Основные принципы оценки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 18:46, контрольная работа

Краткое описание

Работы по оценке бизнеса (предприятия) могут стать постоянно осуществляемой функцией. Ею необходимо заниматься для определения влияния инновационно — инвестиционной деятельности на рыночную стоимость предприятия (стоимость акций предприятия), при оценке предприятия подлежащего продаже, а также того, на какую сумму может быть застраховано стабильно работающее предприятие.

Вложенные файлы: 1 файл

ОСБ НАФИКОВ КОНТР номер 2.docx

— 25.61 Кб (Скачать файл)

     ВВЕДЕНИЕ 
 

     Оценка  стоимости предприятия (бизнеса) — это процесс определения рыночной стоимости его капитала. Возникновение таких процессов как приватизация, появление фондового рынка, развитие системы страхования, переход коммерческих банков на систему выдачи кредитов под залог имущества формируют потребность в проведении работ по оценке бизнеса.

     Другое  определение оценки звучит следующим  образом: Оценка бизнеса (предприятия) — это акт или процесс определения стоимости предприятия или доли акционеров в его капитале.

     Работы  по оценке бизнеса (предприятия) могут  стать постоянно осуществляемой функцией. Ею необходимо заниматься для  определения влияния инновационно — инвестиционной деятельности на рыночную стоимость предприятия (стоимость акций предприятия), при оценке предприятия подлежащего продаже, а также того, на какую сумму может быть застраховано стабильно работающее предприятие.

     По  мере того как в нашей стране появляются независимые собственники предприятий  и фирм, все острее возникает потребность  в определении рыночной стоимости  капитала.

     Для получения корректного результата после проведения работ по оценке необходимо произвести расчет стоимости  с использованием нескольких способов определения цены бизнеса. В случае если это требование не учитывается, то в результате работ по оценке получаются некорректные результаты, а именно:

     1) проведение оценки только способом  прямой оценки стоимости затрат  на создание предприятия позволяет  оценить только эти затраты.  Доказательством может служить  оценка последствий следующих  мероприятий: государство, продавая  экономические объекты по минимальной  цене, теряет право на присвоение  будущих доходов. Поэтому не учитывать будущие доходы от собственности при её продаже неправомерно.

     2) проведение оценки бизнеса только  способом оценки будущих доходов  также может быть ошибочным,  в связи с тем, что когда  инвестор производит финансовые  вложения в предприятие, то  при подведении финансового результата  своих инвестиций инвестор, как  правило не учитывает те расходы, которые были произведена для достижения этого финансового результата.

     Единую  базу оценки стоимости любого объекта, в том числе и имущества  предприятия, составляют принципы оценки бизнеса.  

 

     

     1 ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ОЦЕНКИ 

      
    Все принципы оценки бизнеса можно разделить на три группы: основанные на представлениях собственника; связанные с особенностями объекта оценки и его эксплуатацией; обусловленные воздействием рыночной среды.  
    В группу принципы оценки бизнеса, основанные на представлениях собственника, входят:

     1. Принцип полезности - является более важным для целей управления стоимостью имущества предприятия. Любой объект (имущество) может обладать стоимостью, если он способен удовлетворять потребность реального или потенциального собственника в течение определенного периода. Согласно данному принципу полезность одного и того же объекта для всех участников рынка неодинакова. Данный принцип открывает возможность вести речь о стоимости и вообще, об оценки как таковой. Очевидно, если оцениваемый объект бесполезен и по этой причине ни кому не нужен, то, скорее всего, он не будет обладать положительной стоимостью.

     2. Принцип замещения - максимальная стоимость имущества предприятия на открытом конкурентном рынке не может быть больше наименьшей цены, за которую может быть приобретен или создан другой объект, обладающий такой же полезностью. Принцип действует для всех объектов, кроме, пожалуй, уникальных - вследствие отсутствия аналогов и фактической невозможности воспроизведения. Из данного принципа, закладывающего основу сравнительного подхода оценки имущества предприятия, следует, что стоимость объекта имеет некую привязку к стоимости других сходных объектов собственности и тяготеет к среднерыночному уровню.

     3. Принцип ожидания (принцип полезности) - рыночная стоимость объекта отражает наши представления о его ожидаемой полезности, о будущих выгодах. Объект будет стоить ровно столько, сколько принесет доходов. Данный принцип является основой применения доходного подхода.  
    Вторая группа включает принципы оценки бизнеса, связанные с особенностями объекта оценки и его эксплуатацией:

  1. Принцип вклада - рыночная стоимость объекта увеличивается при добавлении нового фактора, формирующего доход объекта. Сумма, на которую увеличивается рыночная стоимость, может не соответствовать стоимости добавленного фактора.
  2. Принцип добавочной продуктивности - добавочная продуктивность определяется чистым доходом, относящимся к земле, после компенсации затрат на труд, капитал и управление. На практике дополнительный доход владелец может получать за счет того, что его собственность расположена в более выгодном месте.
  3. Принцип предельной производительности - изменение того или иного фактора производства может увеличивать или уменьшать стоимость объекта. Обычно по мере добавления ресурса стоимость объекта сначала возрастает, потом прирост стоимости по отношению к затратам на дополнительный ресурс уменьшается, далее прирост стоимости прекращается, и, наконец, затраты на ресурс начинают превышать рост стоимости объекта.
  4. Принцип сбалансированности - любому типу собственности соответствует оптимальное сочетание факторов производства.

     Принципы  оценки бизнеса, обусловливаемые воздействием рыночной среды, составляют третью группу:

     1. Принцип зависимости - стоимость оцениваемой собственности зависит от характера и стоимости окружающего имущества. В районах элитной застройки стоимость квартир в типовых домах выше, чем в обычном районе.

     2.  Принцип соответствия - максимальная стоимость достигается, когда особенности и характер использования собственности соответствуют потребностям и ожиданиям местного рынка.

     3. Принцип спроса и предложения - знаменитый принцип классической экономики. Цена определяется взаимодействием спроса и предложения. Растет спрос - растет стоимость. Растет предложение - стоимость падает.

      4. Принцип конкуренции. Когда на рынке начинают расти прибыли, рынок становится привлекательным, вследствие чего обостряется конкуренция и прибыли снова снижают. Конкуренция устанавливает справедливую рыночную стоимость.

       5. Принцип изменения - стоимость изменяется во времени.

      6. Принцип наилучшего и наиболее эффективного использования можно выделить отдельно. В соответствии с ним оценка рыночной стоимости имущества предприятия, когда это, возможно, осуществляется на основе анализа, позволяющего определить наилучшее и наиболее эффективное использование. При этом учитываются юридические ограничения, решения местных органов власти и, конечно, экономическая целесообразность такого использования. Например, имея свой бизнес, вы производите специфическую продукцию с ограниченным спросом. Если анализ наилучшего и наиболее эффективного использования выявит, что незначительная модификация оборудования позволит расширить ассортимент, найти новые рынки сбыта и увеличить доходы, рыночная стоимость имущества предприятия будет оценена выше, чем при существующем использовании ресурсов даже в случае, если вы не собираетесь что-либо менять в структуре производства. Этот принцип лежит в основе метода управления стоимостью, направленного на ее максимизацию и базирующегося на анализе различных факторов, влияющих на нее.

     Далее рассмотрим принципы из каждой группы более подробно.

 

     

     2 ПРИНЦИПЫ, ОСНОВАННЫЕ НА ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ  СОБСТВЕННИКА 
 

     Бизнес  обладает стоимостью только в том случае, когда может быть полезен реальному потенциальному собственнику. Полезность для каждого потребителя индивидуальна, но качественно и количественно определена во времени, в пространстве и стоимости.

     Полезность  бизнеса – это его способность  приносить доход в данном месте  и в течение данного периода  времени. Чем больше полезность, тем  выше величина оценочной стоимости.

     Принцип полезности заключается в том, что  чем больше предприятие способно удовлетворять потребность собственника, тем выше его стоимость. С точки  зрения любого пользователя оценочная  стоимость предприятия не должна быть выше минимальной цены на аналогичное  предприятие с такой же полезностью.

     Кроме того, за объект неразумно платить  больше, чем может стоить создание нового объекта с аналогичной  полезностью в приемлемые сроки. И еще один аспект применения принципа полезности: если инвестор анализирует  поток дохода, то максимальная цена будет определяться посредством  изучения других потоков доходов  с аналогичным уровнем риска  и качества. При этом замещающий объект необязательно должен быть точной копией, но должен быть похож на оцениваемый объект, и собственник рассматривает его как желаемый заменитель.

     Границы «пространства одинаково желаемых заменителей» определяются потребностями и желанием пользователя. Предположим, что некоторый субъект хочет приобрести в свою собственность кондитерское предприятие, производящее конфеты. При этом он сравнивает цены и аналогичные предприятия с ценами на фабрики, производящие печенье, пряники, пастилу и хлеб. Кроме того, покупатель не всегда ограничен бизнесом одного и того же типа. Таким образом, можно выделить еще один методологический принцип оценки стоимости предприятия – это принцип замещения. Он определяется следующим образом: максимальная стоимость предприятия определяется наименьшей ценой, по которой может быть приобретен другой объект с эквивалентной полезностью.

       Из принципа полезности вытекает  еще один принцип оценки –  принцип ожидания или предвидения.  Конечно, прошлое и настоящее бизнеса являются важным, однако его экономическую оценку определяет будущее. Прошлое и настоящее состояние бизнеса являются лишь исходной основой, ключом к пониманию будущего поведения. Полезность любого бизнеса, предприятия определяется тем, во сколько сегодня оцениваются прогнозируемые будущие выгоды (доходы). На оценке предприятия непосредственное сказывается представление о чистой отдаче от функционирования предприятия и ожидаемая выручка от продажи. При этом очень важна величина, качество и продолжительность ожидаемого будущего потока дохода. Однако ожидания относительно этого потока могут меняться. Принцип ожидания можно определить следующим образом. Ожидание – это определение текущей стоимости дохода или других выгод, которые могут быть получены в будущем от владения данным предприятием.

 

     2 ПРИНЦИПЫ, СВЯЗАННЫЕ С ОСОБЕННОСТЯМИ  ОБЪЕКТА ОЦЕНКИ И ЕГО ЭКСПЛУАТАЦИИ 
 

     Данная  группа принципов оценки обусловлена  эксплуатацией собственности и  связана с представлением производителей. Доходность любой экономической деятельность определяется четырьмя факторами производства: землей, рабочей силой, капиталом и управлением. Доходность бизнеса – это результат действия всех четырех факторов, поэтому стоимость предприятия как системы определяется на основе оценки дохода.

     Для оценки предприятия нужно знать  вклад каждого фактора в формирование дохода предприятия. Отсюда следует еще один принцип оценки – принцип вклада, который сводится к следующему: включение любого дополнительного актива в систему предприятия экономически целесообразно, если получаемый прирост стоимости предприятия больше затрат на приобретение этого актива.

     Каждый  фактор должен быть оплачен из доходов, создаваемых данной деятельностью. Поскольку земля физически недвижима, факторы рабочей силы, капитала и управления должны быть привлечены к ней. Это означает, что сначала должна быть произведена компенсация за эти факторы, и остаточная сумма денег идет в оплату пользования земельным участком ее собственнику.

     Остаточная  продуктивность может быть результатом  того, что земля позволяет извлекать  максимальные доходы или до предела  уменьшать затраты. Например, предприятие будет оценено выше, если земельный участок будет обеспечивать более высокий доход, или если его положение позволяет минимизировать затраты. Остаточная продуктивность земельного участка определяется как чистый доход, отнесенный к земельному участку, после того как оплачены расходы на менеджмент, рабочую силу и эксплуатацию капитала. Это принцип остаточной продуктивности.

     Факторы производства оцениваются не сами по себе, а с учетом периода их воспроизводства, места в обороте капитала. С этой точки зрения устаревшее технологическое оборудование потребует полной замены, оплаты демонтажа и монтажа нового оборудования, что должно учитываться при оценке стоимости предприятия.

     И, наоборот,  высококвалифицированный  состав рабочей силы должен оцениваться  с точки зрения изменения или  неизменности вида производственной деятельности; высококвалифицированных работников, имеющих большой опыт работы на устаревшем оборудовании, труднее переучить. Все эти акторы должны быть учтены покупателем.

Информация о работе Основные принципы оценки