Кластерный принцип организации национальной
экономики в развитых странах мирового
сообщества
Мальсагов Магомед ОБ13-14
- Общая информация Концепцией
долгосрочного социально-экономического
развития Российской Федерации, утвержденной
распоряжением Правительства Российской
Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р, предусматривается
создание сети территориально-производственных
кластеров, реализующих конкурентный
потенциал территорий.
- Кластер - специально выстраиваемая кооперация двух и более организаций с системой комплексного управления и максимальной географической локализацией, нацеленной на эффективное инновационное развитие и повышение конкурентных преимуществ, как отдельных предприятий, так и кластера в целом, получаемых на основе системной синергии.
- Мировой опыт Мировой опыт по созданию
и развитию кластеров показывает их эффективность
в развитии конкурентных преимуществ
отдельных компаний, и следовательно,
кластера в целом. Мировая практика свидетельствует,
что в последние два десятилетия процесс
формирования кластеров происходил довольно
активно. В ЕС насчитывается свыше 2000 кластеров,
в которых занято 38% его рабочей силы.
- Формирование национальной экономики
на кластерных принципах, несмотря на
отсутствие соответствующих предпосылок,
является одним из системных компонентов
инновационного сценария новой модели
стратегического развития на период до
2020 года.
- К настоящему времени использование
кластерного подхода уже заняло одно из
ключевых мест в стратегиях социально-экономического
развития многих субъектов Российской
Федерации и муниципальных образований.
Кроме того, ряд проектов создания территориальных
кластеров активно реализуется в инициативном
порядке.
- Таким образом, одним из ключевых
условий успеха трансформации региональных
систем в России является становление
стратегически устойчивой системы производственных
и сервисных кластеров, способной существенно
повысить конкурентоспособность территории.
Практика
показывает, что кластерную политику следует
рассматривать как целенаправленный и
результативный проект, в котором должны
быть предусмотрены ряд организационных
и экономических мероприятий. При этом
существуют некоторые особенности:
- - кластер создается путем трансформации (конфигурации) уже существующих хозяйствующих субъектов, из-за этого необходимо учитывать их стартовые условия (местоположение, имеющиеся активы, доля рынка, ценовая политика и т.д.);
- - будучи сформированным, кластер требует некоторого периода времени для закрепления осуществленных изменений;
- - кластерные мероприятия затрагивают все уровни иерархии управления, меняют сложившиеся связи и организационную культуру, что не может происходить бесконфликтно, поэтому требуется систем мер для снижения сопротивления.
Относительно кластерной
политики, которая уже сформирована в
развитых странах, можно выделить следующее:
- - существуют так называемые национальные специфические факторы (экономические, политические, географические и др.), которые выступают титульной составляющей при формировании кластерной политики;
- - кластерная политика многих стран (от центра к региону) различается по степени вмешательства государства в процесс кластеризации, т.е. так называемой "заинтересованности";
- - набор последовательного инструментария при проведении кластерной политики, формируется только для конкретного кластерного проекта.
Иными словами, цель кластерной
политики в развитых странах формирует
задачи, которые состоят в следующем:
- - создание благоприятных условий (внешних и внутренних) для динамического развития предпринимательской среды (структурные реформы, территориальные и отраслевая инфраструктура);
- - создание условий, стимулирующих инновационный процесс и его мониторинг;
- - повышение уровня осведомленности хозяйствующих субъектов рынка о преимуществах кластерных взаимосвязей;
- - формирование и реализация кластерных программ;
- - поддержка различных схем сотрудничества в кластерах, обеспечивающих высокий эффект совместной деятельности;
- - формирование условий, позволяющих ускорять процесс обмена знаниями между хозяйствующими субъектами, и концептуальное управление этим процессом;
- - содействие научных программ исследования кластерных процессов и их влияние на предпринимательскую среду, а также получаемого от этого эффекта;
- - мониторинг процессов, происходящих в предпринимательской среде и кластерах (особое внимание здесь уделяется изучению сетевых процессов и перспективных технологий);
- - формирование связей между предпринимателями и научно-образовательными субъектами (университетами и научно-исследовательскими институтами);
- - финансирование мероприятий по реализации кластерной политики из федерального и регионального бюджета и внебюджетных фондов, а также привлеченных средств частных инвесторов (как субъектов кластера, так и потенциально заинтересованных в том, чтобы стать таковыми).
- Выводы
- 1. Учитывая широкое распространение и продуктивность реализации кластерной политике в ведущих мировых экономиках, применение такого подхода в региональном развитии является приоритетным направлением.
- 2. Существующая законодательная база позволяет в полной мере обеспечить государственную (федеральную) поддержку кластерным инициативам при условии активной позиции представителей региональной власти и наличии региональных экономических компетенций, которые послужат основой создания кластера.
- 3. Важной задачей при реализации кластерных инициатив является обеспечение должного уровня контроля над информационными, финансовыми и материальными потоками.
- 4. Существующие и возможные преференции от участия в кластерных инициативах интересны и важны для бизнеса.
- 5. Создание регионального кластера должно служить привлечению прямых инвестиций в региональную инфраструктуру, а также увеличению налоговых поступлений.