Вариант №1
- Основные принципы и методы планирования.
Бизнес-план служит двум основным
целям:
- Он даёт инвестору ответ на вопрос, стоит ли вкладывать средства в данный инвестиционный проект.
- Служит источником информации для лиц непосредственно реализующих проект.
Бизнес-план помогает предпринимателю
решить следующие основные задачи:
- определить конкретные направления деятельности фирмы,
- целевые рынки и место фирмы на этих рынках;
- сформулировать долговременные и краткосрочные цели фирмы, стратегию и тактику их достижения.
- определить лиц, ответственных за реализацию стратегии; выбрать состав и определить показатели товаров и услуг, которые будут предложены фирмой потребителям.
- оценить производственные и торговые издержки по их созданию и реализации;
- выявить соответствие имеющихся кадров фирмы, условий мотивации их труда предъявляемым требованиям для достижения поставленных целей;
- определить состав маркетинговых мероприятий фирмы по изучению рынка, рекламе, стимулированию продаж, ценообразованию, каналам сбыта и др.;
- оценить финансовое положение фирмы и соответствие имеющихся финансовых и материальных ресурсов возможностям достижения поставленных целей; предусмотреть трудности, «подводные камни», которые могут помешать практическому выполнению бизнес-плана.
Бизнес-план помогает дать ответы
предпринимателю на следующие вопросы:
- какой вид продукции или какое новое дело выбрать для выхода на отечественный и зарубежный рынок;
- каков будет рыночный спрос на предлагаемые товары и услуги и как он будет изменяться;
- какие ресурсы и в каких количествах потребуются для организации бизнес-проекта;
- сколько будут стоить необходимые ресурсы и где найти надёжных поставщиков;
- каковы будут издержки на организацию производства и реализацию продукции и услуг на соответствующих рынках;
- какой может быть рыночная цена на данную продукцию и как на неё повлияют конкуренты;
- какими могут быть общие доходы и как их следует распределять между всеми участниками бизнес-проекта;
- каковы будут показатели эффективности производства и как их можно повысить.
Содержание бизнес-плана
- Резюме бизнес-плана (краткая аннотация)
- Цели и задачи проекта
- Описание компании
- Описание продуктов
- План маркетинга
- Производственный план
- Организационный план
- План персонала
- Финансовый план
Методы планирования.
На международных инвестиционно-финансовых
рынках выработаны определённые стандарты
и методики подготовки бизнес-планов,
технико-экономических обоснований
и инвестиционных меморандумов:
Методика UNIDO (United Nations Industrial Development Organization)
Общая структура бизнес-плана,
в соответствии со стандартами UNIDO,
должна иметь следующие параметры:
- Резюме
- Идея (сущность) предлагаемого проекта
- Общие исходные данные и условия.
- Описание образца нового товара.
- Оценка опыта предпринимательской деятельности.
- Оценка рынка сбыта.
- Описание потребителей нового товара.
- Оценка конкурентов.
- Оценка собственных сильных и слабых сторон относительно конкурентов.
- План маркетинга
- Цели маркетинга.
- Стратегия маркетинга.
- Финансовое обеспечение плана маркетинга.
- План производства
- Изготовитель нового товара.
- Наличие и требуемые мощности производства.
- Материальные факторы производства.
- Описание производственного процесса.
- Организационный план
- Организационно-правовая форма собственности фирмы.
- Организационная структура фирмы.
- Распределение обязанностей.
- Сведения о партнёрах.
- Описание внешней среды бизнеса.
- Трудовые ресурсы фирмы.
- Сведения о членах руководящего состава.
- Финансовый план
- План доходов и расходов.
- План денежных поступлений и выплат.
- Сводный баланс активов и пассивов фирмы.
- График достижения безубыточности.
- Стратегия финансирования (источники поступления средств и их использование).
- Оценка риска и страхование.
- Приложения
Методика ЕБРР (Европейский банк реконструкции
и развития)
- Титульный лист
- Меморандум о конфиденциальности
- Резюме
- Предприятие
- История развития предприятия и его состояние на момент создания бизнес-плана, описание текущей деятельности
- Собственники, руководящий персонал, работники предприятия
- Текущая деятельность
- Финансовое состояние
- Кредиты
- Проект
- Общая информация о проекте
- Инвестиционный план проекта
- Анализ рынка, конкурентоспособность
- Описание производственного процесса
- Финансовый план
- Экологическая оценка
- Финансирование
- Графики получения и погашения кредитных средств
- Залог и поручительство
- Оборудование и работы, которые будут финансироваться за счёт кредитных средств
- SWOT-анализ
- Риски и мероприятия по их снижению
- Приложения
Методика BFM Group (Bureau of Financial Modeling)
- Титульный лист бизнес-плана (инвестиционного проекта)
- Меморандум о конфиденциальности
- Краткое резюме бизнес-плана
- Общие положения
- Сведения о компании
- Общая информация (дата создания, организационно-правовая форма, месторасположение, контактные данные)
- Информация о собственниках и первых лицах компании
- Основные виды деятельности
- Характеристика продуктов и услуг
- Основные текущие финансовые показатели
- SNW-анализ компании
- Сведения о предлагаемом проекте
- Сущность проекта
- Месторасположение проекта
- Социальное, экономическое, демографическое окружение
- Перечень и описание продуктов / услуг
- Основные маркетинговые преимущества
- Общая стоимость проекта (размер капитальных затрат и необходимые оборотные средства)
- Общая потребность в привлечении заёмного финансирования
- Основные показатели эффективности проекта
- Основные риски проекта
- Социальный, экологический и экономический эффект проекта
- Предложение инвестору / кредитору (приемлемая стоимость кредита, распределение долей, репатриация прибыли)
- Маркетинговый план
- Отраслевая среда бизнеса
- PEST-анализ отрасли
- Отраслевое окружение
- SWOT-анализ отрасли
- Характеристика продуктов / услуг
- Анализ цепочки добавленной стоимости (Value Chain)
- Матрица Boston Consulting Group (жизненный цикл продуктов и ценовой масштаб производства)
- Анализ рынков сбыта
- Оценка размера рынка и возможных тенденций его развития
- Оценка доли рынка и объёма продаж
- Сегментация рынка и определение ниши продукта бизнеса
- Конкуренция и конкурентные преимущества
- Сравнительные характеристики конкурентных продуктов / услуг
- Сравнительные характеристики фирм-конкурентов
- Анализ конкурентной ситуации на рынке
- Обоснование основных составляющих маркетинговой стратегии (маркетинг-микс)
- SWOT-анализ продуктов / услуг
- Организация внешнеэкономической деятельности компании
- Организационное обеспечение внешнеэкономических связей
- Экономическое обеспечение внешнеэкономических связей
- Косвенные формы выхода на внешний рынок
- Стратегия плана маркетинга
- Общая стратегия маркетинга
- Ценообразование
- Тактика реализации продуктов / услуг
- Политика послепродажного обслуживания и предоставления гарантий
- Реклама и продвижение товара на рынок
- План продаж
- Факторный анализ продаж
- Тенденции сезонных изменений цен
- Тенденции сезонных изменений объёмов продаж
- Акционные изменения цен
- Расходы на маркетинг (обоснование)
- Условно постоянные маркетинговые издержки
- Условно переменные маркетинговые издержки
- Организационный план и менеджмент
- Организационно-правовая форма компании
- Штатное расписание
- Организационная структура
- Биографии управленческого персонала
- Основные имеющиеся партнёры и связанные компании
- Информация о советниках, консультантах, менторах, проектных и подрядных организациях, участвующих в организации проекта
- Правовые аспекты организации проекта
- Основные требования к персоналу
- Обеспечение найма, обучения, адаптации персонала
- Обоснование фонда оплаты труда (постоянная и сдельная часть, система премирования, прочее)
- Выплаты оплаты труда (помесячно до конца расчётов проекта)
- Поступления от продаж продуктов / услуг (помесячно до конца расчётов проекта)
- Условия реализации продуктов / услуг (оплата по факту, предоплата, отсрочки платежа)
- Перечень сырья и комплектующих, относящихся на конечную продукцию
- Условия оплаты за сырьё и комплектующие (оплата по факту, предоплата, отсрочки платежа)
- Формирование транспортной и складской логистики
- Логистические и временные издержки, относящиеся на сырьё и комплектующие
- Логистические и временные издержки, относящиеся на конечную продукцию
- Запасы сырья и периодичность закупок
- Запасы готовой продукции (в % от месячных объёмов продаж)
- Система налогообложения проекта
- Налоговые выплаты (помесячно до конца проекта)
- Постоянные / административные издержки (помесячно до конца расчётов проекта)
- Инвестиционный план
- Календарный план освоения всех этапов проекта до ввода в эксплуатацию
- Календарный график выплат по этапам проекта (платежи за оборудование, строительство, пр.)
- Диаграмма Ганта
- Способы и сроки амортизации всех создаваемых капитальных активов проекта
- Отображение амортизационных отчислений в налогообложении проекта
- Производственный план
- Краткое описание производства
- Описание производственных циклов
- Стратегия в обеспечении сырьём и комплектующими
- Производственные регламенты
- Государственное и правовое регулирование
- Возможности улучшения и доработки продукта
- Расчёт прямой себестоимости по каждому из продуктов в отдельности
- Финансовый план
- Потребность в финансировании (подбор суммы кредита (инвестиции) и графика финансирования)
- Выплаты на погашение займов (выплаты кредитного тела)
- Выплаты на обслуживание займов (проценты по кредитам)
- Другие поступления денежных средств, участвующие в проекте
- Другие выплаты из проектного бюджета
- Отчёт о прибылях и убытках (помесячно до конца расчётов проекта)
- Отчёт о движении денежных средств (помесячно до конца расчётов проекта)
- Отчёт о балансе проекта (помесячно до конца расчётов проекта)
- Точка безубыточности проекта
- Расчёт потребности в первоначальных оборотных средствах
- Операционный рычаг (отношение постоянных издержек к переменным издержкам)
- Финансовый рычаг (отношение собственного капитала к заёмному капиталу)
1. Финансовые показатели
(помесячно до конца расчётов проекта)
- Коэффициент текущей ликвидности (CR), %
- Коэффициент срочной ликвидности (QR), %
- Чистый оборотный капитал (NWC)
- Коэффициент оборачиваемости запасов (ST)
- Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности (CP)
- Коэффициент оборачиваемости рабочего капитала (NCT)
- Коэффициент оборачиваемости основных средств (FAT)
- Коэффициент оборачиваемости активов (TAT)
- Суммарные обязательства к активам (TD/TA), %
- Суммарные обязательства к собственному капиталу (TD/EQ), %
- Коэффициент покрытия процентов (TIE), раз
- Коэффициент рентабельности валовой прибыли (GPM), %
- Коэффициент рентабельности операционной прибыли (OPM), %
- Коэффициент рентабельности чистой прибыли (NPM), %
- Рентабельность оборотных активов (RCA), %
- Рентабельность внеоборотных активов (RFA), %
- Рентабельность инвестиций (ROI), %
- Рентабельность собственного капитала (ROE), %
2. Оценка
общей эффективности проекта
- Срок окупаемости (PB)
- Дисконтированный период окупаемости (DPB)
- Чистая приведённая стоимость (NPV)
- Индекс прибыльности (PI)
- Внутренняя норма доходности (IRR)
- Модифицированная внутренняя норма доходности (MIRR)
- Длительность (D)
- Оценка рисков проекта
- Анализ чувствительности по:
- NPV
- DPB
- PI
- IRR
- PB
- ARR
- MIRR
- D
- Анализ безубыточности проекта
- Статистический анализ проекта (метод Монте-Карло)
- Приложения к бизнес-плану
- Финансо<span class="Normal__Char" style=" font-family: 'Times New Roman', 'Arial