Государственное регулирование рынка образовательных услуг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 22:18, автореферат

Краткое описание

Проблема совершенствования государственного регулирования рынка образовательных услуг, предоставляемых отечественной высшей школой в условиях глобализации социально-экономических процессов, является актуальной по следующим причинам.
Особую актуальность проблема предоставления образовательных услуг высшей школой приобретает в условиях реформирования российского образования и формирования целостной концепции развития российского образования на фундаментальной основе, в связи с чем выдвинут приоритетный национальный проект «Образование». В Послании Федеральному Собранию РФ Президент Российской Федерации В.В. Путин особо подчеркнул необходимость обеспечения высокой конкурентоспособности российского образования.

Вложенные файлы: 1 файл

Государственное регулирование рынка образовательных услуг высшей.doc

— 297.50 Кб (Скачать файл)

Методы прямого государственного регулирования включают правовые, административные и экономические методы. Правовые методы государственного регулирования предполагают соблюдение нормативной правовой базы высшего образования. Административные методы государственного регулирования обеспечивают разработку и соблюдение государственных стандартов высшего образования, лицензирование образовательной деятельности, аккредитацию и аттестацию высших учебных заведений, способствуя повышению качества образовательных услуг высшей школы. Экономические методы государственного регулирования базируются на налоговом регулировании.

Индуцированные методы государственного регулирования рынка образовательных услуг высшей школы обеспечивают опосредованное регулирование рынка труда, способствуют укреплению взаимодействия рынка труда и рынка образовательных услуг высшей школы, развивая взаимоотношения работодателей и вузов, поощряя предприятия, инвестирующие в интеллектуальный капитал и высшую школу через льготное субсидирование и налогообложение. Воздействие на развитие рынка образовательных услуг высшей школы осуществляется через стимулирование государственного совокупного спроса.

  1. Предложены направления совершенствования государственного регулирования рынка образовательных услуг высшей школы. В качестве экономических методов регулирования рекомендуется ввести систему кредитования на образовательные цели, основанную на институте поручительства со стороны государства и будущих работодателей, установить льготные фиксированные процентные ставки по кредиту и предусмотреть отсрочку выплат по кредиту для заемщиков на период окончания обучения. При этом государство должно разработать программу гарантированного трудоустройства выпускников-заемщиков совместно с работодателями. Для повышения целесообразности кредитования на образовательные цели предложена скоринговая шкала показателей эффективности инвестиций в человеческий капитал, позволяющая оценить степень затрат на высшее образование с учетом привлечения средств предприятий, фирм и федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных (муниципальных) бюджетов.

Практическая  значимость диссертационного исследования определяется возможностью практического применения его результатов при выработке государственной политики по регулированию рынка образовательных услуг высшей школы. Результаты исследования вошли в научный отчет «Анализ эффективности моделей управления в высшем образовании», выполненный в 2004 году по заказу Национального фонда подготовки кадров Государственным университетом – Высшей школой экономики в рамках Инновационного проекта развития образования, а также в программу программы «Поддержка инноваций в высшем образовании».

Теоретические и методологические положения диссертации могут быть использованы в учебном процессе высших учебных заведений по дисциплинам «Менеджмент», «Экономика образования», «Государственное регулирование национальной экономики», «Экономическая теория» и другим.

Апробация результатов  исследования. Основные положения диссертации были доложены, обсуждены и получили положительную оценку на ежегодных научно-практических конференциях профессорско-преподавательского состава, аспирантов и соискателей Московского государственного университета сервиса в 2003–2006 годах. Выводы и рекомендации использованы в учебно-методическом комплексе по дисциплине «Мировая экономика» кафедры «Мировая экономика и международный бизнес» Московского государственного университета сервиса.

Результаты и рекомендации, содержащиеся в диссертационном  исследовании, были применены в практической деятельности Института проблем государственного и муниципального управления Государственного университета – Высшей школы экономики по методическому и организационному обеспечению образовательных программ и проектов в системе повышения квалификации и переподготовки кадров государственных и муниципальных служащих и Национального фонда подготовки кадров, что подтверждено справками о внедрении.

Публикации. По теме диссертации опубликованы семь научных статей общим объемом 3,5 п.л., в том числе в научном журнале, рекомендованном ВАК РФ.

Структура диссертации обусловлена целью и задачами исследования. Она состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы, приложений.

 

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

 

В условиях рыночной экономики  развитие сектора образовательных  услуг, в том числе предоставляемых высшей школой, является жизненно важной задачей и необходимым элементом удовлетворения потребностей экономики и общества в высококвалифицированных специалистах. Под услугами понимается трудовая целесообразная деятельность, результаты которой выражаются в полезном эффекте, удовлетворяющем определенные потребности людей. С позиции затрат труда различают услуги материального характера и нематериальные (чистые). Образовательные услуги высшей школы, введенные в соответствии с Общероссийским классификатором услуг населению (ОКУН) Госстандартом Российской Федерации в 1993 году, выделены в отдельную группу. Это обусловлено спецификой производства, воспроизводства и потребления образовательных услуг высшей школы в рыночных условиях:

– образовательные услуги высшей школы представляют собой деятельность в форме активного процесса передачи образовательной информации;

– образовательные услуги высшей школы обладают высокой личностно-общественной значимостью;

– образовательным услугам высшей школы свойственно творческое содержание процесса производство-потребление образовательной информации;

– образовательные услуги высшей школы характеризует более сильная мотивация потребления в сравнении с другими видами услуг;

–относительно высокая стоимость (цена) образовательных услуг высшей школы по сравнению с другими видами услуг не в последнюю очередь зависит от дислокации учреждений, их оказывающих;

– по мере удовлетворения потребности в образовательных услугах высшей школы происходит ее дальнейшее активное возрастание, что обусловлено присущим человеку активным отношением к знаниям, усложнением условий жизнедеятельности во всех сферах;

– уровень потребления образовательных услуг высшей школы соответствует их количественно-качественному уровню;

– образовательные услуги высшей школы имеют институциональный характер, обусловленный общественным разделением труда и наличием соответствующих социальных институтов;

– производство (оказание) образовательных услуг высшей школы  и потребление образовательных услуг высшей школы представляют собой дискретный, но в той или иной мере продолжительный по времени процесс;

– процесс производства и потребления образовательных услуг высшей школы неосязаем.

Указанная специфика образовательных услуг высшей школы позволяет выделить их из состава услуг, определив как прямой, активный процесс передачи образовательной информации от обучающего к обучающемуся, осуществляемый интеллектуальным трудом профессорско-преподавательского состава в образовательных учреждениях высшего профессионального образования (университете, академии, институте), который направлен на удовлетворение потребностей человека в высшем образовании для обеспечения его конкурентоспособности, и как следствие востребованности на рынке труда. Потребление образовательной услуги высшей школы обеспечивает в обществе полезный социальный и экономический эффект в виде возможностей роста валового внутреннего продукта и национального дохода благодаря повышению производительности труда высококвалифицированного специалиста в системе общественного разделения труда. По этой причине образовательная услуга высшей школы является социально приоритетной по отношению к другим услугам.

Платные образовательные услуги высшей школы предоставляются на рынке образовательных услуг высшей школы, который является социально-экономической системой. Элементами системы рынка образовательных услуг высшей школы являются производители образовательных услуг высшей школы: профессорско-преподавательский состав образовательных учреждений высшего профессионального образования (университет, академия, институт) и потребители образовательных услуг высшей школы: государство, общество, домохозяйства.

Система рынка образовательных услуг высшей школы предназначена выполнять определенные функции, перед ней ставятся конкретные цели, она обладает соответствующими параметрами, характеристиками.

Сущность системы рынка образовательных  услуг высшей школы находит свое выражение в выполняемых ею следующих функциях:

  1. Образовательная функция заключается в обеспечении условий для формирования, пополнения и обновления знаний и навыков человека на всех фазах его индивидуального жизненного цикла через соответствующие каналы (организованные, платные), организационные формы (высшие учебные заведения), с использованием разносторонних источников информации.
  2. Научная функция реализуется посредствам создания платежеспособного спроса на научно-техническую продукцию, создаваемую в сфере высшего образования.
  3. Интегрирующая функция означает, что система рынка образовательных услуг высшей школы обеспечивает вхождение выпускников высших учебных заведений на рынок труда и в систему общественного разделения труда.
  4. Санирующая функция заключается в своеобразном «отборе» образовательных учреждений высшего профессионального образования с наиболее высококвалифицированными педагогическими и научными кадрами, реализующими образовательно-профессиональные программы наиболее высокого уровня и качества, оснащенными передовыми технологиями.
  5. Мотивирующая функция связана с мотивацией индивида к получению высшего образования или повышению квалификации. Основными мотивирующими факторами являются установленная определенная цена рабочей силы на рынке труда (заработная плата), карьерный рост, социальный пакет, льготы, возможности самореализации.
  6. Информационная функция заключается в передаче информации о состоянии системы рынка образовательных услуг высшей школы всем участникам экономических отношений независимо от сферы их деятельности.

Рынок образовательных услуг высшей школы характеризуется определенными параметрами, под которыми понимается проявление тех или иных качеств и свойств системы: целостность; неаддитивность; иерархичность, мультипликативность, адаптивность, открытость.

Специфической особенностью рынка образовательных услуг  высшей школы является наличие единой социальной цели: наиболее полное удовлетворение потребностей экономики страны, государства и общества в высококвалифицированных специалистах на основе поддержания динамичного равновесия спроса и предложения образовательных услуг высшей школы. Данная цель является приоритетной для всех элементов системы.

Свойство целостности  системы проявляется в том, что  система рынка образовательных  услуг высшей школы существует как  организационно и функционально  целостное образование.

Неаддитивность системы рынка образовательных услуг высшей школы выражается в принципиальной несводимости свойств системы к сумме свойств составляющих ее компонентов и невыводимость свойств целостной системы из свойств компонентов. Каждый компонент может рассматриваться только в его связи с другими компонентами системы. С другой стороны, функционирование системы рынка образовательных услуг высшей школы не может быть сведено к функционированию отдельных ее компонентов. Совокупное функционирование разнородных взаимосвязанных компонентов порождает качественно новые функциональные свойства целого, не сводящиеся к сумме свойств его компонентов.

Иерархичность рынка  образовательных услуг высшей школы  состоит в том, что он является подсистемой общероссийского рынка  образовательных услуг и подсистемой экономики страны в целом.

Свойство мультипликативности системы рынка образовательных услуг высшей школы выражается в том, что положительные и отрицательные эффекты, возникающие в системе, обладают свойством сложения или даже умножения.

Свойство адаптивности характеризует способность системы нормально (в соответствии с заданными параметрами) функционировать при изменении параметров внешней среды, приспосабливаться к этим изменениям (несовершенство правового, административного и экономического регулирования рынка образовательных услуг высшей школы со стороны государства вызывает скрытые процессы на рынке образовательных услуг – коррупцию, взяточничество, теневые доходы, покупку дипломов).

Открытость рынка образовательных услуг высшей школы проявляется через его взаимосвязи с внешней средой и их взаимовлияние друг на друга. Чем больше внешних связей присуще системе рынка образовательных услуг высшей школы, тем более открытой она является.

Экономический характер системы рынка образовательных  услуг высшей школы реализуется во взаимодействии субъектов спроса и предложения образовательной услуги высшей школы в процессе ее производства и потребления. В результате исследования были выявлены следующие особенности спроса и предложения на рынке образовательных услуг высшей школы.

На рынке образовательных услуг высшей школы как экономической системы не действует классический закон спроса, и цена образовательной услуги высшей школы не влияет на спрос в такой степени, как неценовые факторы (динамика реальных доходов населения; престижность получаемой профессии), обусловленные размером заработной платы и стоимостью обучения на равнозначные специальности в других вузах города.

Информация о работе Государственное регулирование рынка образовательных услуг