Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2012 в 15:41, диссертация
Стратегической целью организации является постоянное улучшение процессов для совершенствования деятельности организации и обеспечения выгоды ее заинтересованным сторонам.
Омский государственный
Институт менеджмента и
Кафедра "Таможенное дело и право"
Доклад
на тему: Постоянные улучшения философия кайдзен.
Омск 2012
Стратегической целью
организации является постоянное улучшение
процессов для
Процесс улучшения повторяется применительно к остающимся проблемам, а также к разработке целей и принятию решений по дальнейшему улучшению процесса.
Одним из вероятных методов решения данного вопроса можно считать японскую философию непрерывного совершенствования Кайдзен. По своей сути идея «кайдзен» ставит акцент на постоянном усовершенствовании систем производства и управления. Уникальность его проявляется в том, что разработка универсальна, и с небольшими коррективами применимо к любой системе производства от организации работы звена до создания большого мероприятия.
Основателем философии считается японский ученый и консультант в управлении качеством МасаакиИмаи. Книга этого автора «Кайдзен: ключ к успеху японских компаний», только попав на прилавки, стала хитом, заставив огромное количество руководителей больших и средних компаний заинтересоваться до сих пор неизвестным способом управления производством.
Кайдзен – японская философия или практика, которая фокусируется на непрерывном совершенствовании процессоввсех аспектов жизни. Кайдзен в бизнесе – постоянное улучшение всего, от стандартизированных процессов до личных взаимоотношений в коллективе. Предполагает открытое признание проблем, полное информирование сотрудников, развитие самодисциплины, делегирование полномочий. Его цель – производство без потерь. Впервые философия кайдзен была применена в ряде японских компаний (включая Toyota) в период восстановления после Второй Мировой войны, и с тех пор распространилась по всему миру. Сам термин стал широко известен благодаря одноименной книге МасаакиИмаи. Начиная с 1986 года «кайдзен» был принят в качестве обозначения одной из ключевых концепций менеджмента.
Основополагающие постулаты идеи управления Кайдзен:
Ключевые элементы концепции кайдзен
В дословном переводе кайдзен – «изменение к лучшему». Его суть заключается в постоянных небольших улучшениях. Кайдзен – не просто совершенствование процессов для достижения целей бизнеса, это и есть сама цель. Многие считают, что кайдзен не подходит для российских условий, поскольку для западного менталитета характерны в первую очередь мощные инновационные прорывы. Как известно, европейская культура предполагает понятный и ощутимый результат от изменения, который можно сразу спрогнозировать. Если предлагаемое изменение не дает, например, увеличения прибыли, оно никому не интересно. Однако дело даже не в изменениях, а в отношении к ним.
Важный признак кайдзен – позитивное мышление. При позитивном мышлении проблема – это потенциал для совершенствования. В Японии говорят: «Проблема - это ключ к спрятанному сокровищу».
Отношение к межфункциональным проблемам. Проблемы между подразделениями компании чаще всего мы воспринимаем как повод и почву для конфликта, когда каждый обороняет свою территорию. И это действительно иногда напоминает боевые действия. Специфика кайдзен такова, что его невозможно внедрить частично, лишь на одном участке «фронта».
Ориентация на процесс. Это, пожалуй самый сложный для понимания и для принятия принцип. Кайдзен порождает мышление, ориентированное на процесс. Но это не значит, что результат не имеет значения. Кайдзен предполагает более глубокое понимание сути вещей. Если процесс постоянно совершенствуется, то и результат будет постоянно улучшаться. Главным остается результат, но в идеологии кайдзен есть понимание того, что корень хорошего результата кроется именно в улучшении процессов.
Последнее время модно говорить о клиентоориентированности, то есть ориентации на потребителя. Однако главной целью все равно остается прибыль - деньги, которые этот потребитель готов отдавать за товар или услугу. Проблема в том, что потребителя можно обмануть, а вот процесс - нельзя.
Это происходит потому, что существует проблема выбора приоритетов – прибыль или развитие. Действительно, это разные акценты, но при этом они не являются взаимоисключающими стратегиями. Разница - во временных горизонтах. Если цель - сиюминутныая выгода, то кайдзен не нужен, здесь он будет только мешать. А вот если компания хочет стать лидером в долгосрочной перспективе, ей нужен именно кайдзен. Однако это совсем не означает отказ от прибыли. Кайдзен помогает подойти к этому вопросу глобально. При этом менеджеру, конечно, бывает сложно признать, что 50% своих усилий нужно тратить на действия, которые дадут результат только через несколько лет. Он сам не знает, где будет через два года. Возможно, уже в другой компании. И даже собственник бизнеса не имеет полной уверенности в том, что через два-три года этот бизнес будет существовать.
Кайдзен начинается там, где есть проблемы. Как уже было сказано выше, проблемы - это основной источник для совершенствования. Так почему же первое желание при появлении сложностей – проигнорировать их? Потому что само наличие проблемы – это уже проблема. Можно делать вид что их нет, а можно решать.