Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2014 в 20:14, реферат
Когда человеку нужна информация, одним из первых встает вопрос, где и как её можно найти, и человек начинает свою навигационную деятельность в море информации. Часто он обращается в информационную службу.
Поисковое поведение имеет биологические корни, но в обществе навигационно-поисковые задачи - сложная часть человеческой деятельности, человеческой культуры.
Введение
Когда человеку нужна информация, одним из первых встает вопрос, где и как её можно найти, и человек начинает свою навигационную деятельность в море информации. Часто он обращается в информационную службу.
Поисковое поведение имеет биологические корни, но в обществе навигационно-поисковые задачи - сложная часть человеческой деятельности, человеческой культуры.
Навигация, как движение по определенным алгоритмам в информационном пространстве (т. е. стратегия поиска), предшествует, по-моему мнению, таким процедурам поиска, как сравнение, отбор и идентификация с предметом поиска.
Печатные указатели, содержащие
выходные данные книг и статей, веками
служили важным инструментом распространения
информации. Начиная с 1960-х годов,
издатели стали переводить эти библиографические
справочники в электронный
Как уметь читать, писать или публично выступать, сегодня в условиях информационного общества умение грамотно осуществлять профессиональный поиск – непреложный навык специалиста-интеллектуала.
Быстрый рост и динамическое развитие информационных ресурсов (прежде всего представленных в сети Интернет) обязывает каждого иметь разнообразные навыки сложного поиска. Уметь быстро и правильно искать в Интернете значит экономить время, владеть достоверной и актуальной информацией, а значит делать верные выводы и принимать правильные решения.
Проблема поиска и использования информации – одна из самых актуальных в современной науке. Разумеется, для эффективного и качественно поиска информации Интернет незаменим. Однако сам факт хранения в Интернете огромного пласта знаний человечества не является свидетельством высокой эффективности поиска и использования информации. Пусть даже информация выдается и в удобной форме, но осваивать ее в конечном итоге приходится человеку. И от того, насколько он владеет методами и методикой поиска, будет зависеть эффективность и качество его труда.
Следовательно, в основе использования информации лежит проблема поиска и преобразования ее в такие содержание и форму, которые создают возможность более удобного и оперативного освоения информации и ее эффективного использования в общественной деятельности.
1.1 Информационный поиск как процесс
Информационный поиск (ИП) (англ. Information retrieval) — процесс поиска неструктурированной документальной информации и наука об этом поиске.
Термин «информационный поиск» был впервые введён Кельвином Муром в 1948 в его докторской диссертации, опубликован и употребляется в литературе с 1950.
Сначала системы автоматизированного ИП, или информационно-поисковые системы (ИПС), использовались лишь для управления информационным взрывом в научной литературе. Многие университеты и публичные библиотеки стали использовать ИПС для обеспечения доступа к книгам, журналам и другим документам. Широкое распространение ИПС получили с появлением сети Интернет. У русскоязычных пользователей наибольшей популярностью пользуются поисковые системы Google, Яндекс и Рамблер.
Поиск информации представляет
собой процесс выявления в
некотором множестве документов
(текстов) всех таких, которые посвящены
указанной теме (предмету), удовлетворяют
заранее определенному условию
поиска (запросу) или содержат необходимые
(соответствующие
Процесс поиска включает последовательность операций, направленных на сбор, обработку и предоставление необходимой информации заинтересованным лицам.
В общем случае поиск информации состоит из четырех этапов:
-определение (уточнение) информационной потребности и формулировка информационного запроса;
-определение совокупности возможных держателей информационных массивов (источников);
-извлечение информации из выявленных информационных массивов;
-ознакомление с полученной информацией и оценка результатов поиска.
1.2 Общие методические требования к процессу информационного поиска
В первую очередь следует четко определить основные этапы информационного поиска и особенности каждого из них. В самом общем виде процесс информационного поиска можно разделить на следующие этапы: 1) формулирование задачи поиска; 2) разработка рабочей программы поиска; 3) реализация поиска и 4) оформление результатов поиска.
Формулирование задачи поиска
обусловлено соответствующей
Формулирование задачи поиска
позволяет определить область и
особенности используемой литературы,
облегчить составление
В качестве примера составим рабочую программу поиска.
1. Объект поиска - а) определяем основные области общественной деятельности (науки), объектом и результатом изучения которых является выбранная тема: книговедение, информатика, библиотековедение, библиографоведение, педагогика и т.п.; б) определяем основные издающие организации, выпускающие литературу по данной теме.
2. Виды и методы поиска
- библиографический поиск (
3. Возможные направления (маршруты) поиска - своего рода «рецепт», отражающий последовательность обращения к тому или иному объекту поиска: а) определяем основные библиографические пособия, в которых может быть отражена интересующая нас литература и которые выпускают указанные выше организации, сводные каталоги и тематические планы выпуска этих учреждений и т.п.; б) устанавливаем основные периодические и продолжающиеся издания указанных организаций, в которых могут быть опубликованы статьи и библиографические материалы по нашей теме; в) устанавливаем круг основных справочно-энциклопедических изданий, в которых могут быть интересующие нас материалы; г) наконец, путем изучения и отбора материалов составляем список литературы.
4. Необходимые ограничения поиска - только статьи и монографии на русском языке, выпущенные центральными издательствами нашей страны за последние 10 лет.
5. Форма представления
результатов - аннотированный список
литературы по заданной теме,
причем аннотации
В процессе реализации информационного поиска следует руководствоваться рядом общих методических рекомендаций. Так, характер поиска всецело определяется содержанием поставленной задачи. И в этом отношении важно различать, что сначала поиск как бы привязан к теме и к цели детальной, всесторонней разработки ее плана, когда особенно необходим широкий охват информационных источников, литературы. Следовательно, сначала в большей мере используется библиографический и документальный виды поиска. И лишь затем информационный поиск конкретизируется, ограничивается непосредственным содержанием решаемой библиографической задачи - библиографирования или библиографического обслуживания. На этом этапе преобладает уже фактографический поиск. В то же время, на протяжении всего процесса информационного поиска следует сочетать различные виды и методы поиска в двух основных направлениях: с одной стороны, от общих библиографических пособий к отдельным источникам и содержащимся в них фактам, а с другой - от отдельных фактов и источников к общим библиографическим пособиям.
В каждом конкретном случае важно четко определить исходную координатную точку поиска в системе информационного обеспечения (источниковедения). Например, предпочтительнее вести поиск в обратном хронологическом порядке, т. е. с новых пособий и источников, по необходимости последовательно углубляясь в историю. Или начинать с того, что уже известно, имеется под руками или легко доступно, т.е. с домашней библиотеки (картотеки), библиотеки по месту работы или жительства. И лишь затем - обращаться в другие библиотеки, информационные центры. Следует соблюдать также строгую последовательность в восхождении от исходных точек и материалов. С одной стороны, нужно идти от общего к частному и наоборот, а с другой - сочетать полноту и глубину поиска с выбором наиболее существенных, значимых информационных источников .
Необходимо шире использовать в процессе информационного поиска те возможности, которые предоставляет действующая в нашей стране система информационного обслуживания и в первую очередь: межбиблиотечный абонемент, систему магазинов «Книга - почтой», подписные информационные издания, консультации, и возможность получить копив источника, квалифицированный ответ библиотек и органов информации на информационные запросы. Наиболее перспективной считается такая форма информационного обслуживания, как система избирательного распространения информации (ИРИ), осуществляемая с помощью ЭВМ.
При информационном поиске следует
особо учитывать специфику
Система основных пособий и источников, необходимых для поиска литературы, может быть представлена в следующем виде .
I. Издания библиографической
II. Издания библиографии (первой
степени): государственной библиографии;
научно-вспомогательной
III. Издания реферативной
издания, отделы критики и библиографии в специальной и массовой периодике.
IV. Издания обзорной информации:
органов НТИ и
V. Справочные издания:
VI. Периодические и
VII. Тематические сборники: специальные (научно-технические); учебные сборники и книги для чтения; массовые (научно-популярные).
VIII. Монографические издания:
IX. Собрания сочинений, избранные
собрания сочинений: научные (
X. Книжные серии: научные;
Особое внимание нужно обратить на наличие по теме поиска реферативных, обзорных, справочно-энциклопедических изданий. Именно в этих изданиях концентрируется и обобщается содержание большого количества источников, отражается самая новая и ценная информация. Подчас только обращения к таким источникам достаточно, чтобы оперативно и качественно решить искомую задачу.
Каждый библиограф в процессе своей
работы обязан определить для себя
оптимальный круг поискового чтения,
т.е. тот минимум информационно-
В любом случае, только при систематическом
и целенаправленном изучении, знании
и умении рационально применять
действующую в нашей стране систему
информационного обеспечения