Патентные исследования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 13:30, статья

Краткое описание

Кому и Зачем они нужны? В соответствии с ГОСТ Р 15.011-96 "Система разработки и постановки продукции на производство. Патентные исследования. Содержание и порядок проведения" патентные исследования - это исследования технического уровня объектов хозяйственной деятельности, их патентоспособности, патентной чистоты, конкурентоспособности (эффективности использования по назначению) на основе патентной и другой информации

Вложенные файлы: 1 файл

ПАТЕНТНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ. Учебное пособие.docx

— 125.92 Кб (Скачать файл)

ПАТЕНТНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

(конспект учебного пособия)

Источник:

 Э.П. Скорняков, М.Э. Горбунова  "Патентные исследования. Учебной пособие"

Москва, РГИИС, 2005

http://tisc-graviton.com/info

 Кому и Зачем они нужны?  В соответствии с ГОСТ Р 15.011-96 "Система разработки и постановки продукции на производство. Патентные исследования. Содержание и порядок проведения" патентные исследования - это исследования технического уровня объектов хозяйственной деятельности, их патентоспособности, патентной чистоты, конкурентоспособности (эффективности использования по назначению) на основе патентной и другой информации

 Однако  это определение не в полной  мере отражает действительноe назначение патентных исследований в современных условиях развития экономики

В условиях рыночной экономики изменяется общая  направленность патентных исследований. Они ориентируются на анализ рынка  продукции, являющейся объектом патентных  исследований, с целью обеспечения  конкурентоспособности этой продукции

 Под патентными  исследованиями понимаются информационно-аналитические  исследования, проводимые в процессе  создания, освоения и реализации  промышленной продукции с целью  обеспечения высокого технического  уровня и конкурентоспособности  этой продукции, а также сокращения  затрат на создание продукции  за счет исключения дублирования  исследований и разработок

Патентные исследования проводятся на основе анализа источников патентной информации с привлечением других видов научно-технической  и рекламно-экономической информации, содержащих сведения о последних  научно-технических достижениях, связанных  с разработкой промышленной продукции, о состоянии и перспективах развития рынка продукции данного вида

Патентные исследования проводятся на всех этапах жизненного цикла промышленной продукции и, в частности,при составлении технического задания (ТЗ) на создание новой или модернизированной продукции, при проведении НИР и ОКР в процессе создания новой продукции, а также в процессе ее коммерческой реализации на внутреннем и/или зарубежном рынках вплоть до момента снятия ее с производства, когда эта продукция утрачивает свою конкурентоспособность

Патентные исследования проводятся с целью установления требований потребителей к данной продукции. Это необходимо для формулирования технического задания на разработку новых (модернизированных)образцов продукции и проведения различных оценок продукции и ее составных частей, а также технологии ее изготовления для выработки обоснованных управленческих решений

Патентные исследования проводятся с целью отбора наиболее эффективных (коммерчески значимых) научно-технических достижений из числа  последних достижений, связанных  с совершенствованием продукции. В частности, на основе патентных исследования осуществляется оценка коммерческой значимости изобретений и других объектов промышленной собственности для принятия решения об их использовании в объекте разработки

Патентные исследования проводятся с целью оценки технического уровня промышленной продукции на различных  этапах ее жизненного цикла. Это необходимо для принятия решений о постановке разрабатываемой продукции на производство и снятия ее с производства. Это  необходимо также для установления цены на новые образцы промышленной продукции и формирования рекламы  этих образцов продукции

Патентные исследования проводятся с целью определения  патентоспособности объектов промышленной собственности (результатов интеллектуальной деятельности - примеч. ред.), разрабатываемых  в процессе создания новой продукции, и целесообразности патентования их в одной или нескольких странах

Патентные исследования проводятся с целью определения  условий беспрепятственной реализации промышленной продуrции на рынке конкретной страны или ряда стран без нарушения права третьих лиц, владеющих патентами, действующими на территории этих стран (экспертиза на патентную чистоту)

Патентные исследования проводятся с целью анализа тенденций развития рынка продукции конкретного вида. Это позволяет, например, прогнозировать спад в развитии рынка конкретной продукции или, напротив, его рост, что необходимо для выработки соответствующих управленческих решений

Патентные ислледования прводятся для анализа условий конкуренции на рынке продукции конкретного вида, включая выявление потенциальных конкурентов, анализ направлений их деятельности, выбор рыночной ниши и т.п.

Патентные исследования проводятся также для стоимостной  оценки объектов промышленной собственности  при решении вопросов продажи  или покупки лицензии, а также  при постановке объектов промышленной собственности на баланс предприятия  в качестве нематериальных активов  и при включении их в уставной капитал организуемых новых предприятий...

 

Методика  проведения Процесс проведения патентных исследований включает следующие основные этапы:

разработка  задания на проведение патентных  исследований;

разработка  регламента поиска;

поиск и отбор  патентной и другой научно-технической  и конъюнктурно-коммерческой информации;

составление отчета о поиске;

обработка, систематизация и анализ отобранной информации;

обобщение результатов  и составление отчета о патентных  исследованиях

Преимущества  патентной информации  Патентная информация - это информация о всех видах объектов промышленной собственности, включая изобретения, полезные модели, промышленные образцы, товарные знаки, знаки обслуживания и наименования мест происхождения товаров, которая публикуется в изданиях патентных ведомств различных стран, региональных патентных ведомств, международных организаций

 Патентная  информация публикуется в виде  полных описаний к заявкам  и выданным патентам, рефератов  или формул изобретений и библиографических  данных. Наибольшую ценность представляют  полные описания изобретений  и полезных моделей 

Патентная информация имеет ряд преимуществ перед  другими видами информации, что делает ее незаменимой при проведении патентно-информационных исследований:

патентная информация содержит сведения о научно-технических  достижениях исследователей и разработчиков  ведущих стран мира, включая последние  достижения. Сведения об этих достижениях  дублируются в других видах информации (научно-технической, рекламно-коммерческой и др.) только на 20-30%. Основной объем  сведений (70-80%) содержится только в  источниках патентной информации;

полные описания изобретений и полезных моделей  имеют стандартную структуру, что  облегчает доступ к тем или  иным сведениям об изобретениях, необходимым  при проведении отдельных видов  исследований;

информация  об изобретении и полезной модели относится, как правило, к одному техническому решению, что облегчает  систематизацию информации по объектам исследований;

наиболее  важные изобретения патентуются  одновременно в нескольких странах, где публикуются описания изобретений  к патентам-аналогам на языке той  страны, где патент выдается. Это  облегчает доступ к информации о  наиболее важных (эффективных) научно-технических  достижениях путем обращения  к описанию изобретения к патенту-аналогу  той страны, язык которой доступен исследователю;

патентная информация хорошо систематизирована и имеет  хорошо разработанную классификацию, единую для большинства стран  мира (Международную патентную классификацию - МПК), что облегчает проведение поиска и формирование баз данных и компьютеризованных систем поиска;

пользование рефератами изобретений (полезных моделей), публикуемых в изданиях информационных центров, облегчает доступ к информации о научно-технических достижениях  тех стран, язык которых труден для  изучения;

наличие в  описаниях изобретений сведений о заявителях, патентообладателях и авторах облегчает получение дополнительной информации о соответствующих научно-технических достижениях и условиях приобретения прав на их использование путем прямого обращения к владельцу патента или автору;

патентные ведомства  ведущих стран мира, Европейского патентного ведомства и Всемирной  организации интеллектуальной собственности  представили свои патентные фонды в бесплатное пользование в Internet, что существенно сокращает трудоемкость патентного поиска

 

 Полное описание изобретения содержит информацию технического характера, которая позволяет ответить на следующие основные вопросы, представляющие интерес для исследователя:

какой вид  продукции является объектом совершенствования  в данном изобретении;

какие технико-экономические  показатели продукции могут быть улучшены при использовании данного  изобретения;

 насколько  широко может быть использовано  изобретение с учетом области  техники, к которой оно относится,  и возможных сфер применения, которые охарактеризованы в описании  изобретения

 Описание  изобретения содержит правовую  информацию, сосредоточенную преимущественно  в формуле изобретения, т.е.  в патентных притязаниях, которые  определяют границы действия  патента. Эта информация должна  быть объектом тщательного исследования  для решения вопроса о выходе  на рынок страны, где действует  данный патент, с продукцией, содержащей  близкие по технической сущности  решения

 Описание  изобретения содержит информацию  о патентообладателе и авторе (авторах) изобретения, используемую, в частности, для анализа конкуренции на рынке данной продукции, что является составной частью исследования рынка продукции

информация  о правовом статусе патента необходима при проведении экспертизы на патентную  чистоту, которая является составной  частью маркетинговых исследований

 Источники  информации, принятые во внимание  автором изобретения при составлении  заявки, необходимы для анализа  технического направления, к которому  относится данное изобретение,  с целью определения тенденций  его развития

 Установление  патентов-аналогов необходимо для  анализа географии патентования  фирм-конкурентов и при оценке  коммерческой значимости изобретения

 Сведения  о переуступке прав на изобретение  или о продаже лицензии на  изобретение представляют большую  ценность при анализе условий  конкуренции на рынке продукции  конкретного вида и при анализе  деятельности фирм-конкурентов на  этом рынке

 Для объективной оценки изобретения информацию о его недостатках изобретения можно получить из более поздних публикаций, в частности, из описаний более поздних по приоритету изобретений, где данное изобретение используется в качестве базы для сравнения (в качестве аналога)

 

Роль и  значение патентных исследований в  обеспечении конкуренто-способности выпускаемой продукции. 

Выделяют  следующие основные группы факторов, влияющих на конкурентоспособность  товара на рынке:

Факторы, характеризующие  соответствие технического уровня продукции  последним достижениям науки  и техники

 Основным  фактором, относящимся к этой  группе, является показатель технического  уровня объекта, который определяется  путем сравнения совокупности  технико-экономических параметров  объектов-аналогов. В обеспечении  высокого технического уровня  объекта техники определяющую  роль играет использование изобретений,  придающих объекту техники уникальные  потребительские свойства в сравнении  с объектами-аналогами

 К этой  же группе факторов относятся  эстетические и эргономические  показатели объекта техники, т.е.  его внешний вид, удобства сопряжения  с оператором и др. Все это  требует тщательной дизайнерской  проработки продукции. Важная  роль при этом отводится созданию  промышленных образцов.Особенно велика их роль в обеспечении конкурентоспособности изделий легкой промышленности, а также в машиностроении, автомобилестроении, станкостроении, обрабатывающей промышленности и в приборостроении

 

Факторы, характеризующие  соответствие качества продукции требованиям  потребителей

 Обеспечение  факторов этой группы связано  с изучением требований потребителя  к продукции аналогичного назначения. Одним из эффективных способов  выявления недостатков известных  объектов аналогичного назначения  является изучение источников  патентной информации, относящихся  к изобретениям в данной области  техники. Такой способ определения  недостатков существующих изделий  аналогичного назначения позволяет  выявить потребности в таких  новых изделиях, потребность в  которых рядовой потребитель  этой продукции еще не ощущает.  Применение этого способа при  проведении патентных исследований  облегчается тем, что в описании  изобретения, как правило, имеется  раздел, в котором содержится  анализ недостатков существующих  технических решений

Информация о работе Патентные исследования