Бизнес-планирование на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2014 в 12:20, курсовая работа

Краткое описание

Невозможно добиться стабильного успеха в бизнесе без четкого планирования своей деятельности, постоянного сбора и анализа информации как о состоянии целевых рынков, положении на них конкурентов, так и о собственных перспективах и возможностях. При всем многообразии существующих форм предпринимательства имеются ключевые положения, применимые практически во всех областях коммерческой деятельности и необходимые для того, чтобы своевременно подготовиться и обойти потенциальные трудности, а, следовательно, уменьшить риск возможного банкротства.
Задача данного курсового проекта является:
Дать характеристику бизнес-планирование, показать его значение.
Изучить механизмы бизнес-планирование в деятельности предприятия.

Содержание

Введение стр. 3
1. Сущность и значение бизнес-планирование в управлении предприятием стр.4
2. Организация процесса бизнес-планирование на предприятии стр.5
3. Бизнес планирование на предприятиях стр.6
4. Стратегическое бизнес планирование стр.14
5. Финансовое бизнес планирование стр.20
6. Значение бизнес планирования стр.24
7. Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Национальный открытый институт России г.doc

— 104.50 Кб (Скачать файл)

Национальный открытый институт России г. Санкт-Петербург

 

 

Кафедра___________________

 

 

Дисциплина________________

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

 

Студента (-ки) группы Мпм-121Об/Э

_______________________________________

 

Конько Владимир Анатольевич

_______________________________________

Бизнес-планирование на предприятии

______________________________________

 

 

 

Проверил____________________

 

Дата________________________

 

 

Оценка______________________ 

Введение                                                                                                     стр. 3

1. Сущность и значение  бизнес-планирование в управлении  предприятием                                                                                                        стр.4           

2. Организация процесса бизнес-планирование на предприятии          стр.5        

3. Бизнес планирование на предприятиях                                                стр.6

4. Стратегическое бизнес  планирование                                                стр.14

5. Финансовое бизнес планирование                                                      стр.20

6. Значение бизнес планирования                                                           стр.24 

7. Список литературы                                                                              стр. 26 

Введение

Тема бизнес-планирование одинаково важна для тех, кто только собирается создавать новое предприятие, так и для тех, кто уже не новичок в бизнесе, однако хочет расширить его объемы, видоизменить, или дополнить направления своей деятельности.

Все предприятия (фирмы, компании) нуждаются в бизнес-плане. Тем не менее, для многих, особенно в нашей стране, необходимость разработки бизнес-плана не является неоспоримой истиной.

Каждый предприниматель, как начинающий, так и опытный, должен не только ясно представлять себе потребность на перспективу в финансовых, материальных, трудовых и интеллектуальных ресурсах и источники их получения, но и уметь четко рассчитывать эффективность использования этих ресурсов в процессе производственно-хозяйственной деятельности фирмы.

Невозможно добиться стабильного успеха в бизнесе без четкого планирования своей деятельности, постоянного сбора и анализа информации как о состоянии целевых рынков, положении на них конкурентов, так и о собственных перспективах и возможностях. При всем многообразии существующих форм предпринимательства имеются ключевые положения, применимые практически во всех областях коммерческой деятельности и необходимые для того, чтобы своевременно подготовиться и обойти потенциальные трудности, а, следовательно, уменьшить риск возможного банкротства.

Задача данного курсового проекта является:

 Дать характеристику  бизнес-планирование, показать его  значение.

 Изучить механизмы  бизнес-планирование в деятельности  предприятия.

 

 

 

 

1. Сущность и значение  бизнес-планирование в управлении  предприятием.

Бизнес-планирование — это объективная оценка собственной предпринимательской деятельности предприятия, фирмы и в то же время необходимый инструмент проектно инвестиционных решений в соответствии с потребностями рынка и сложившейся ситуацией хозяйствования.

Бизнес-планирование (деловое планирование) — самостоятельный вид плановой деятельности, которая непосредственно связана с предпринимательством. Необходимо не только точно представлять свои потребности на перспективу в материальных, трудовых, интеллектуальных, финансовых ресурсах, но и предусматривать источники их получения, уметь выявлять эффективность использования ресурсов в процессе работы предприятия.

В общем случае бизнес-планирование предусматривает решение стратегических и тактических задач, стоящих перед предприятием.

Формальное планирование, безусловно, требует усилий, но оно обеспечивает и немалые выгоды:

1. Заставляет руководителей  мыслить перспективно;

2. Обеспечивает основу для принятия эффективных управленческих решений;

3. Увеличивает возможности  в обеспечении фирмы необходимой  информацией;

4. Способствует снижению  рисков предпринимательской деятельности;

5. Ведет к четкой координации  действий всех участников бизнеса;

6. Позволяет предвидеть ожидаемые перемены, подготовиться к внезапному изменению рыночной обстановки.

 

 

 

2. Организация процесса  бизнес-планирование на предприятии

Для успешной организации бизнес-планирование на предприятие необходимо наличие четырех обязательных условий (компонентов), которые тесно связаны между собой и составляют инфраструктуру процесса бизнес-планирование предприятия.

Во-первых, предприятие должно располагать соответствующей методологической и методической базой разработки, контроля и анализа исполнения бизнес-плана, а работники финансово экономических служб должны быть достаточно квалифицированны, чтобы уметь применять эту методологию на практике.

Во-вторых, для того чтобы разрабатывать финансовые планы, нужна внутренняя информация о деятельности предприятия и внешняя информация.

Основой информационного блока (компонента) процесса бизнес-планирование являются:

1.Экономическая информация (прогноз процентных ставок, прогноз  темпов инфляции и т. д.);

2. Учетная информация (информация  бухгалтерского учета (баланс, отчет о прибылях и убытках, отчет о движении денежных средств, приложения к балансу) и управленческого учета);

3. Сообщения финансовых  органов, информация учреждений  банковской системы, информация  товарных, валютных биржи прочая  финансовая информация;

4. Политическая информация  и т. д.

В третьих, процесс бизнес планирования всегда реализуется через 

соответствующие организационную структуру и систему управления,  

составляющие организационный блок процесса.

 

 

 

В-четвертых, в процессе финансового планирования и контроля происходит регистрация и обработка больших массивов информации. Программно технические средства, используемые в процессе финансового планирования и контроля, составляют программно технический блок системы финансового планирования.

Бизнес-планирование — это упорядоченная совокупность стадий и действий, связанных с ситуационным анализом окружающей среды, постановкой целей бизнес-планирование, осуществлением планирования (разработкой бизнес-плана), продвижением бизнес-плана на рынок интеллектуальной собственности, реализацией бизнес-плана, контроль над его выполнением.

Можно выделить следующие основные стадии процесса бизнес-планирование:

1. Подготовительную стадию;

2. Стадию разработки бизнес-плана;

3. Стадию продвижения  бизнес-плана на рынок интеллектуальной собственности;

4. Стадию реализации бизнес-плана.

Ключевыми моментом подготовительной стадии бизнес-планирование является формирование перспективной бизнес идеи.

Бизнес идея — это идея нового продукта или услуги, технического, организационного или экономического решения и др. Источниками новых идей могут быть:

1. Отзыв потребителей;

2. Продукция, выпускаемая  конкурентами;

3. Мнение работников отдела  маркетинга;

4. Публикации федерального  правительства о патентах;

5. Проводимые научно исследовательские и опытно конструкторские работы.

3. Бизнес планирование  на предприятиях

В странах с развитой рыночной экономикой в 60-70-е гг. XX получила развитие теория стратегического планирования. Это явилось началом нового этапа развития теории управления и планирования.  
Каждое предприятие определяет цели своей хозяйственно-производственной деятельности. Цели подразделяются на глобальные и локальные.  

Глобальные - это общие цели предприятия, которые являются фундаментом, основой его деятельности, его глобальной стратегией. Глобальные цели - это долговременные цели.

Локальные цели - это совокупность взаимодополняющих друг друга целей, реализация которых направлена на достижение глобальных целей. 

Сочетание глобальных и локальных целей является основой стратегического планирования. 

Разработка любой стратегии должна учитывать взаимное влияние факторов внутренней и внешней среды.  
          Внутренняя среда предприятия

Экономисты выделяют узкий и расширенный варианты факторов внутренней среды, определяющих ту или иную стратегию предприятия, и от этого зависит уровень точности стратегии. 

Первый фактор - персонал. Эффективность работы предприятия во многом зависит от уровня квалификации кадров, стажа их работы по избранной специальности, возраста, профессиональной подготовки, а также от принятой системы материального стимулирования работников.

В системе многоуровнего управленческого маркетинга должна быть разработана стратегия карьерной лестницы административно-управленческого персонала, по которой каждый работник продвигается благодаря своему труду, своему умению, дисциплине. 

 

Второй фактор - техника и технология. Это комплексный фактор, включающий в себя оборудование, транспортные средства, инструмент, технологию. Данный фактор, а вернее, группа факторов, находятся в зависимости от уровня НТП, направления специализации предприятия, потребностей рынка. 

Третий, наиболее подвижный фактор - материальные ресурсы. На предприятии очень быстро расширяется и изменяется состав материальных ресурсов за счет внедрения новых, прежде всего искусственных материалов, которые заменяют традиционные (металл, дерево). Изменяется состав материальных ресурсов, расширяется ассортимент за счет изменения технологии, а также в результате изменения уровня кооперирования поставок, когда материалы, сырье заменяются поставками полуфабрикатов и комплектующих изделий. 

Четвертый фактор - научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР). Этот фактор имеет ограниченное применение, так как далеко не все предприятия проводят научные исследования. Фактор НИОКР очень важен для предприятия-лидера в отрасли. В этом случае стратегия предприятия предусматривает постоянное совершенствование конструкции выпускаемой продукции, а, следовательно, выделение определенных финансовых ресурсов на развитие НИОКР. 

Пятый фактор - менеджмент. Налаживание эффективной деятельности предприятия на ближайшую и дальнюю перспективу - главное в менеджменте. Менеджмент как управление в условиях рынка обеспечивает: использование современной информационной базы для многовариантных расчетов при принятии управленческих решений; привлечение всех сотрудников предприятия к управлению им; осуществление управления на основе предвиденья изменений, гибких решений; проведение глубокого экономического анализа экономической ситуации в стране, на предприятии и на этой основе разумно рисковать. 

Шестой фактор - маркетинг. В современных условиях жизненный цикл продукции становится все короче. От предприятия требуется большая гибкость и динамичность, что достигается маркетингом. Маркетинг дает ответы на многие вопросы хозяйственной и предпринимательской деятельности предприятия. 

Следует учитывать, что некоторые факторы внутренней среды могут оказывать как прямое воздействие на конкретные результаты деятельности предприятия, так и косвенное влияние на другие факторы внутренней среды. Так, изменение спроса на отдельные товары ведет к необходимости разработки и освоению производства новых видов товаров, что влечет за собой изменение в структуре используемых материальных ресурсов, а также потребует дополнительного обучения кадров.

В стратегическом планировании выделяют макрофакторы и микрофакторы внешней среды. Такое разделение необходимо для более эффективного управления предприятием. 
К макрофакторам внешней среды как факторам прямого воздействия относят: 
          1. Поставщиков материальных ресурсов;  
          2. Поставщиков техники и технологий;  
          3. Поставщиков кадров предприятия;  
          4. Поставщиков финансовых ресурсов;  
          5. Государственные органы управления (федеральные, местные);  
          6. Конкурентов;  
          7. Потребителей продукции;  
          8.Торговые предприятия. 

Наиболее важным является фактор поставщики материальных ресурсов. Значение его характеризуется тем, что на предприятии удельный вес материальных ресурсов в производственной себестоимости составляет 60-80 % и выше. Значимость влияния этого фактора на выбор стратегии предприятия определяется еще и тем, что после распада СССР многие российские предприятия лишились стратегических поставщиков. 

Поставщики техники и технологий - это фактор для предприятия стратегический, так как постоянное техническое перевооружение производства  важнейшее условие повышения качества выпускаемой продукции, обновление ассортимента, что очень необходимо для удерживания, а тем более завоевания рынка товаров. 

Фактор поставщики кадров предприятия. Сформировать высококвалифицированный производственный коллектив можно по объявлению, предлагая выгодные условия, можно воспользоваться услугами службы занятости или специализированных компаний. Стратегия в этом направлении должна соответствовать возможностям предприятия. 

Фактор поставщики финансовых ресурсов. При разработке стратегического плана следует учитывать, что существует различие в системе возврата инвестиционного кредита и кредита для пополнения оборотных средств предприятия. Поставщиками финансовых ресурсов могут быть: государственные фонды, фонды поддержки малого бизнеса, лизинговые компании, коммерческие банки, юридические и физические лица, страховые компании, пенсионные фонды и др. Выбор стратегического поставщика финансовых ресурсов особенно важен в условиях экономического кризиса, неустойчивости финансово-кредитной системы. 

Информация о работе Бизнес-планирование на предприятии