Бизнес - планирование. Поведенческие аспекты контроля. Эффективный контроль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2014 в 21:29, контрольная работа

Краткое описание

Планирование является важнейшей частью любого бизнеса. Серьёзный подход к планированию создает основу для устойчивого и эффективного бизнеса.
Основным инструментом планирования выступает бизнес-план. Бизнес-план – это краткое, точное, доступное и понятное описание предполагаемого бизнеса, позволяющее выбрать из большого количества различных ситуаций, наиболее перспективные решения и определить средства для их достижения.

Содержание

Бизнес - планирование.
Поведенческие аспекты контроля. Эффективный контроль.
Задача.
Введение.
Вывод.
Список литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

Планирование является важнейшей частью любого бизнеса.docx

— 52.82 Кб (Скачать файл)

С точки зрения поведенческих аспектов можно выделить два типа контроля:

1. Внешний контроль - когда  его субъект и объект находятся  в разных системах. На предприятии  внешний контроль производится  администрацией или специальными  сотрудниками – контролерами.

Идея внешнего контроля основана на том, что люди лучше выполняют свои обязанности тогда, когда их деятельность находится под контролем руководства, и при этом точно знают, какое поощрение они получат за хорошую работу, и какое наказание – за плохую.

Проблема внешнего контроля заключается в том, что активность направлена не на само дело, а на то, что хотело бы видеть начальство. Ради этого забрасываются другие важные и нужные дела, блокируется информация, которая может поставить под сомнение те достижения, которые хотят показать начальству. Такое поведение называют ориентированным на контроль. Так, например, если работа агента по сбыту оценивается только по объему реализации, то он начнет агрессивно «навязывать» товар потребителям, не задумываясь о том, что так можно быстро насытить рынок, и дальнейшая деятельность организации может просто остановиться.

Другой отрицательный момент заключается в том, что сотрудники начинают выдавать искаженную информацию, манипулировать ею в свою пользу и тем самым, обесценивают всю процедуру контроля.

2. Внутренний контроль - когда  его субъект и объект находятся  в одной системе. Такой контроль  предполагает, что исполнители сами  следят за результатами своей  работы и вносят, по мере необходимости, в нее изменения.

Система внутреннего контроля – система самоконтроля. Она основана на коллективном определении целей фирмы или подразделений. Поскольку в условиях самоконтроля внешние оценки используются для выяснения сути проблем и не влияют на заработную плату и доходы, то она направлена на то, чтобы подсказать, как лучше работать.

На практике чаще всего используется смешанный вариант: внешний и внутренний контроль применяются в определенном соотношении, зависящем от ряда факторов (табл.1).

 

 

 

 

 

 

Таблица1. Условия применения внутреннего и внешнего контроля

Факторы, определяющие выбор вида контроля

Внешний

Внутренний

Стиль управления

Авторитарный

Демократический

Принятая система вознаграждения за результаты

Индивидуальная

Коллективная

Возможность получить надежную оценку результатов деятельности

Надежная, количественно измеримая

Количественно неизмеримая

Характер подчиненных

Недобросовестные, неаккуратные

Добросовестные, педантичные

Морально-психологический климат

Неблагоприятный

Благоприятный


 

 

С одной стороны, присутствие  контроля заставляет человека работать более ответственно, но, с другой стороны, могут появляться негативные последствия, особенно если система контроля ставит исполнителя в очень жесткие рамки.

Таблица 2. Типичные ошибки контроля  

 

Ошибка

Последствия

 Контроль по случаю

 Неполнота информации  о появлении отклонений и пр.

 Тотальный контроль

 Порождает безынициативность, равнодушие, иждивенчество

 Скрытый контроль

 Ухудшение морально-психологического  климата

 Контроль ради наказания

 Ухудшение морально-психологического  климата 

 Не информирование  о результатах контроля

 Ухудшение морально-психологического  климата и снижение эффективности  контроля


 

 

Чтобы избежать негативного воздействия контроля на поведение сотрудников и повысить его эффективность приведу ряд рекомендаций науки по осуществлению эффективного контроля:

·        Устанавливать осмысленные, понятные для сотрудников стандарты – люди должны чувствовать, что стандарты достаточно полно и объективно отражают их работу, помогают организации;

·        Устанавливать двухстороннее общение – возможность обсудить проблемы, связанные с системой контроля, поддерживать взаимосвязь между начальником и подчиненным — не только говорить, но и слушать;

·        Избегать чрезмерного контроля – нельзя перегружать подчиненных многочисленными формами контроля, излишний мелочный контроль – вызывает раздражение и обиду;

·        Устанавливать жесткие, но достижимые стандарты – четкий и ясный стандарт создает мотивацию – чего ждет организация от работников. Мотивацию разрушают нереальные, и низкие стандарты.

·        Устанавливать справедливые вознаграждения за достижение стандарта.

Эффективный контроль характеризуется:

  • стратегической направленностью;
  • ориентацией на результаты;
  • соответствием контролируемому виду деятельности;
  • своевременностью (нужная информация нужным людям до того, как произойдет кризис) и гибкостью;
  • экономичностью и простотой.

Система контроля должна иметь четкую стратегическую направленность, заданную основными приоритетами развития организации. Второстепенные сферы ее деятельности тщательно проверять целесообразно далеко не всегда, а некоторые и вовсе не имеет смысла, так как это отвлекает много сил и средств.

Контроль осуществляется, прежде всего, не ради выявления проблем как таковых, сколь бы интересными они сами по себе ни были, а для их успешного решения и достижения конкретных результатов. Поэтому бесполезную, не нужную для корректировки деятельности организации информацию, собирать не стоит. В то же время необходимо точно знать степень отклонения основных процессов от запланированных стандартов, чтобы иметь возможность осуществить точный анализ их причин, возможных последствий и сформулировать адекватные решения.

Главная цель контроля - не исправление, а предотвращение ошибок, что значительно дешевле. Поэтому контроль представляет собой неотъемлемый элемент процесса планирования на всех его стадиях.

Эффективный контроль должен увязываться не только с процессом планирования, но и с изменениями в структуре организации и системе ее управления, поэтому важным требованием, предъявляемым к нему, является гибкость, приспособление к происходящим изменениям, что обеспечивает его высокое качество и постоянную действенность.

Контроль должен быть своевременным, позволять устранять нарушения, прежде, чем они примут опасные размеры, иначе он будет вечно опаздывать и окажется на практике бесполезным.

Поскольку контроль - не самоцель, а средство достижения цели, он должен ориентироваться на конкретные результаты, повышение эффективности и качества работы, поддержку всего нового, важного, нужного.

Система контроля должна быть экономичной, чтобы выгоды, приносимые им, превышали затраты на его проведение, поэтому минимизируются все связанные с контролем издержки на технические средства, сбор, переработку и хранение информации. Отсутствие экономического эффекта от контроля свидетельствует о том, что он не улучшает степени владения руководством реальной ситуацией и, более того, направляет его действия по ложному пути.

Поэтому целесообразно применять те методы контроля, которые не требуют значительных усилий, понимаются и поддерживаются людьми.

Эффективный контроль индивидуализирован, нацелен на конкретные процессы, результаты, требует учета личных качеств людей, их положения, связей в коллективе.

Ориентированность на человека означает не только объективность контроля, но и его доброжелательность, исключение какой бы то ни было слежки за людьми, поисков «козлов отпущения», создание благоприятного морально- психологического климата. А это возможно лишь в условиях максимальной открытости, гласности его проведения.

Контроль должен соответствовать характеру контролируемого процесса, а цель его быть понятной. Конечно, выполнение работы нужно контролировать и, если она не сделана, сотруднику необходимо на это указать и разобраться, почему так произошло, но сотрудник должен видеть, что контролируют не личность, а производственную деятельность и знать, что делается это объективно.

Эффективность контроля определяется следующими требованиями к его осуществлению.

  1. Объяснение персоналу сущности проводимого контроля как

корректирующего процесса. Недопущение чрезмерного контроля, который воспринимается персоналом как тактика давления и ограничитель свободы.

  1. Обеспечение гибкости, т.е. выбор наилучшего при данных

обстоятельствах «стиля контроля», в целях избегания неточности и деспотичности и преодоления сопротивления людей. Не только слабые исполнители противодействуют контролю (чтобы не выявились результаты их плохой работы), но и добросовестные работники сопротивляются контролю, когда оценивают его как неточный, плохо организованный, деспотичный. С другой стороны, гибкость означает своевременное включение в процесс контроля новых факторов и приспособление к происходящим изменениям.

  1. Организация взаимосвязей процессов планирования и контроля таким

образом, чтобы исключить использование непригодной информации. Это явление наблюдается, например, при подаче завышенных заявок на ресурсы, при установлении заниженных целей и т.д. Все это может привести к упущению важных возможностей для развития организации в связи с практической невозможностью оценки ее реального потенциала.

  1. Обеспечение стратегического характера контроля, основанного на

абсолютном контроле приоритетных направлений деятельности, даже если они с трудом поддаются измерениям, и специальном механизме контроля в областях, не имеющих стратегического значения.

  1. Ориентация контроля на результаты и задачи, стоящие перед

организацией, и оценка эффективности контроля с точки зрения достижения целей и возможности осуществления стратегического планирования.

  1. Формирование механизма контроля, соответствующего контролируемому

виду деятельности и обеспечивающему своевременность. Значение временного интервала определяется с учетом временных рамок основного плана, скорости изменений и затрат на проведение измерений и их анализ.

  1. Контроль должен быть простым и основываться на несложных, но

оригинальных методах. Избыточная сложность помимо увеличения затрат ведет к тому, что персонал не понимает и не поддерживает систему контроля.

  1. Общие затраты на систему контроля не должны превосходить

создаваемые ею преимущества, в противном случае организации следует отказаться от данной системы. Обязательно следует учитывать, что затраты на контроль состоят не только из затрат времени, расходуемого менеджерами и всеми работниками на сбор, передачу и анализ информации, на все виды используемого при этом оборудования и т.п. В контроле скрыто много побочных затрат, например рабочего времени и ресурсов, которые можно направить на решение других задач. Следовательно, контроль экономически оправдан, если отношение затрат к возможной прибыли остается достаточно низким.

 

 

 

Вывод.

Умение анализировать и прогнозировать поведение работников в организации всегда было исключительно важным качеством для эффективной работы руководителя организации. В последнее время значение знаний в этой области еще более возросло. Увеличивающееся стремление предприятий выжить в жесткой конкурентной борьбе и обеспечить стабильную перспективу развития производства заставляет их заботиться о внедрении новой техники и технологии, инновационных процессов, что обусловливает необходимость постоянного совершенствования работы с людьми.

Именно поэтому вопросы контроля и мотивации работников имеют для руководства решающее значение.

Контролирующее поведение руководителя - это аспект управления, удовлетворяющий потребность организации в выявлении проблем и исправлении ситуаций до того, как они перерастут в кризис.

Естественно, что организовать работу людей на принципиально новой основе могут только хорошо подготовленные специалисты, обладающие профессиональной интуицией и знаниями законов поведения людей в различных условиях.

Потенциальных проблем, связанных с контролем, можно избежать, если руководитель устанавливает значимые и достижимые стандарты, налаживает эффективные двусторонние коммуникации, избегая чрезмерного контроля и вознаграждая персонал за соблюдение установленных стандартов в трудовой дисциплине и сфере своей профессиональной деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

Задача №6.

Определите экономическую эффективность системы управления предприятием, если чистая прибыль составляет 1,5 млн.грн., а затраты на управленческую деятельность составляют 0,6 млн.грн

 

Эффективность – относительный показатель результативности и может быть только положительной величиной.

Расчет экономической эффективности рекомендуется производить путём сравнения затрат с экономическим эффектом как денежным выражением результата по формуле:

Эффективность (Э) = (Результат (Р)/ Затраты (З)) * 100%

Затраты (З) и результаты (Р) могут сопоставляться между собой различными способами, при этом получаемые показатели имеют разный смысл, акцентируя ту или иную сторону категории «эффективность»:

показатель вида Р/3 характеризует результат, получаемый с единицы затрат; 
Решение. 
Итак по формуле вычтем.

Э = 1,5 / 0,6 * 100% = 2,5 (грн.)

Эффективность – характеристика процессов и воздействий сугубо управленческого характера, отражающая прежде всего степень достижения преследуемых целей, поэтому эффективностью обладает лишь целенаправленное взаимодействие.

 

Список литературы.  

 

1. Блинов А.О., Василевская О.В. Искусство управления персоналом. – М.: Гелан, 2001. – 411 с.

Информация о работе Бизнес - планирование. Поведенческие аспекты контроля. Эффективный контроль