Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2013 в 17:01, доклад
Конкурентное преимущество является человеческий капитал. По доле населения с высшим и дополнительным профессиональным образованием (22,8 процента численности населения в возрасте от 25 до 64 лет) Россия находится на уровне таких ведущих зарубежных стран, как Великобритания, Швеция и Япония, а также опережает Германию, Италию и Францию. Особенно важен с точки зрения создания эффективной инновационной системы сохраняющийся высокий уровень высшего образования по естественно-научным и инженерно-техническим специальностям.
Конкурентное преимущество
является человеческий капитал. По доле
населения с высшим и дополнительным профессиональным
образованием (22,8 процента численности
населения в возрасте от 25 до 64 лет) Россия
находится на уровне таких ведущих зарубежных
стран, как Великобритания, Швеция и Япония,
а также опережает Германию, Италию и Францию.
Особенно важен с точки зрения создания
эффективной инновационной системы сохраняющийся
высокий уровень высшего образования
по естественно-научным и инженерно-техническим
специальностям.
В то же время ситуация в указанной сфере
характеризуется рядом негативных тенденций,
которые в перспективе могут фактически
девальвировать это конкурентное преимущество.
Сохраняются проблемы по достижению надлежащего
качества образования на всех уровнях
- от общего, начального и среднего профессионального
образования до высшего и послевузовского
профессионального образования. Согласно
международным рейтингам, российские
вузы практически не попадают в первую
сотню мировых лидеров.
По данным Федерального казначейства
и Организации экономического сотрудничества
и развития, в 2009 году Россия расходовала
на образование 4,6 процента валового внутреннего
продукта, тогда как Швеция - 6,1 процента,
Финляндия и Франция - 5,5 процента, Бразилия
и Великобритания - 5,2 процента и
Соединенные Штаты Америки - 5 процентов.
Недостаток финансирования существенно
усугубляется структурными проблемами,
включая устаревшие модели управления
учебным процессом, нехватку в системе
образования современных кадров, в том
числе управленческих. При этом оценка
качества образования, которую дают российские
работодатели, в целом невысокая.
Кроме качества образования значительную
роль для будущего инновационного развития
играют и формируемые у человека жизненные
установки и модели поведения. Ключевые
для инновационного предпринимательства
личностные качества - мобильность, желание
обучаться в течение всей жизни, склонность
к предпринимательству и принятию риска
в целом недостаточно развиты по сравнению
со странами с высокой инновационной активностью.
В России, по данным Федеральной службы
государственной статистики, участие
населения (в возрастной группе 25-64 года)
в непрерывном образовании в 2008 году составило
24,8 процента (в Великобритании - 37,6 процента,
Германии - 41,9 процента и Финляндии - 77,3
процента).
Задачи: повышение восприимчивости
населения к инновациям -
инновационным продуктам и технологиям;
увеличение численности инновационных
предпринимателей; создание в обществе
атмосферы терпимости к риску;
пропаганда инновационного предпринимательства
и научно-технической деятельности; адаптация
системы образования с целью формирования
у населения с детства необходимых для
инновационного общества и инновационной
экономики знаний, компетенций, навыков
и моделей поведения, а также формирование
системы непрерывного образования.
На первом этапе реализации Стратегии (2011-2013 годы) содействие перетоку капитала и привлечение наиболее квалифицированных кадров в эти сектора с помощью реализации комплекса мер налогового, тарифного и других типов государственного регулирования, а также различных типов финансовой поддержки; Приоритетом в образовании станет реструктуризация сектора высшего образования, ориентированная на развитие сектора исследований и разработок в университетах, углубление кооперации вузов с передовыми компаниями реального сектора экономики и научными организациями, кардинальное расширение международной интеграции российских вузов, как в сфере образовательных программ, так и в сфере исследований и разработок, усиление академической мобильности и развитие сетевой организации образовательных и исследовательских программ.
Координация деятельности в
области популяризации в обществе научной
и инновационной деятельности будет осуществляться
Министерством связи и массовых коммуникаций
Российской Федерации с участием Министерства
экономического развития Российской Федерации,
Министерства образования и науки Российской
Федерации, Министерства культуры Российской
Федерации и Федерального агентства по
делам молодежи. При этом будет обеспечено
широкое вовлечение в эту деятельность
научных и образовательных организаций,
средств массовой информации, библиотек,
заинтересованных благотворительных
фондов и иных некоммерческих организаций,
а также объединений предпринимателей
и
государственных институтов развития.
Обеспечение эффективной реализации
поставленных задач по переходу страны
на инновационный путь развития требует
формирования и развития механизмов многостороннего
взаимодействия между органами государственной
власти, бизнесом, научными и образовательными
организациями, а также организациями
гражданского общества.
Наиболее значимыми механизмами координации усилий между государством и организациями гражданского общества станут постоянно действующие консультативные советы с участием представителей общероссийских объединений предпринимателей, и др.
Одной из основных задач инновационного развития является создание условий для формирования у граждан следующих компетенций инновационной деятельности: способность и готовность к непрерывному образованию, постоянному совершенствованию, переобучению и самообучению, профессиональной мобильности, стремление к новому; способность к критическому мышлению; способность и готовность к разумному риску, креативность и предприимчивость, умение работать самостоятельно, готовность к работе в команде и в высококонкурентной среде; владение иностранными языками, предполагающее способность к свободному бытовому, деловому и профессиональному общению.
Формирование таких компетенций
предполагает адаптацию для этих целей
не просто отдельных направлений социально-экономической
политики (в первую очередь политики в
сфере образования), но и общественной
среды в целом, создание условий для свободы
творчества и самовыражения, поощряющих
и вознаграждающих людей, обладающих соответствующими
компетенциями и достигающих успеха. Проводимые
преобразования позволят к 2020 году довести
средний уровень заработной платы в секторе
образования (включая педагогических
работников и обеспечивающий персонал)
до среднего уровня заработной платы в
экономике. При этом заработные платы
собственно педагогических работников
будут превышать этот уровень. До 2020 года
предстоит создать систему ежегодного
повышения квалификации не менее чем 15-20
процентов работающих граждан.
В целях развития дополнительного образования
будут реализованы образовательные программы
подготовки и повышения квалификации
преподавателей системы образования взрослых.