Основные критерии и особенности ведения бизнеса в Германии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 15:11, реферат

Краткое описание

С 1997 года Федеративная Республика Германия - важнейший торговый партнер Российской Федерации. В свою очередь, Россия в 2010 году занимала 14-е место в списке внешнеторговых партнеров Германии. Двусторонний торговый обмен достиг в 2010 году рекордных показателей – 48,46 миллиардов немецких марок (+16% по сравнению с 2000 годом). После резкого падения объемов германского экспорта в Россию вследствие августовского кризиса 1998 года (1998: -11,7%; 1999: -31,8%) начиная с 2000 года наметилась обратная тенденция: объем германского экспорта вновь существенно вырос (2000: +31,7%, 2010: +54%).

Вложенные файлы: 1 файл

С 1997 года Федеративная Республика Германия.docx

— 207.94 Кб (Скачать файл)

При расчёте эффективности  расширения своей деятельности ОАО "ITRUS" прямой метод анализа движения денежных средств по видам деятельности позволяет оценить:

- в каком объеме, из  каких источников были получены  поступившие денежные средства  и каковы направления их использования;

- достаточно ли собственных  средств организации для инвестиционной  деятельности или необходимо  привлечение дополнительных средств  в рамках финансовой деятельности;

- в состоянии ли организация  расплатиться по своим текущим  обязательствам.

 

2 .2 Проблемы выхода российских предприятий на рынок Германии

 

По вопросу подготовки к выходу на рынок в Германии мнения опрошенных экспертов разделились. Налицо явные упущения при стратегическом планировании и оперативной подготовке к вхождению на рынок, например на этапе разработки детального бизнес-плана, в котором следует учесть сценарии неблагоприятного исхода развития событий. Это замечание особенно касается небольших компаний. Кроме того, эксперты упомянули отсутствие знаний соответствующей отрасли и рынка, (бюрократических) рамочных условий, немецкой экономической системы и немецкой (деловой) культуры.

Эксперты видят упущения в оперативном осуществлении  выхода на рынок, а именно в освоении знаний о методах международного менеджмента и маркетинга. Часто в задумке основать свой бизнес в Германии будущие предприниматели ориентируются на уже налаженные первые контакты и завоеванных клиентов в данной стране. Кроме того, для обоснования своих намерений инвесторы исходят из идеи экспансивного рынка. Это приводит, в частности к неточным предположениям в отношении рынка, которые в сочетании с недостаточным знанием отрасли мешают компаниям занять устойчивое положение на рынке Германии. Кроме того, по мнению большинства экспертов, многие российские предприниматели в недостаточной мере учитывают особенности ведения бизнеса и тонкости (межкультурного) делового общения. Напротив, подготовку крупных компаний и фирм, уже давно вовлеченных во внешнюю торговлю с Германией, эксперты сочли весьма профессиональной. Ряд неудач российского бизнеса на рынке Германии послужил уроком для крупных компаний, которые, как правило, обладают глубокими знаниями немецкого рынка и в основном полагаются на услуги специализированных консультантов.

 

 

 

Как пояснили два эксперта, деятельность российских предприятий, часто воспринимаемая немецкими  фирмами как случайная и хаотическая, предусмотрена тактикой ведения  переговоров и бизнес-стратегией. Время от времени инвесторы действуют на немецком рынке методом проб и ошибок, с тем чтобы приблизиться к европейскому рынку и подобрать наиболее эффективный метод его освоения. Российские инвесторы определяют свои цели очень осторожно и прагматично работают в направлении их достижения. Российские предприниматели особенно хорошо подготовлены в сфере логистики, автомобильной и авиационной отраслях, поскольку долгосрочный успех возможен только благодаря хорошей подготовке.

Время от времени могут  возникать проблемы с финансовым

планированием предприятия  из-за сложившихся правил перемещения  капитала и принципиально иного  понимания роли банков и возможных  вариантов финансирования.

 

 

2.3 Факторы, определяющие выбор места размещения

При выборе места размещения принимаются оперативные решения, которые трудно пересмотреть и которые  могут повлечь за собой невозвратные издержки. По этой причине очень важно уделять особое внимание принятию данного решения и критериям, его определяющим. Выбор места размещения не всегдадиктуют чисто коммерческие факторы. Китайские компании, например, придают особое значение существующим сетям, китайской общине и известности региона.

 По мнению экспертов,  решающими критериями для российских  компании при выборе места  размещения в Германии являются:

 

• хорошая инфраструктура;

 

• имидж немецких деловых  партнеров и продуктов;

 

• стратегическое положение (Германия как «окно в Европу»).

Выбор места размещения в  Германии, как правило, определяется рациональными и экономическими

соображениями: близость к  рынку и, возможно, финансовому центру, развитая транспортная сеть, имеющиеся  деловые связи на рынке, благоприятные инвестиционные возможности,наличие поставщиков специализированных услуг, ориентированных на российских потребителей, эффективное управление и трудовой потенциал

 Для российских компаний российские общины играют скорее незначительную роль, что обусловлено культурными особенностями. Российский бизнес не склонен учитывать общинные интересы и особо не стремится к образованию ассоциаций.

Тем не менее, некоторые эксперты отмечают, что более мелкие компании руководствуются, в частности, такими факторами, как знание региона или  имеющимися на рынке связями, частично личного характера. Впоследствии принятые на этой основе решения часто препятствовали внедрению на рынок, а также в найму и управлению персоналом.

 

 

 

2.4 Национальная среда Германии

В Германии, как правило, российский бизнес сталкивается с бюрократическими препонами (например, система налогообложения  и ставок, получения вида на жительство), предписаниями относительно перемещения  капитала и распространенными предрассудками в отношении компаний из

Бюрократия не является ни проблемой, ни препятствием. Трудность составляет лишь основание для деловой поездки в Германию при подаче заявления на выдачу визы.

Некоторые эксперты, однако, сообщили, что предприниматели зачастую не могут получить вид на жительство. Причины отказа в выдаче вида на жительство различны и частично объясняются ограничительной политикой некоторых земель, частично — неудовлетворительной подготовкой заявителя.

Благодаря имеющимся контактам  нельзя сказать, что немецкий язык и  культура так уж чужды, однако при  выборе поставщика консалтинговых услуг  предпочтение отдается российским

консалтинговых фирмам. Кроме того, не все российские предприниматели владеют английским языком или готовы общаться на немецком. Масштаб проблемы во многом зависит от личного темперамента и доверия между деловыми партнерами. Межкультурные проблемы следует рассматривать как результат особых обстоятельств или следствие простого

недопонимания. По мнению опрошенных экспертов, помимо особенностей взаимодействия с другими участниками рынка, проблему у российского бизнеса  вызывает немецкая экономическая 

система. Российским инвесторам не хватает понимания формальной немецкой политико-правовой и управленческой культуры с ее непреложными правилами и жесткими рамками.

 

Как следствие — частично наивные представления некоторых инвесторов о возможностях государственного финансирования. Как показывает опрос экспертов, основные предубеждения

против российских предприятий  сложились как в новых, так  и старыхфедеральныземлях. 35 процентов немцев недолюбливают русских.Присутствие российских компаний в Германии часто вызывает опасения по поводу влияния государства (Мангольд, 2008 г.) Связанный с

этим протекционизм России как направление внешнеэкономической  политики, таким образом, является серьезной  проблемой для международных инвесторов

 

 Проблемы с имиджем, предрассудки по отношению к российским компаниям, а также уже упомянутый государственный протекционизм — одни из самых больших проблем российского бизнеса, с которыми он сталкивается в рыночной макросреде. Так, например, в индустрии туризма витают страхи массового наплыва туристов из России из-за широкой деятельности российских туроператоров. В сфере высоких технологий существуют опасения, что российских инвесторов интересуют только активы приобретаемой компании, а удерживать персонал они не намерены. Степень серьезности проблем с имиджем этих российских компаний, однако, различается по регионам и отраслям. Частично, отрицательные примеры поведения отдельных представителей российских деловых кругов настроили против них всю отрасль. Соответственно, подчеркнул один из экспертов, для российских компаний важно устанавливать доверие путем открытого общения и прозрачных действий.

Вторая центральная проблема, обозначившаяся в интервью с экспертами, — недостаточный анализ рыночной среды и отсутствие локализации. Многие компании недооценивают проблемы распределения и сбыта в Германии, поэтому применяемые ими стратегии неадекватны и, например, базы B2B по маркетингу практически не используются. Частично, вместо увеличения объемов сбыта на немецком рынке продажи растут в России. По мнению некоторых экспертов, компании обращают мало внимания на немецкий рынок, исходя из рыночного спроса и недооценивая насыщение рынка. Кроме того, современный уровень техники иногда переоценивается, а необходимость трансформации изобретений в инновации недооценивается. Это затрудняет в результате проникновение на ключевые рынки. Некоторые эксперты также сообщили, что крупные организации очень успешно интегрируются и локализируются на рынке Германии. В процессе приобретения компании имеющиеся структуры сохраняются и дополняются лишь российскими каналами продаж и закупок. Это особенно заметно в сфере высоких технологий промышленного назначения, что, вероятно, связано с международным характером этой отрасли.

 

 

 

2.5 Проблемы рыночной среды на уровне предприятия

На уровне компаний проблемы возникают в сфере управления персоналом, для которой характерны культурные особенности. Основанный на четких указаниях, крайне авторитарный и иерархический стиль управления российскими компаниями, сложившийся исторически, частично обусловил высокую текучесть кадров среди немецких руководителей. В частности, в сфере корпоративных приобретений такая авторитарная, подчас даже самодержавная позиция российского владельца приводила к недовольству немецких сотрудников и потери имиджа всей компании. Прозрачное управление и открытое общение в рамках компании также имеют большое значение для успеха осуществления российских инвестиций. 

 

За исключением небольших  компаний, в которых работают только российские сотрудники, многие компании сознательно стремятся привлекать местную рабочую силу или заботятся  о смешанном составе своего персонала. Большинство экспертов отметили ситуации, в которых руководство компанией вначале осуществлял российский руководитель, но со временем назревала потребность в генеральном директоре из Германии либо в двух руководителях высшего звена немецкого и русского происхождения. Переход к смешанному руководительскому составу идеально отвечает задаче адаптации к немецкомурынку и представляет собой позитивное явление само по себе. Некоторые эксперты отметили необходимость в руководителе немецкого происхождения, который имеет большой опыт деятельности не только на рынке Германии и в соответствующей отрасли, а также отличается обширной языковой и культурной компетентностью.

 

 Такая кросс-культурная компетентность полезна в случае немецко- и русскоговорящих руководителей и должна приветствоваться и среди персонала. Поскольку российские рабочие зачастую не проводят четкого различия между рабочими обязанностями, а также профессиональной деятельностью и личной жизнью, формальная культура труда, присущая немцам, и склонность отделять частную жизнь от рабочих вопросов могут быть неправильно истолкованы. Эксперты подчеркнули, что налаживание взаимопонимания имеет огромное значение.

 

 

2.6 Помощь и поддержка при вхождении на рынок

Ввиду различных трудностей, с которыми иностранные компании сталкиваются на уровне глобальной макросреды страны целевого рынка, целесообразность сторонней помощи и консультаций, особенно по экономическим вопросам, не вызывает сомнений. Вопросы относительно того, какими именно услугами торгово-промышленных палат, организаций экономического развития и частных поставщиков услуг консалтинга пользуются российские компании, до сих пор не рассматривались. Ряд экспертов приводят следующую информацию о поддержке, к которой российские предприятия прибегают в целях выхода на рынок. В принципе, всегда есть необходимость в поддержке в рамках

бизнес-планирования выхода на рынок (при разработке бизнес-плана  и т.д.), а также необходимых  административных процедур.

 

  Поддержка межкультурного диалога имеет особое значение во избежание недоразумений или их устранения. Кроме того, можно было бы развеять миф о дискриминации и протекционизме в отношении российских компаний, которые часто оправданы при плохой подготовке к выходу на рынок.

Для привлечения в экономику  Германии инвесторов из России также  необходимы изменения с немецкой стороны. К ним относятся, в частности, менее строгие правила в отношении статуса проживания, большая прозрачность процедуры

учреждения компании, а  также отказ от возвышения немецкой точки зрения над мнением российских деловых кругов и необходимость  больше прислушиваться к последним.

 

2 .7 Анализ зарубежного опыта совместного бизнеса в Германии в области инноваций

 

В конце 80-х годов в  Германии в очередной раз имела  место дискуссия по поводу экономической  привлекательности страны. В те времена иностранные предприятия весьма робко инвестировали в Германии, в то время как германские предприятия заметно увеличили объем своих прямых инвестиций за рубежом. Из этого многие критики сделали вывод, что Германия не обладает экономической привлекательностью для инвесторов и что рабочие места из Германии "уйдут" за границу.

Информация о работе Основные критерии и особенности ведения бизнеса в Германии