Государственная
поддержка малого бизнеса в Азербайджане
Рыночная система хозяйствования,
последовательно утвердившаяся
в Азербайджане, базируется на предпринимательском
типе экономической системы, где
государство выполняет активную
регулирующую функцию. При рыночной
экономической системе предприниматель
стал активным субъектом экономического
процесса.
В современных условиях в
Азербайджане частный сектор создает
более 84% ВНП страны. Поэтому исследование
проблем предпринимательства в
нынешних условиях Азербайджана представляется
весьма актуальной.
Выбор объекта исследования
продиктован необходимостью изучения
научно-практических проблем предпринимательской
деятельности в период становления
национальной экономики на базе рыночных
отношений, с целью поиска резервов
и разработки наиболее эффективных
форм и направлений формирования
и развития предпринимательства, научного
обоснования его государственной
защиты и стимулирования. Не случайно,
в странах с переходной экономикой,
в том числе в Азербайджане,
в связи с переходом к рыночной
экономике многие известные экономисты
уделяют пристальное внимание важнейшим
проблемам становления и развития
предпринимательства, его роли в
экономике, особенностям его формирования
и т. п.
В последние годы в республике
приобрела широкое признание
необходимость обеспечения высоких
темпов устойчивого социально-экономического
развития. По мере экономического роста
главной целью экономической
деятельности является создание благоприятных
жизненных условий для населения.
Анализ основных показателей
социально-экономического развития показывает,
что начиная с 1997 г. в Азербайджане
наблюдается достаточно высокий
экономический рост, который характеризуется
данными в таблице 1.
Таблица 1. Основные показатели
экономического развития Азербайджанской
Республики (рост по сравнению с
предыдущим годом, в процентах)
Отрасли |
Годы |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
Рост ВВП |
11,2 |
10,2 |
26,4 |
34,5 |
25,0 |
Промышленность |
6,1 |
5,7 |
33,5 |
36,6 |
24,0 |
Сельско-хозяйственные продукты |
5,6 |
4,6 |
7,5 |
8,3 |
4,0 |
Капитальные вложение |
73,8 |
35,4 |
16,6 |
15,2 |
17,8 |
Реальные доходы население |
10,4 |
4,0 |
12,3 |
14,6 |
15,1 |
экспорт |
19,5 |
39,6 |
20,2 |
46,6 |
95,1 |
импорт |
57,7 |
33,9 |
19,8 |
25,1 |
8,4 |
В основе обеспечения высокого
экономического роста лежат глубокие
экономические реформы, проведенные
в стране после достижения самостоятельности,
направленные на развитие многоукладной
экономики. В результате целенаправленных
мер частный сектор значительно
укрепился. С 1995 г. по 2007 год количество
мелких предприятий выросло с 7226
до 12232 единиц, иностранных и совместных
предприятий с- 293 до 863 единиц.
Переход рыночном отношениям
и развитие предпринимательства
требуют поддержки функционирования
малых предприятий, способных ускорить
социальные преобразования, предоставить
широкую свободу выбора и дополнительные
рабочие места, поднять уровень
жизни населения, оперативно реагировать
на изменения потребительского сектора
активизировать структурную перестройку.
Однако степень вовлеченности в
трудовую деятельность населения, в
настоящем и потенциальные возможности
в перспективе, определяет необходимость
поднятия уровня оплаты труда на малых
предприятиях, для чего необходима
государственная поддержка малого
и среднего предпринимательства.
Переход к рыночным отношениям
и формирование предпринимательства
республики сопровождались значительным
улучшением уровня жизни определенной
группы населения, занятого в новых
предпринимательских структурах.
Достижение современных
качеств социально-экономического
роста и развитие предпринимательства
— взаимосвязанные процессы, предполагающие:
решение проблем эффективной
занятости; рациональное использование
ресурсов; увеличение объема и качества
продукции; совершенствование отраслевой
структуры; привлечение иностранных
инвестиций; повышение доли потребительского
сектора.
С переходом на рыночные
отношения правительство страны,
как приоритетное направление реформирования
национальной экономики Азербайджана,
провозгласило создание малых предприятий
и широкие развитие малого бизнеса.
В Азербайджане под субъектами малого
предпринимательства понимаются коммерческие
организации, в уставном капитале которых
доля участия Азербайджанской Республики,
общественных и религиозных организаций
(объединений), благотворительных и
иных фондов не превышает 25%; доля, принадлежащая
одному или нескольким юридическим
лицам, не являющимся субъектом малого
предпринимательства, не выше 25%, и в
которых средняя численность
работников не более предельных уровней:
в промышленности, строительстве
и на транспорте — 100 человек; в сельском
хозяйстве и научно-технической
сфере — 60, в оптовой торговле — 50, в розничной
торговле и бытовом обслуживании — 30,
в остальных отраслях и при осуществлении
других видов деятельности — 50 человек.
К субъектам малого предпринимательства
также относятся физические лица, занимающиеся
предпринимательской деятельностью без
образования юридического лица (индивидуальные
предприниматели).
Малое предпринимательство
в Азербайджане начало развиваться
с конца 80-х гг. За это время
принято уже более 50 законов и
других нормативных актов по становлению
и развитию данного сектора экономики.
По статистике количество малых предприятий
то растет, то уменьшается, многие из них
не проходят юридическую перерегистрацию
и пополняют теневой сектор. В
середине 90-х гг. стала вводиться
упрощенная система налогообложения,
по которой малыми предприятиями
могут быть только те структуры, где
численность работающих не превышает
15 человек, независимо от вида деятельности.
Таким образом, различные органы
управления используют два критерия
отнесения предприятий к малым
по численности занятых: для статистической
отчетности и для целей налогообложения.
В настоящее время все большее
распространение в налогообложении
получает система вмененного дохода,
когда малые предприятия используют
другие критерии при расчете размеров
будущего налога и корректируют его
в зависимости от итогов работы в
отчетном периоде.
В соответствии с «Государственной
программой развития малого и среднего
предпринимательства в Азербайджанской
Республике (2002-2005г.)» государственная
поддержка малого бизнеса должна
осуществляеться по следующим направлениям:
- формирование инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства;
- создание льготных условий использования субъектами малого предпринимательства государственных финансовых, материально-технических и информационных ресурсов, а также научно-технических разработок и технологий;
- установление упрошенного порядка регистрации субъектов малого предпринимательства, лицензирования их деятельности, сертификации их продукции, представления государственной статистической и налоговой отчетности;
- поддержка внешнеэкономической деятельности субъектов малого предпринимательства, включая содействие развитию их торговых, научно-технических, производственных, информационных связей с зарубежными организациями;
- организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для малых предприятий.
В 2011 году 94 процента
инвестиционных проектов Национального
фонда поддержки предпринимательства
(НФПП) при министерстве экономического
развития (МЭР) Азербайджана были нацелены
на финансирование малого предпринимательства.
Об этом в интервью, размещенном
в четверг на официальном сайте
правящей партии "Yeni Azərbaycan", сказал
исполнительный директор НФПП Ширзад
Абдуллаев.
- "В 2011 году 1550 предпринимателям было выдано мелких кредитов на 19,3 миллиона манатов. За счет этих кредитов будет создано свыше 3300 новых рабочих мест", - сказал Абдуллаев.
- По его словам, НФПП за весь период своей деятельности профинансировал 660 проектов вынужденных переселенцев, занимающихся предпринимательской деятельностью, на 9,6 миллиона манатов. В целом же предпринимателям Геранбойскоского, Агджабединского, Бейлаганского, Бардинского, Билясуварского, Агдамского и Тертерского районов, где, в основном и проживают вынужденные переселенцы, предоставлены 61,6 миллиона манатов на осуществление свыше 2400 проектов.
- С целью развития в стране женского предпринимательства в 2002-2011 годах НФПП выдал кредиты на 33,4 миллиона манатов 1452 женщинам.
- Всего в прошлом году фонд направил на финансирование 1643 инвестиционных проектов 138 миллионов манатов. Реализация этих инвестиционных проектов поспособствует созданию до 6500 новых рабочих мест. В целом, НФПП за период своей деятельности выдал более 12,5 тысячи предпринимателям порядка 720 миллионов манатов (915,56 миллиона долларов), что создало возможности для открытия 95 тысяч новых рабочих мест.