Индикативное планирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2013 в 02:33, контрольная работа

Краткое описание

Целью данной контрольной работы является изучение сущности индикативного планирования и возможностей его использования в экономике России. Для достижения поставленной цели сформулированы задачи исследования:
1. дать понятие индикатиквного планирования;
2. рассмотреть виды индикативного планирования и их роль в современной экономике;

Содержание

Введение 3
1. Понятие индикативного планирования 4
2. Основные формы индикативного планирования и его роль в современной экономике 6
3. Необходимость формирования системы индикативного планирования в России 10
Заключение 16
Библиографический список 19

Вложенные файлы: 1 файл

Индикативное планиерование в РФ.doc

— 109.00 Кб (Скачать файл)

Третья разновидность индикативного планирования имеет две отличительные особенности:

- наличие обязательных заданий  для государственного сектора  экономики;

- установление желаемых параметров, с помощью которых предприятия  частного сектора экономики ориентируются  на планы государства, даже если это для них не является обязательным.

Вследствие этого государственный  план может рассматриваться как  система из двух групп показателей:

1. Показатели, предназначенные для  органов государственной власти  и реализующие централизованное управление или директивные показатели, которые включают:

- характеристики государственного  заказа как высшей формы централизованного  управления экономикой;

- лимиты;

- экономические регуляторы (цены, налоги, процентные ставки, экономические  нормативы).

2. Показатели, которые косвенно  регулируют развитие различных  секторов национальной экономики,  или ориентирующие показатели (в  форме контрольных цифр), имеющие  информационное значение для  предприятий всех форм собственности  и регионов10.

Четвертая разновидность индикативного планирования предполагает, что оно может являться не только механизмом информационного обеспечения, но и механизмом координации действий и интересов государства и других субъектов экономики. Данная разновидность индикативного планирования достаточно четко просматривается во Франции. В этом случае правительство в основном воздействует на экономические процессы посредством координации и обмена информацией о взаимосовместимых планах, что заинтересовывает всех участников (предприятия, отрасли, регионы) в их выполнении.

3. Необходимость  формирования системы индикативного  планирования в России

Проблема  планирования  в  настоящее  время является  весьма  актуальной  для  нашей  страны. Первоначальный этап рыночных преобразований в  России характеризовался  полным  отрицанием системы планирования. Органы государственной власти отказались  от многих необходимых организационно-хозяйственных функций, в том числе и от государственного планирования. Тем самым они отбросили накопленный десятилетиями опыт народнохозяйственного  планирования,  который был  признан  во  многих  странах  мира.  Такие взгляды  основывались  на  тех  положениях,  что рыночное  саморегулирование  эффективнее  централизованного управления и планирования. Но, как  известно,  в развитой  рыночной  экономике, помимо собственно рыночных, действуют также механизмы государственного регулирования. Поэтому для нормального функционирования  нашей стране  необходима  новая система планирования11.

В настоящее время директивное планирование не может  быть использовано в масштабах всей страны, так как оно не допускает свободного функционирования  экономики  и  ограничивает самостоятельность экономических агентов. А индикативное  планирование  дает  хозяйствующим субъектам  свободу  в  использовании  полученной от  государства информации, оно призвано предвосхитить и  скорректировать будущее  направление развития национальной  экономики. Система индикативного планирования могла бы  органично  связать  центр  и  регионы,  долгосрочные  и краткосрочные  планы  различных  уровней.

Для России в силу специфики  ее политического и социально-экономического развития наиболее целесообразным представляется использование стратегической, или  структурно-стратегической форм индикативного планирования.

Структурно-стратегическая форма индикативного планирования предполагает разработку на федеральном  уровне стратегического плана, структурированного на год, пятилетие и 155летний период. В этой связи необходимо внести кардинальные изменения в технологию формирования плана социально-экономического развития страны. На федеральном уровне должен разрабатываться индикативный план стратегического характера или просто стратегический план, в рамках которого формулируются важнейшие стратегические цели развития российской экономики и общества в целом, реализация которых на практике позволит осуществить прорыв в социально-экономическом развитии.

В технологии разработки индикативного плана не должна преобладать  экстраполяция прошлых тенденций. Первоочередная задача заключается в том, чтобы переломить сложившиеся негативные тенденции в социально-экономическом развитии, преодолеть депрессию и стимулировать экономический рост.

Разработка индикативного  плана должна начинаться с формулирования целей социально-экономического развития страны на заданную перспективу и оценки имеющихся ресурсов, которые могут быть задействованы для реализации этих целей.

В зависимости от горизонта  планирования содержание индикативных планов будет различаться. Как считает Н.И. Ларионова и др., основной целью долгосрочного индикативного плана, рассчитанного на 155-летний период, является ориентация долгосрочного развития страны в глобальном пространстве научно-технического и экономического развития. Главной его задачей становится поиск и выбор стратегических направлений повышения конкурентоспособности национальной экономики. Основное значение в этом случае приобретают прогнозные расчеты по обоснованию приоритетных направлений НТП, которые формируют траекторию будущего экономического роста и открывают перспективные возможности для обеспечения социально-экономического подъема. С учетом этого необходимо определять приоритеты долгосрочного социально-экономического развития страны, разрабатывать целевые научно-технические программы12.

По мнению Л.И. Насоновой, в среднесрочном индикативном плане, рассчитанном на 55-летний период, представляется целесообразным определять приоритеты научно-технического и социально-экономического развития страны, характерные для среднесрочного цикла индикативного планирования. Данные приоритеты должны быть положены в основу определения желаемых пропорций национальной экономики и разработки целевых программ13.

Важной задачей среднесрочного цикла индикативного планирования должно стать, с одной стороны, определение возможных диспропорций и узких мест, затрудняющих социально-экономическое развитие страны, а с другой — поиск новых горизонтов, открывающихся вследствие глобального НТП и развития мирового хозяйства. В процессе сопоставления проблемных ситуаций и реальных возможностей их разрешения необходимо выработать стратегию повышения конкурентоспособности национальной экономики, мероприятия по реализации которой и должны составлять содержание среднесрочного индикативного плана социально-экономического развития страны.

Кроме того, в рамках среднесрочного индикативного плана существенное значение приобретают перспективные  территориальные пропорции развития национальной экономики, определение  которых должно служить основой  для формирования приоритетов региональной социально-экономической политики государства.

Годовое индикативное планирование (годовой цикл индикативного планирования) может включать характеристику основных макроэкономических параметров (ВВП, инвестиции, доходы, занятость населения и  т. п.) и конкретные инструменты экономической политики (налоги, таможенные пошлины, процентные ставки, регулируемые цены и т. п.).

Внедрение системы индикативного  планирования социально-экономического развития страны предполагает изменение  технологии формирования государственного бюджета, который должен в полной мере соответствовать политике развития национальной экономики. В основу разработки бюджета должны быть положены законодательно установленные нормативы, определяющие уровень бюджетных расходов по определенным направлениям социальной и экономической политики, а также программно-целевой подход к планированию и осуществлению расходов. В этом случае в качестве приоритетных должны рассматриваться расходы на проведение научных исследований и стимулирование НТП, на образование, а также на обеспечение национальной безопасности, что составляет основу устойчивости будущеего развития экономики.

В отличие от плановых директив, практиковавшихся в условиях административно-командной экономики, индикативные планы в условиях смешанной экономики не могут содержать обязательных для выполнения заданий хозяйствующим субъектам и должны разрабатываться с участием и учетом предложений деловых кругов и специалистов. Другими словами, индикативный план должен рассматриваться как результат широкого общественного обсуждения путей развития национальной экономики и общества в целом. Целью его разработки является формирование общенационального консенсуса в отношении определения приоритетов социально-экономического развития страны. Индикативный план способствует свободному целеполаганию хозяйствующих субъектов и выполняет для них функцию ориентира, указывающего перспективные направления социально-экономического развития14.

Особую роль индикативный план играет по отношению к предприятиям государственного сектора экономики. Причем в зависимости от формы собственности к ним могут применяться различные технологии планирования.

По отношению к казенным предприятиям, по обязательствам которых  государство несет полную ответственность, необходимо применять жесткие процедуры директивного управления в соответствии с установленными государством целями их развития.

Для предприятий, за деятельность которых государство несет ограниченную ответственность, целее сообразно  применение менее жестких процедур планирования, то есть главным образом принятие стратегических решений в управлении инвестиционной политикой и активами.

Однако, к сожалению, использование  индикативного планирования в России реализуется с большими трудностями  и противоречиями, испытывая противодействие  со стороны большого числа политиков и получая «дискредитацию» со стороны целых научно-теоретических школ, которые весьма своеобразно трактуют принципы либерально-рыночного хозяйствования.

Покажем значимость механизма  индикативного планирования для  решения одной из центральных практических задач в экономике, поставленных Президентом РФ, — задачи удвоения ВВП в течение нынешнего десятилетия.

Для обеспечения такого существенного роста ВВП требуется  целенаправленная перестройка важнейших  макроэкономических и структурных пропорций российской экономики. Посредством системы индикативного планирования должны быть обеспечены15:

- управление макроструктурными  пропорциями;

- управление отраслевой  структурой и межотраслевыми  пропорциями;

- управление региональной  структурой и межрегиональными пропорциями;

- управление инновационным  процессом;

- управление внешнеэкономическими  связями.

В контексте задачи удвоения ВВП необходимо рассчитать соответствующие  объемы инвестиций в основной капитал, масштаб и структуру потребительского спроса, рост денежных доходов населения, пороговые значения доли доходов федерального бюджета в ВВП и др.

Базой индикативного  планирования является многостороннее макроэкономическое моделирование, определяющее требования к развитию основных отраслей экономики в свете решения задачи удвоения ВВП за 10 лет. Необходимо также просчитать соответствующие требования к наиболее крупным хозяйствующим субъектам, выработать рациональные параметры развития экономических систем субъектов Федерации.

 

Заключение

 

Практика  использования  индикативного планирования в разных странах мира  доказала его эффективность, поэтому можно согласиться с  мнением  западных  ученых  о  том,  что «недальновидно  и  преждевременно  списывать планирование как устаревшее»16.

Как показал проведенный в работе анализ, несмотря на обширную зарубежную практику,  использование индикативного планирования в России реализуется с большими трудностями и противоречиями. В то же время именно индикативное планирование сегодня может дать хозяйствующим субъектам  свободу  в  использовании  полученной от  государства информации, оно призвано предвосхитить и  скорректировать будущее  направление развития национальной  экономики. Система индикативного планирования могла бы  органично  связать  центр  и  регионы,  долгосрочные  и краткосрочные  планы  различных  уровней.

Сама  жизнь ставит вопрос  о  создании системы  планирования  в  России  для  того,  чтобы  государственная власть и предпринимательские  структуры  могли  осуществлять  цивилизованные  взаимоотношения,  а  также  для  эффективного управления экономикой на основе рыночных отношений.

В работе показана значимость механизма индикативного планирования для решения одной из центральных практических задач в экономике, поставленных Президентом РФ, — задачи удвоения ВВП в течение нынешнего десятилетия. Посредством системы индикативного планирования должны быть обеспечены:

- управление макроструктурными  пропорциями;

- управление отраслевой  структурой и межотраслевыми  пропорциями;

- управление региональной  структурой и межрегиональными пропорциями;

- управление инновационным  процессом;

- управление внешнеэкономическими  связями.

Базой индикативного  планирования является многостороннее макроэкономическое моделирование, определяющее требования к развитию основных отраслей экономики в свете решения задачи удвоения ВВП за 10 лет. Необходимо также просчитать соответствующие требования к наиболее крупным хозяйствующим субъектам, выработать рациональные параметры развития экономических систем субъектов Федерации.

Было бы целесообразно возобновить работу над проектом Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О государственном прогнозировании и программах социально -экономического развития Российской Федерации», предусмотрев в нем решение всех вопросов, мешающих широкому развитию в стране процессов стратегического и индикативного планирования.

Информация о работе Индикативное планирование