммерческой
деятельности предприятий оптовой, розничной торговли, торгово-посреднических
структур на рынке товаров и услуг..........................................................................................3
1.2. Особенности формирования ассортимента, организации закупок,
товародвижения и продажи товаров, сервисного обслуживания предприятий на рынке
товаров и услуг ........................................................................................................................14
1.3. Информационное обеспечение коммерческой деятельности..........
Закупка товара с немедленной сдачей. Сфера применения этого метода – покупка нечасто используемых товаров, когда невозможно получать их по мере необходимости. Товар заказывается, когда он требуется и вывозится со складов поставщиков. Недостаток данного метода заключается в увеличении издержек, связанных с необходимостью детального оформления документации при каждом заказе, мелкими размерами заказов и множеством поставщиков.
Доведение товаров от производства в сферу потребления является одной из важных функций торговли и поэтому занимает определенное место в коммерческой работе предприятий торговли и сферы услуг.
Выбор кратчайших путей движения предполагает, что товары, направляемые из мест производства в торговую сеть, проходят наиболее короткие расстояния, не имея встречных потоков товаров аналогичного ассортимента. Кроме встречных перевозок, которых следует избегать, к числу нерациональных относятся также излишне дальние и повторные перевозки.
Когда имеются возможности отгружать товары из районов, более близких к тому или иному пункты назначения, перевозки, выходящие за пределы зон, установленных схемами нормальных направлений грузопотоков на транспорте, считаются излишне дальними.
Доведение товаров состоит в рациональной организации процессов товародвижения и товароснабжения, которые являются одной из важных функций торговли.
Процесс доведения товаров от предприятий-изготовителей через предприятия оптовой и розничной торговли до потребителей называется товародвижением. Он включает в себя не только физическое перемещение товаров из мест производства в места потребления, но и операции, связанные с их хранением, подсортировкой к продаже на предприятиях торговли.
С этой целью должны определяться наиболее благоприятные потоки и направления движения товаров, более экономичные виды транспорта для перевозки товаров из мест производства в места потребления и должна создаваться соответствующая сеть складов и баз. Оттого, насколько рационально организован процесс товародвижения, в значительной степени зависят уровень торгового обслуживания населения, а также время оборота товарно-материальных ценностей.
Процессы товародвижения и товароснабжения состоят в пространственном перемещении товаров, включающих комплекс организационно-экономических и коммерческих операций.
Поэтому товародвижение предполагает создание технологической цепи, способной своевременно и бесперебойно доводить товары от производства до потребителей в необходимом количестве, широком ассортименте, высокого качества, при минимальных затратах труда, материальных средств и времени.
Она включает в себя формирование партий товаров, их отгрузку, перевозку различными видами транспорта, прохождение товарной массы через определенные складские звенья и доставку товаров в розничную сеть. Как видно из их содержания, процессы товародвижения составляют частично коммерческую работу, а частично – продолжение процесса производства в сфере обращения.
Процессы товародвижения и товароснабжения имеют общие цели и задачи, но отличаются определенной сферой своего распространения.
Товароснабжение охватывает систему мероприятий, представляющих собой сложный комплекс коммерческих и технологических операций по доведению товаров до предприятий. Оно включает в себя следующие процессы: закупку, доставку, приемку и хранение, подготовку и продажу. Такое разграничение этих процессов делает различным содержание их организационно-экономических и коммерческих операций.
Процессы товародвижения и товароснабжения должны быть рационально организованы, что предполагает:
- обеспечение кратчайших путей движения товаров;
- применение наиболее целесообразных форм движения и доставки товаров;
- определение рациональной звенности товародвижения;
- использование наиболее удобных и экономичных видов транспорта.
Также на предприятии обязательна организация сервисного обслуживания.
Под сервисом понимается система обеспечения, позволяющая покупателю (потребителю) выбрать для себя оптимальный вариант приобретения и потребления технически сложного изделия, а также экономически выгодно эксплуатировать его в течение разумно обусловленного срока, диктуемого интересами потребителя [14, с. 188].
Цель сервиса – предложить покупателям имеющийся товар и оказать им помощь в получении наибольшей пользы от приобретенного товара.
Деятельность производителя любых изделий, но особенно технически сложных, как производственного, так и сбытового назначения обречена на неудачу, если не организован должным образом высококачественный сервис – это непременное условие рыночного успеха товара. В отсутствие сервисного обслуживания товар теряет свою потребительскую ценность (или часть ее), становится неконкурентоспособным и отвергается покупателем.
На конкурентном рынке сервис является подсистемой маркетинговой деятельности предприятия, обеспечивающей комплекс услуг, связанных со сбытом и эксплуатацией потребителем изделий – машин и оборудования, бытовой техники, средств транспорта и т.п. Правильно организованный сервис, сопровождающий изделие на всем протяжении его жизненного цикла у потребителя, обеспечивает постоянную его готовность к нормальному потреблению и работоспособности. Все это объясняет важность работы по организации сервиса и его нормального функционирования.
К основным принципам, которые положены в основу современного сервиса, относятся:
- максимальное соответствие его требованиям потребителей и характеру потребляемых изделий;
- неразрывная связь сервиса с маркетингом, его основными принципами и задачами;
- гибкость сервиса, его направленность на учет меняющихся требований рынка, потребителей, обслуживаемых продуктов.
Однако главный принцип современного сервиса состоит в следующем: «Кто производит, тот и обслуживает». Иными словами, кто производит изделие, тот организует и ведет его сервис.
Существует ряд общепринятых норм, соблюдение которых предостерегает от ошибок:
- Обязательность предложения. В глобальном масштабе компании, производящие высококачественные товары, но плохо обеспечивающие их сопутствующими услугами, ставят себя в очень невыгодное положение.
- Необязательность использования. Фирма не должна навязывать клиенту сервис.
- Эластичность сервиса. Пакет сервисных мероприятий фирмы может быть достаточно широк: от минимально необходимых до максимально целесообразных.
- Удобство сервиса. Сервис должен предоставляться в том месте, в такое время и в такой форме, которые устраивают покупателя.
- Техническая адекватность сервиса. Современные предприятия все в большей мере оснащаются новейшей техникой, резко усложняющей технологию изготовления изделия. И если технический уровень оборудования и технология сервиса не будет адекватен производственному, трудно рассчитывать на необходимое качество сервиса.
- Информационная отдача сервиса. Руководство фирмы должно прислушиваться к информации, которую может выдать служба сервиса относительно эксплуатации товаров, об оценках и мнениях клиентов, поведении и приемах сервиса конкурентов и т.д.
- Разумная ценовая политика в сфере сервиса. Сервис должен быть не столько источником дополнительной прибыли, сколько стимулом для приобретения товаров фирмы и инструментом укрепления доверия покупателей.
- Гарантированное соответствие производства сервису. Добросовестно относящийся к потребителю производитель будет строго и жестко соразмерять свои производственные мощности с возможностями сервиса и никогда не поставит клиента в условия «обслужи себя сам».
В основные задачи сервиса входит [17, с. 188]:
- Консультирование потенциальных покупателей перед приобретением ими изделий данного предприятия, позволяющее им сделать осознанный выбор.
- Подготовка персонала покупателя (или его самого) к наиболее эффективной и безопасной эксплуатации приобретаемой техники.
- Передача необходимой технической документации, позволяющей специалистам покупателя должным образом выполнять свои функции.
- Предпродажная подготовка изделия во избежание малейшей возможности отказа в его работе во время демонстрации потенциальному покупателю.
- Доставка изделия на место эксплуатации.
- Приведение изделия в рабочее состояние на месте эксплуатации (установка, монтаж) и демонстрация его покупателю в действии.
- Обеспечение полной готовности изделия к эксплуатации в течение всего срока нахождения его у потребителя.
- Оперативная постановка запасных частей и содержание для этого необходимой сети складов, тесный контакт с изготовителями запасных частей.
- Сбор и систематизация информации о том, как эксплуатируется техника потребителями и какие при этом высказываются замечания, жалобы, предложения.
- Сбор и систематизация информации о том, как ведут сервисную работу конкуренты, какие новшества сервиса они предлагают клиентам.
- Помощь в службе маркетинга предприятия в анализе и оценке рынков, покупателей и товара.
- Формирование постоянной клиентуры рынка по принципу: «вы покупаете наш товар и используете его – мы делаем всё остальное».
Таким образом, для того, чтобы правильно организовать коммерческую деятельность нужно качественно сформировать ассортимент, организовать закупку и поставку, товародвижение и продажу товаров, а также сервисное обслуживание. Формирование ассортимента и организация может производиться различными методами и способами, которые наиболее подходят для того или иного предприятия, зависят от специфики его деятельности, размеров и других факторов.
Слово «информация» происходит от латинского informanio – разъяснение, изложение. В первоначальном понимании – это сведения, передаваемые людьми устным, письменным или другим способом.
Статьей 29 Конституции РФ закреплено право каждого свободного искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Основными нормативными правовыми актами, регулирующими правоотношения, связанные с поиском, получением и передачей информации, являются Гражданский кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 20 февраля 1995 г. № 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации», Федеральный закон от 7 июля 2003 г. №126-ФЗ «О связи», Закон РФ «О защите прав потребителей» и другие.
Федеральным законом «Об информации, информатизации и защите информации» определено, что под информацией понимаются сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления.
Информация, зафиксированная на каком-либо материальном носителе и имеющая реквизиты, позволяющие ее идентифицировать, называется документом [15, с. 94]. Отдельные документы и их массивы, сосредоточенные в информационных системах (архивах, фондах, библиотеках, банках данных и др.), образуют информационные ресурсы.
Информационные ресурсы могут быть государственными и негосударственными и находиться в собственности граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и общественных объединений. Отношения по поводу права собственности на информационные ресурсы регулируются гражданским законодательством Российской Федерации.
Государственные информационные ресурсы Российской Федерации являются открытыми и общедоступными. Исключение составляет документированная информация, отнесенная законом к категории ограниченного доступа. Такая информация по условиям ее правового режима подразделяется на информацию, отнесенную к государственной тайне, и конфиденциальную.
Эффективность коммерческой деятельности во многом зависит от наличия у коммерческих служб информации, характеризующей ситуацию на рынке товаров и услуг, т.е. коммерческой информации.
Коммерческая информация включает в себя сведения о:
- спросе населения и определяющих его факторах;
- состоянии товарных запасов;
- поставщиках;
- оптовых покупателях;
- потенциальных возможностях и конкурентоспособности предприятия.
Информация о спросе населения и определяющих его факторах является основой для принятия коммерческих решений. Изучение спроса помогает выявить текущие его изменения, мотивы совершения покупок, степень соответствия потребительских свойств и цен предлагаемых товаров запросам покупателей.