Бизнес-планирование в малых и средних предприятияx

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 10:39, доклад

Краткое описание

Современная технология бизнес-планирования позволяет использовать бизнес-план в качестве основы управления текущей деятельностью и развитием малого (среднего) предприятия. Эффективное управление на этом уровне осуществляется путем разработки управленческого бизнес-плана, объединяющего основные элементы стратегического и оперативного планирования.

Вложенные файлы: 1 файл

Бизнес планирование в малых и средних предприятияx.docx

— 20.82 Кб (Скачать файл)

Бизнес  планирование в малых и средних  предприятияx

Бизнес-планирование как инструмент управления бизнесом малых и средних предприятий (МСП) 
 
В рамках МСП бизнес-планирование реализует элементы стратегического планирование (определение политики предприятия, формулирование целей и выбор стратегий) и оперативного планирование (определение конкретных действий по достижению поставленных целей). Общепризнанным документом процесса бизнес-планирования является бизнес-план, который используется как средство управления. 
 
Рамки бизнес-планирования затрагивают три основные области принимаемых управленческих решений:

  • управление текущей деятельностью и развитием предприятия
  • управление изменениями на предприятии
  • разовые решения по отдельным аспектам управления

Управление текущей  деятельностью и развитием предприятия. 
Современная технология бизнес-планирования позволяет использовать бизнес-план в качестве основы управления текущей деятельностью и развитием малого (среднего) предприятия. Эффективное управление на этом уровне осуществляется путем разработки управленческого бизнес-плана, объединяющего основные элементы стратегического и оперативного планирования. 
 
Концептуальной задачей управленческого бизнес-плана в целом является определение целей функционирования предприятия, а также путей и ресурсов их достижения Данный тип бизнес-плана позволяет решить задачу менеджмента - координация действий между различными участниками, так как каждому участнику отводится своя роль, свой круг обязанностей и задач. 
 
Управление изменениями. 
Динамичное развитие предприятия возможно только при создании специального механизма управления изменениями, составной частью которого является разработка бизнес-планов проектов 
Принятие разовых решений по отдельным аспектам управления. 
В процессе управления бизнесом возникают задачи успешно решить которые возможно только при наличии специально подготовленного бизнес-плана.  
 
Особенности бизнес-планирования в МСП. 
Преимуществом малых (средних) предприятий для реализации системы бизнес-планирования является простота внутренней среды, что делает ее более обозримой и предсказуемой. Кроме этого, легче создать особый психологический климат, позволяющий сплотить людей вокруг интересов предприятия и его целей, а сам процесс бизнес-планирования носит неформальный характер. 
 
Методические аспекты составления различных типов бизнес-планов 
 
Управленческий бизнес-план. 
Логика построения управленческого бизнес-плана исходит из трех определяющих элементов технологии бизнес-планирования:

  • Оценка текущего состояния предприятия
  • Определение желаемого состояния предприятия
  • Выбор наиболее эффективных путей достижения поставленных целей

Общий план компании. 
Общий план компании включает в себя основные элементы краткосрочного стратегического планирования, то есть предусматривает основные его процедуры: анализ и целеполагание. 
 
Сокращение разрыва - главная задача составляемого бизнес-плана. При этом важно установить - какие ресурсы, способные закрыть пробел между нашим сегодняшним (начальным) состоянием и конечным положением, доступны нам сегодня.

Определив текущее положение  предприятия и то, что должно быть (цели предприятия и его подразделений) необходимо выяснить разрыв между желаемым и текущим положением. Этому предшествует анализ разрывов, который целесообразно  проводить в рамках каждого подразделения  и он должен включать:

• Определение величины разрывов

• Диагностика причин этого разрыва

• Составление корректирующих действий 
Оценив текущее состояние и потенциал предприятия, можно приступить ко второму этапу составления управленческого бизнес-плана - формулирование общих целей компании на планируемый период.

 
Планы подразделений  компании. 
На основе общей цели предприятия определяются частные цели структурных подразделений, которые конкретизируют их задачи.

Важнейшей проблемой определения  целей подразделений является их четкое количественное выражение. 
Создание плана продаж. 
План продаж является начальной точкой разработки планов практически всех основных подразделений предприятия.  
План продаж определяет уровень активности предприятия в определенный момент времени, что находит отражение и на других операциях, а также на привлечении дополнительного персонала. 
 
Маркетинговый план. 
В рамках этого плана создается детальный проект, который наглядно показывает, как предприятие собирается выполнить свой план по продажам. Маркетинговый план определяет ту стратегию, которую предприятие должно придерживаться в плановом периоде и которая поможет персоналу, занимающемуся продажами, создать необходимый спрос на продукт. 
 
Маркетинговый план должен включать тематические области с определенным набором доступных маркетинговых инструментов, которые должны помочь как в решении целей продаж, так и в решении общих целей предприятия. 
 
Операционный план. 
Операционный план является ключевым для большинства предприятий, особенно для тех, которые заняты в производстве.

План основных закупок. 
Под основными закупками понимается приобретение предприятием основных активов. Основная задача плана - определить эти активы, их стоимость и время покупки. Кроме этого, в плане необходимо провести обоснование выгодности приобретения именно этого актива и показать, как он будет интегрирован в общий план предприятия и повлияет на достижение поставленной общей цели. 
 
Все приобретаемые активы можно разделить на две группы:

  • Активы приобретаемые для замещения выбывающих. Это наиболее распространенные покупки и большинство предприятий даже не проводит специальных финансовых расчетов для обоснования такого замещения.
  • Новые активы, то есть ранее не применявшиеся на предприятии. Приобретение данных активов является наиболее сложной экономической задачей и требует обоснованного решения.

Содержание плана закупок  должно полностью удовлетворять  запросам остальных разделов управленческого  бизнес-плана.

План по персоналу. 
Основные вопросы, связанные с персоналом, рассматриваются в планах подразделений. В данный план могут быть включены вопросы затрагивающие общие для предприятия изменения: планирование повышения заработной платы, планирование временной занятости, планирование консультационных затрат и т.п. 
 
Финансовый план. 
Создание финансового плана является завершающим этапом разработки управленческого бизнес-плана. Его основная цель - определить количественные показатели финансовых результатов и успехов каждого подразделения. В финансовом плане происходит совмещение планов подразделений и их интегрирование в конкретные финансовые показатели. 
 
Содержание финансового плана традиционно включает разработку трех основных финансовых документов: отчет о прибылях и убытках, балансовый отчет, план движения денежной наличности. 
Контроль продвижения к целям бизнес-плана. 
Важным фактором повышения эффективности бизнес-планирования является разработка контролирующего механизма, который по своей сложности и трудоемкости сравним с процессом составления самого бизнес-плана. 
 
Содержание системы контроля должно быть направлено на выполнение главной задачи - обеспечить менеджмент данными относительно продвижения предприятия к поставленным целям. Чтобы выполнить свои функции контролирующий механизм должен включать следующие элементы:

  • Контрольные точки отслеживания хода выполнения бизнес-плана
  • Промежуточные финансовые и другие отчеты, позволяющие идентифицировать продвижение к поставленным целям

Контрольные точки (в англоязычной литературе для этих целей используется термин "бенчмарки") позволяют установить связь между плановыми и текущими результатами деятельности предприятия. Правильно выбранная бенчмарка может служить основой для измерения достигнутого прогресса по отношению к достижению целей бизнес-плана. 
 
Разрабатываемые бенчмарки должны отвечать следующим характеристикам:

  • Их расчет должен быть простым и прямым
  • Они следуют целям бизнес-плана
  • Зачастую они детализируют шаги с целью достижения промежуточных целей
  • Время их действия согласовывается с установленными сроками выполнения различныхзадач бизнес-плана

Разработка бенчмарок проводится в рамках плана каждого подразделения, что позволяет эффективно отслеживать достижение поставленных им целей. 
 


Информация о работе Бизнес-планирование в малых и средних предприятияx