Разработка бизнес-плана инновационного проекта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2014 в 17:41, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – на основании изучения литературных источников и практической деятельности ОАО «БКХ» провести исследование разработки бизнес-плана инновационного проекта.
На основании поставленной цели в курсовой работе ставилось решение следующих задач:
раскрыть сущность, понятие, функции и задачи бизнес-плана;
привести классификацию и структуру бизнес-планов;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….. 3
ГЛАВА 1 ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗРАБОТКИ БИЗНЕС-ПЛАНА НА ПРЕДПРИЯТИИ………………………………
6
1.1 Сущность, понятие, функции и задачи бизнес-плана…….. 6
1.2 Классификация и структура бизнес-планов……………………………………………………………
11
1.3 Разработка и реализация бизнес-плана и требования предъявляемые к нему………………………………………...
15
1.4 Алгоритм составления бизнес-плана……………………. 21
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ПРОИЗВОДСТВЕННО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОАО «БАРАНОВИЧСКИЙ КОМБИНАТ ХЛЕБОПРОДУКТОВ»…………………………………………
24
2.1 Организационно-экономическая характеристика ОАО «БКХ»………………………………………...…………………..
24
2.2 Оценка финансово-хозяйственной деятельности Барановичского хлебокомбината…………………………….
32
ГЛАВА 3 ПЛАНИРОВАНИЕ МЕРОПРИЯТИЙ ПО УЛУЧШЕНИЮ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОАО «БКХ»…
37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………. 40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫ ИСТОЧНИКОВ……………………….. 43

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 269.50 Кб (Скачать файл)

 

  1. Примечание - Источник: данные Приложения Б, В.
  2. Примечание - Источник: собственная разработка.

 

Рентабельность является показателем эффективности использования различных факторов деятельности предприятия, которые влияют на прибыль, И следует рассчитывать показатели рентабельности, объединенные в систему показателей. При этом расчет большого количества показателей приводит к перегрузке аналитического исследования и уходу в сторону от цели исследования. Достаточно рассчитать основные показатели рентабельности деятельности предприятия для того, чтобы выявить тенденции и провести необходимый анализ.

Динамика показателей рентабельности ОАО «Барановичский комбинат хлебопродуктов» за последние три года представлена в таблице 2.5. Рентабельность реализованной продукции показывает, что прибыль на единицу стоимости материальных и трудовых затрат на производство и реализацию снизилась с 10,3% до 6,7% и затем до 3,3%, снижение составило 7 пунктов. Рентабельность по чистой прибыли снизилась на 4,4 пункта в 2010 году, а в 2011 году - на 2,9 пункта.

 

Таблица 2.5 - Показатели рентабельности ОАО «Барановичский комбинат хлебопродуктов»

 

Наименование показателей

2009 год

2010 год

Темп роста

2010 г. к 2009 г.

2011 год

Темп роста

2011 г. к

2010 г.

Рентабельность реализованной продукции, %

10,3

6,7

65,0

3,3

49,2

Рентабельность общая, %

12,9

6,9

53,5

3,7

53,6

Рентабельность продаж, %

9,2

6,2

67,4

3,3

53,2

Рентабельность по чистой прибыли, %

10,2

5,8

56,8

2,9

46,8


 

  1. Примечание - Источник: данные Приложения Б, В.
  2. Примечание - Источник: собственная разработка.

 

Наблюдается снижение рентабельности продаж и общей рентабельности. Так, рентабельность продаж снизилась с 9,2% до 3,3%, что говорит о снижении эффективности производственной и коммерческой деятельности предприятия. Общая рентабельность составила в 2009 году 12,9%, а уже в 2011 году - 3,7%, что свидетельствует о замедлении окупаемости расходов на приобретение и использование производственных фондов, оборотных средств.

Проведенный анализ показывает, что все показатели рентабельности ежегодно снижались. Основной причиной их уменьшения является снижение эффективности производственной деятельности предприятия из-за сложившихся неблагоприятных факторов, как на предприятии, так и во внешней среде. Резкое снижение показателей рентабельности предприятия говорит о затруднениях в работе предприятия.

В этих условиях Барановичскому хлебокомбинату следует более активно проводить мероприятия по снижению производственной себестоимости выпускаемой продукции - активнее внедрять энергосберегающие технологии производства, широко использовать местные виды топлива при отоплении, рассмотреть возможности применения более дешевого сырья при неизменных или минимальных изменениях качественных показателей выпускаемой продукции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3

ПЛАНИРОВАНИЕ МЕРОПРИЯТИЙ ПО УЛУЧШЕНИЮ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОАО «БКХ»

 

Для совершенствования производственной деятельности на ОАО «Барановичский комбинат хлебопродуктов» предлагается следующее направление: внедрение прогрессивной, прежде всего малоотходной технологии производства, ведущей к улучшению качества продукции и, как следствие увеличению сбыта готовой продукции.

На анализируемом предприятии значительный удельный вес занимает выпуск колбасных изделий. Рассматривая спрос на рынке колбасных изделий, а также продукцию конкурентов, можно отметить, что потребность в колбасных изделиях с добавлением мяса птицы значительно возросла, вследствие их доступности по ценовому фактору и по уровню качества.

При производстве колбасных изделий на комбинате хлебопродуктов «узким местом» производственной мощности являются коптильные камеры старого образца с уровнем износа до 80%, что зачастую приводит к выпуску продукции с низким уровнем качества.

Вследствие этого, планируется закупить новые немецкие коптильные камеры МАУТИНГ, которые позволяют проводить автоматическую термообработку колбасных и копченых изделии, т.е. покраснение, прогрев, сушку, копчение и варку без дополнительной манипуляции. Коптильные камеры годятся для копчения всех типов изделий, как, например: сосисок, колбас и разных колбасных изделий, «шпикачек» (короткие сардельки со шпиком), и так далее в исполнении с охлаждением они позволяют проводить копчение холодным дымом. А так же годятся для термообработки ветчины или аналогичных изделий в формах или в непроницаемой упаковке, позволяют проводить выпекание рулетов из рублевого мяса или аналогичных изделий.

Экономический эффект от внедрения 3-х коптильных камер LBITALIA для ОАО «БКХ» составит:

  1. Вследствие сокращения материально-энергетических ресурсов (формула 3.1):

 

                                  Эmр = (Нф – Нпл) * Цпл * Кф,                               (3.1)

 

где Н – норма расхода материалов за час до и после внедрения оборудования;

        Ц – цена материальных ресурсов, тыс. руб.;

        К – объем производства, т.

 

За счет сокращения потребляемой электроэнергии (энергосберегающие технологии LBITALIA при проектировании коптильных камер) экономия составит:

Ээн = (11,9 – 8,5) * 3710 * 750 = 9,46 млн. руб.

За счет сокращения расходов воды (пар циркулирует по закрытой системе позволяющей практически избежать расходов воды) экономия составит:

Эв = (95 – 29) . 3710 . 59 = 14,3 мил. руб.

  1. За счет снижения уровня трудоемкости продукции (формула 3.2):

 

   Эmр = (Тф – Тпл) * rпл * Кф,                                        (3.2)

 

где Т – трудоемкость продукции до и после внедрения оборудования, ч.;

      rпл – уровень среднечасовой оплаты труда, тыс. руб.;

     К – объем производства, т.

Эmр = (3,5 – 1,4) * 3570 * 360 = 2,84 млн. руб.

3. За счет роста  объема производства, вследствие  повышения  производительности оборудования и удалении «узкого места» производственной мощности (формула 3.3):

    Эпр = Вф * Сбф – Впл * Сбпл,                                   (3.3)

 

где В – объем производства продукции до и после внедрения оборудования, т;

       Сб – уровень себестоимости продукции до и после внедрения оборудования, тыс. руб.

 

 Эпр = 350 *. 5400 – 220 * 6200 = 52,6 млн. руб.

4. Совокупный  экономический эффект:

Эсов = 52,6 + 2,84 + 9,46 + 14,3 = 79,2 млн. руб.

5. Срок окупаемости  проекта рассчитаем на основании формулы 3.4:

 

                  Сок = Цоб / Эсов,                                            (3.4)

 

где Ц – стоимость оборудования с доставкой и монтировкой, млн. руб.;

     Э – совокупный годовой экономический эффект, млн. руб.

 

Сок = 133,812 / 79,2 = 1,67 года.

 

В результате планируемого мероприятия будет получен годовой экономический эффект в размере 78,2 млн. руб. при сроке окупаемости проекта в 1,67 года. А так же будет ликвидировано «узкое место» при производстве колбасных изделий, что даст возможность в расширении выпускаемого ассортимента Барановичским комбинатом хлебопродуктов.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Бизнес-план предполагает оценку собственной предпринимательской деятельности фирмы и целевую оценку конъюнктуры рынка, является программой действий предпринимателя, необходимым рабочим инструментом проектно-инвестиционных решений и внутрифирменного планирования, используемым во всех сферах предпринимательства.

Многообразие бизнес-планов, с которыми приходится сталкиваться в реальной жизни, чрезвычайно велико. Множество разнообразных бизнес-проектов может быть классифицировано по различным основаниям. Состав, структура и объем бизнес-плана определяются спецификой вида деятельности, размером предприятия и целью составления. В настоящее время не существует жестко регламентированной формы и структуры бизнес-плана.

Разработка и реализация бизнес-плана - от первоначальной идеи до завершения проекта может быть представлена в виде цикла, состоящего из четырех стадий. Качество бизнес-плана существенно зависит от того, кто его разрабатывает. Содержанием бизнес-плана предприятия является проведение комплекса маркетингового и технико-экономического исследований, направленных на совершенствование и развитие производства.

Объектом исследования данной курсовой выступало  ОАО «БКХ» - динамично развивающееся предприятие, занимающееся различными видами коммерческой деятельности, которые приносят прибыль. Специфика предприятия заключается в законченном цикле жизнедеятельности товаров. Начиная с выращивания зерна, его уборки, хранения на элеваторах, предусматривающих качественную сохранность зерна, переработку зерна на муку и комбикорма, далее использование комбикормов на собственном животноводческом комплексе и молочно-товарных фермах для кормления животных, переработки готового мяса и заканчивая поставкой продукции в собственную торговую сеть. Для этого необходимо поддерживать высокий  технический уровень на всех этапах производства, чтобы в конечном итоге заинтересовать покупателя в качественном и конкурентоспособном по цене товаре.

 Исходя из  анализа основных финансово-хозяйственных  показателей деятельности ОАО  «БКХ» можно сделать вывод, что:

  1. Себестоимость продукции увеличивается ежегодно за рассматриваемый период, так, себестоимость реализованных товаров, продукции, работ, услуг за 2010 год уменьшилась по сравнению с 2009 годом на 13626 млн. руб., за 2011 год себестоимость возросла по сравнению с 2010 годом с 164995 млн. руб. до 220082 млн. руб., темп роста составил 33,4%. Себестоимость продукции растет, поэтому необходимо искать пути ее снижения.
  2. Среднегодовая стоимость основных производственных фондов также увеличивается, за 2010 год по сравнению с 2009 годом произошло увеличение на 35889 млн. руб. или на 17,1%, за 2011 год среднегодовая стоимость основных производственных фондов увеличилась с 246188 млн. руб. до 396925 млн. руб. При этом темп роста составил 61,2%. Фондоотдача в 2010 году составила 1,06 руб., что больше чем в 2009 году на 0,2 руб., темп роста при этом составил 1,9%. В 2011 году данный показатель по сравнению с 2010 годом уменьшился на 0,34 руб. или на 32,1%.
  3. Среднесписочная численность работников увеличилась, в 2010 году по сравнению с 2009 годом на 26 человек, а в 2011году по сравнению с 2010 годом на 16 человек. Темпы роста составили 4,1% и 2,4% соответственно. Производительность труда в 2009 году составляла 344,6 млн. руб., в 2010 году она увеличилась до 393,3 млн. руб., при этом темп роста составил 14,1%. В 2011 году по сравнению с 2010 годом произошло увеличение производительности труда с 393,3 млн. руб. до 418,9 млн. руб., темп роста составил 6,5%.
  4. Объемы инвестиций увеличились за анализируемый период, так инвестиции в основной капитал сельского хозяйства увеличились на 19441 млн. руб., а инвестиции в производство - на 17512 млн. руб. в целом же поступление инвестиций возросло на 36953 млн. руб.
  5. В 2009 году Барановичский комбинат хлебопродуктов получил наибольшую прибыль от реализации в размере 5333 млн. руб., в остальные годы прибыль от реализации продукции значительно снизилась. Сальдо операционных доходов и расходов отрицательно, что в итоге приводит к убыткам в этот период в размере соответственно 886 млн. руб., 154 млн. руб. и 149 млн. руб., при этом следует отметить, что убыток снизился почти в 6 раз. Прибыль от внереализационных доходов и расходов уменьшилась в 2,1 раза и составила лишь 68 млн. руб. в 2011 году против 508 млн. руб. в 2009 году.
  6. В рассматриваемый период с учетом отчислений из прибыли получена чистая прибыль, но ее величина уменьшилась с 5346 млн. руб. в 2009 году до 2473 млн. руб. в 2011 году. Соответственно, удельный вес налогов из прибыли тоже уменьшился на 662 млн. руб. и 5 млн. руб. Прочие расходы и платежи в 2010 году уменьшились на 45 млн. руб., а затем увеличились на 27 млн. руб. и в 2011 году составили 52 млн. руб.
  7. В результате приобретения 3-х коптильных камер LBITALIA новые немецкой фирмы МАУТИНГ будет получен годовой экономический эффект в размере 78,2 млн. руб. при сроке окупаемости проекта в 1,67 года. А так же будет ликвидировано «узкое место» при производстве колбасных изделий, что даст возможность в расширении выпускаемого ассортимента Барановичским комбинатом хлебопродуктов.

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Афитов, Э.А. Планирование на предприятии. Учеб. пособие / Э.А. Афитов. – Минск. Вышэйш. шк., 2001.- 285 с.
  2. Бабук, И. М. Экономика предприятия: учеб, пособ. / И. М. Бабук. - Мн.: «ИВЦ Минфина», 2006. - 327 с.
  3. Белобородько, В. Обоснование плана прибыли агропромышленной организации / В. Белобородько // Аграрная экономика: Ежемесячный научный журнал. - 2009. - №11. - с. 8-10.
  4. Белобородько,   В.   Оптимизация   воздействия   различных   групп факторов на эффективность производства сельскохозяйственных организации /В. Белобородько // Аграрная экономика: Ежемесячный научный журнал. - 2008. - №7.-с. 8-10.
  5. Бланк, И. А. Управление прибылью: учебное пособие/ И. А. Бланк.- Киев: НикаЦентр, Эльга, 1998. - 544 с.
  6. Бородина, Е. И. Финансы предприятий:   учебное пособие/ Е. И. 
    Бородина, Ю. С. Голикова, Н. В. Колчина, 3. М. Смирнова; под ред. Е. И. 
    Бородиной. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1995. - 208 с.
  7. Булавка, В. Г.  Развитие механизма хозяйствования в условиях 
    перехода к рыночным отношениям: монография / В. Г. Булавко. - Мн.: 
    Академия управления при Презвденте Республики Беларусь, 2002. - 335 с.
  8. Бухалков, М.И. Планирование на предриятии. Учебник. 3-е изд., испр. и доп. /  М.И. Бухалков. – Москва  ИНФРА-М, 2005. – 416 с.
  9. Водянников, В. Т. Организация и управление производством на 
    сельскохозяйственных предприятиях: учебник для студентов вузов/ под ред. В.Т. Водянникова. - Москва: КолосС: изд-ва СтТАУ «АТРУС». - 2006. - 503 с.
  10. Волков, О. И. Экономика предприятия: учебник/ под ред. профессора О. И. Волкова. - М.: ИНФРА-М, 1997. - 416 с.
  11. Головачев, А. С. Экономика предприятия. В 2 ч. Ч. 2: учеб, пособие / А. С. Головачев. - Минск: Выш. шк., 2009. - 464 с.
  12. Горемыкин, В.А. Планирование на предприятии: учебник  для вузов. 4-е изд. / В.А. Горемыкин. – Москва. Филинъ, 2004. – 520 с.
  13. Зеленовский,  А.  А.  Экономика предприятий и отраслей АПК. 
    Практикум:  учеб,  пособие / А.  А.  Зеленовский,  А. В.  Королев, В. М. 
    Синельников. - Минск: Изд-во Гревцова, 2010. - 320 с.
  14. Жудро, М. К. Экономический механизм эффективного развития 
    агробизнеса: монография / М. К. Жудро. - Горки: БГСХА, 2002. - 264 с.
  15. Ильин, А.И. Планирование на предприятии. учебник/ А.И. Ильин. -  Минск. Новое знание, 2004. – 296 с.
  16. Карпей,    Т.    В.    Экономика,    организация    и    планирование 
    промышленного производства: учебное пособие для учащихся ССУЗов/ Т. В. 
    Карпей. - 4-е изд. исправл. и доп. - Мн.: Дизайн ПРО, 2004. - 328 с.
  17. Кожевников, Н.Н.  Основы экономики и управления: учебное 
    пособие для студентов средних проф. учебных заведений/ Т. Ф. Басова, В. И. 
    Иванов, Н. Н. Кожевников [и др.]; под ред. Н. Н. Кожевникова.      М.: 
    Издательский центр «Академия», 2003. - 272 с.
  18. Колчина, Н. В. Финансы предприятия: учебник для вузов/   Н. В. 
    Кончина, Г. Б. Поляк, Л, П. Павлова [и др.]; под ред. профессора Н. В. 
    Колчиной. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: - ЮНИТИ-ДАНА, 2002. - 447с,
  19. Константинов,     С.     А.     Факторы     и     резервы    повышения эффективности с/х Беларуси: монография / С. А. Константинов. - Минск; Ин-т аграрной экономики НАН Беларуси, 2003. - 199 с.
  20. Лещиловский, П. В. Экономика предприятий и отраслей АПК: 
    учебник / П. В. Лещиловский, В. Г. Гусаков, Е. И. Кивейша [и др.]; под ред. П. В. Лещиловского, В. С. Тонковича, А. В. Мозоля. - 3-е изд., перераб. и доп. - Минск: БГЭУ, 2008. - 574 с.
  21. Лещиловский, П. В.  Экономика предприятий и отраслей АПК: 
    практикум / П. В. Лещиловский, В. С. Чеканов [и др.]; под ред. П. В, 
    Лещиловского. - Минск: БГЭУ, 2003. - 310 с.
  22. Максименко, Н.В. Внутрифирменное планирование: учеб. пособие / Н.В. Максименко. – Минск: Выш. Шк., 2008. – 398 с.
  23. Михалкевич, А. П. Бухгалтерский учет на сельскохозяйственных 
    предприятиях: учебник/ под ред. А. П. Михалкевича. - 2-е изд., перераб. и доп. - Минск: БГЭУ, 2000. - 506 с.
  24. Плотницкий,   М.   И.   Макроэкономика:   учебное   пособие/М.   И. Плотницкий, Э. И. Лобкович, М. Г. Мутаминов [и др.]; под ред. М. И. 
    Плотницкого. - 2-е изд., стер. - М.: Новое звание, 2004. - 462 с.
  25. Русак, Е. С. Экономика предприятия: курс лекций/ Е. С. Русак. - 
    Мн.: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2004. - 244 с.
  26. Семенов, В. М. Экономика предприятия: учебник для вузов. 5-е 
    над/под ред. академика В. М. Семенова. - СПб.: Питер, 2009. - 416 с.
  27. Финансы предприятий; учебное пособие/ Н. Е. Заяц [и др.]; под 
    общ. ред. Н. Е. Заяц, Т. И. Василевской. - Мн.: Вышэйшая школа, 2005. - 528 с.
  28. Хрипач, В. Я. Экономика предприятия: 2-е изд. стереотипное/ В. Я. Хрипач, Г. 3. Суша, Г. К. Оноприенко; под ред. В. Я. Хрипача, - Мн.: 
    Экономпресс, 2001. - 464 с.
  29. Чернобривец А. С. Анализ использования прибыли предприятия /А. С. Чернобривец //Экономика. Финансы. Управление. - 2005. - № 1. - с. 20 - 26.
  30. Чернобривец А.   С.  Прибыль и  фонды,  образуемые  из  чистой 
    прибыли /А. С. Чернобривец //Экономика. Финансы, Управление. - 2004. - № 7.- с. 16-18.
  31. Экономика предприятия:  учеб,  пособие / А.  И.  Ильин, В.  И. Станкевич, Л. А. Лобан [и др.]; под общ. ред. А. И. Ильина. - 4-е изд., стер. - М.: Новое знание, 2006. - 698 с.
  32. Экономика предприятия: учебное пособие/ Л. Н. Нехорошева, Н. Б. Антонова, М. А. Зайцева [и др.]; под общ. ред. Л. Н. Нехорошевой. - Мн.: Вышэйшая школа, 2003. - 383 с.

Информация о работе Разработка бизнес-плана инновационного проекта