Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2014 в 20:52, курсовая работа
Краткое описание
Актуальность исследования обусловлена и международными причинами. Развернувшиеся в мире процессы глобализации ведут к стиранию граней между национальными системами денежного обращения. В результате образуется единое финансовое пространство, мировой рынок капитала. Российская экономика не может находиться в стороне от мировых интеграционных процессов: изоляция отрицательно скажется на проведении рыночных реформ в стране. Но и полная открытость экономики в условиях незрелой кредитно-денежной системы, слабой национальной валюты превращает страну в средство решения внутренних проблем развитых стран. Поэтому трудно переоценить актуальность научной разработки условий и вариантов эффективного вхождения кредитно-денежной системы России в международные экономические отношения.
Содержание
Введение…………………………………………………………………………2-5 ГЛАВА 1. ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ СССР…..….6-19 1.1.Банковская система в период революционных потрясений……………6-13 1.2.Декрет о национализации банков……………………………………….14-15 1.3.Банковская система в послевоенный период…………………………..16-19 ГЛАВА 2. БАНКОВСКОЕ ДЕЛО В СССР………………………...............20-36 2.1.Формирование системы банков СССР ………………………………...20-32 2.2.Роль банков экономической системе СССР……………………………33-38 Заключение………………………………………………………………………39 Список использованной литературы……………
Банк для внешней торговли СССР
(Внешторгбанк) производил валютные переводы
по неторговым платежам из СССР в другие
страны и из-за границы в СССР, хранил средства
иностранных представительств в СССР
и вел их счета в иностранной валюте, осуществлял
валютно-кассовые операции неторгового
характера, производил обмен валюты туристам
и др. операции.
Сохранявшаяся впоследствии
в течение нескольких десятилетий ситуация
стабильности, полной неизменности, государственной
монополии на кредитном рынке породила
доверие к государственной банковской
системе как к самому мощному гаранту
вкладов, сформировала определенную психологию
у населения, самого массового вкладчика.
Она выражается в сохраняющемся длительное
время устойчивом предпочтении.
Система берет свое начало с
конца 80-х годов. Начало реформы (I этап)
командно-административной системы в
банковском секторе экономики относится
к 1987 году, когда Правительственным постановлением
Госбанк СССР (ГБ) лишился своих монопольных
функций:
- он отстранялся от
работы с клиентурой – госпредприятиями
они передавались специализированным
банкам;
- для проведения расчетных,
кредитных операций было создано
5 государственных специализированных
банков:
- Внешторгбанк СССР;
- Промстройбанк СССР;
- Агропромбанк СССР;
- Жилсоцбанк СССР;
- Сберегательный банк
СССР.
Общее руководство осуществлял
консультативный Совет банков во главе
с председателем правления ГБ СССР.
Центральное место в кредитной
системе должен был занять Государственный
банк СССР – как эмиссионный центр страны,
координатор деятельности специализированных
банков, организатор денежно-кредитного
регулирования11.
Главной целью преобразования
было стремление приблизить банки к интересам
хозяйства.
Но данная реорганизация не
могла коренным образом изменить ситуацию,
поскольку не совсем отвечала требованиям
времени.
Объективно был необходим второй
этап банковской реформы, направленный
на комплексную реконструкцию системы
экономических отношений в области кредита.
Он был начат в 1988 г. созданием первых коммерческих
банков. Основной задачей этого этапа
являлось создание четко организованных
рыночных структур, которые бы обеспечили
условия для развития конкуренции и предприимчивости
в сфере движения финансовых ресурсов.
Коммерческие банки, цель которых получать
прибыль, должны были быть гибкими во взаимоотношениях
с клиентами, развивать деловую конкуренцию
в борьбе за клиента, что должно способствовать
развитию рынка услуг и улучшению их качества12.
В ходе второго этапа банковской
реформы в России практически сформировалась
двухуровневая банковская система:
I уровень – Центральный
Банк Российской Федерации;
II уровень – коммерческие
банки и другие финансово-кредитные
учреждения, осуществляющие отдельные
банковские операции.
Если рассматривать второй
уровень банковской системы, то он представлен
широкой сетью коммерческих банков, обеспечивающих
кредитно-расчетное обслуживание субъектов
хозяйственной жизни, и филиалами иностранных
банков, в том числе их представительствами.В
кредитной системе в институциональном
плане можно выделить также холдинги,
союзы, ассоциации, группы и иные объединения
банков.
В РФ крупнейшей является Ассоциация
российских банков. – характеризуется
банковским бумом и перекачиванием всех
национальных ресурсов в банковский сектор,
в стране насчитывалось около 2500 банков,
однако:
- большинство банков были
маломощные;
- профессионализм сотрудников
был не высокий;
- многие банки были
заинтересованы в привлечении
средств любыми способами, а поэтому
растет число правонарушений
в банковской сфере;
- наблюдались высокие
темпы роста инфляции, продолжительный
и глубокий спад общественного
производства;
- банковское законодательство
было не совершенным.
Указанные и другие причины
привели к тому, что этот сложный период
становления банковской системы рыночного
типа завершился первым банковским кризисом
в 1995 г. Официально он был классифицирован
ЦБ РФ не как системный кризис, а как «временная
проблема ликвидности ряда банков»13.
ГЛАВА 2. БАНКОВСКОЕ ДЕЛО В СССР
2.1. Формирование системы
банков СССР
После Октябрьской революции
1917 г. банковская система страны подверглась
существенным преобразованиям. Их содержание
и направленность определялись идеологическими
и экономическими концепциями партии
большевиков. Одним из решающих элементов
воззрений большевиков был постулат о
неизбежности отмирания товарно-денежных
отношений при переходе к социализму.
В то же время предполагалось, что сохранит
свое значение принцип распределения
по труду. Поэтому было сформулировано
требование наладить в переходный к безденежным
отношениям период строжайший учет и контроль
за мерой труда и потребления14.
В качестве же инструмента такого
контроля Ленин рассматривал банк – единый,
крупнейший из крупнейших, государственный,
с отделениями в каждой волости, при каждой
фабрике, полагая, что такой банк означает
общегосударственное счетоводство, общегосударственный
учет производства и распределения продуктов.
Сразу после Октября большевики энергично
приступили к реализации идеи единого
банка. Сначала они овладели Государственным
банком, поставив его на службу Советскому
государству, В начале декабря 1917 г. упраздняются
ипотечные банки – Государственный дворянский
земельный банк и Крестьянский поземельный
банк15. В конце того же месяца был
принят декрет “О национализации банков”,
которым банковское дело объявлялось
государственной монополией, а все существовавшие
частные банки и банкирские конторы подлежали
объединению с Государственным банком.
Чуть позже, в конце января 1918 г., акционерные
капиталы бывших частных банков передаются
Госбанку на основе полной конфискации.
Объединенный с бывшими частными банками
Госбанк стал называться Народным банком
РСФСР. В последующем было принято еще
несколько законодательных актов, решивших
судьбу остальных звеньев банковской
системы страны. В октябре 1918 г. ликвидируются
общества взаимного кредита. В декабре
того же года национализируется Московский
народный (кооперативный) банк, который
был слит с Народным банком республики.
Одновременно ликвидируются городские
общественные банки и частные земельные
банки. Наконец, в апреле 1919 г. Совнарком
прекратил деятельность функционировавших
в пределах РСФСР иностранных банков.
В итоге страна получила своеобразный
“единый банк” в лице Народного банка
РСФСР. Основное внимание он вынужден
был уделять организационным вопросам,
таким, как принятие на баланс активов
и пассивов национализированных банков.
В ряде случаев эта работа нарушалась
из-за того, что то или иное учреждение
банка, оказавшись на территории, контролируемой
белым движением, подвергалось денационализации.
Что касается выполнения сугубо банковских
операций, то Народный банк РСФСР не успел
как следует развернуть свою деятельность.
Это произошло вследствие усиливавшейся
инфляции, а еще больше из-за политики
“военного коммунизма”. Подрыв и свертывание
товарно-денежных отношений в государственном
секторе народного хозяйства привели
к резкому сужению сферы кредитования
и расчетов. По этой причине уже к концу
1919 г. Народный банк РСФСР фактически прекратил
свои операции. Декретом СНК от 19 января
1920 г. он был упразднен. Многие считали
это важным этапом перехода к безденежным
отношениям.
Однако жизнь отвергла эти нелепые
ожидания. Уже в ходе гражданской войны
обнаружилась несостоятельность политики
“военного коммунизма”, и в начале 1921
г. было объявлено о переходе к новой экономической
политике (НЭПу), включая замену продразверстки
продналогом, после внесения которого
крестьянин мог свободно распоряжаться
своей продукцией. Практически это означало
необходимость восстановления товарно-денежных
отношений, создания рынка, укрепления
рубля, а также воссоздания банковской
системы. Иными словами, речь шла о переходе
к рыночной экономике. И естественно, что
одним из первых шагов на этом пути стало
(в октябре 1921 г.) решение об учреждении
Государственного банка. Постепенно увеличивая
сеть своих учреждений, Госбанк уже через
год имел 116 филиалов. Казалось бы, можно
было ожидать дальнейшего роста числа
его филиалов – низового звена “единого
банка” с охватом всех районов страны16. Однако именно в этот период
(конец 1922 г.) принимается решение о создании
специальных, вспомогательных банков
– отраслевых, территориальных, а также
банков с участием иностранного капитала.
В течение 1922-1925 гг. создаются: акционерные
банки – Промышленный банк, Электробанк,
Внешторгбанк и Среднеазиатский банк;
кооперативные банки – Всекобанк и Украинбанк;
коммунальные банки – Цекомбанк и местные
коммунальные банки; система сельскохозяйственного
кредита – Центральный сельскохозяйственный
банк, республиканские банки и общества
сельскохозяйственного кредита17; общества взаимного кредита.
К октябрю 1925 г. в стране насчитывалось
1211 банковских учреждений (без кредитных
кооперативов). Из них на долю спецбанков
приходилось 752 учреждения (62%), тогда как
Госбанк имел 459 учреждений (38%). Однако
во второй половине 20-х годов в связи с
отказом от НЭПа и переходом к формированию
командно-административной системы управления
экономикой вновь была реанимирована
идея “единого банка”. В итоге дальнейшее
развитие банков было подчинено именно
этой идее. Реализация нового варианта
“единого банка” потребовала прежде
всего коренной перестройки сложившейся
в период НЭПа системы специальных банков.
Она была проведена в период с 1927 по 1932
г. Начало было положено постановлением
ЦИК и СНК СССР от 15 июня 1927 г. О принципах
построения кредитной системы, которым
предусматривалось ограничение круга
деятельности специальных банков и усиление
централизованного руководства ими со
стороны Госбанка СССР.
Теперь специальные банки, сформировавшиеся
в годы НЭПа в качестве коммерческих и
широко привлекавшие клиентуру из разных
отраслей хозяйства, в перспективе должны
были ограничить свою деятельность операциями
по долгосрочному кредитованию и финансированию
капитальных вложений18. Но пока на них возлагалось:
на Промбанк – долгосрочное и краткосрочное
кредитование государственной промышленности
(за исключением предприятий, кредитующихся
в Госбанке), на Электробанк – долгосрочное
и краткосрочное кредитование электрохозяйства;
на систему сельскохозяйственного кредита
во главе с Центральным сельскохозяйственным
банком – долгосрочное и краткосрочное
кредитование сельского хозяйства; на
кооперативные банки – кредитование всех
видов кооперации (за исключением кооперативных
организаций, кредитующихся в Госбанке),
на Цекомбанк и местные коммунальные банки
– долгосрочное и краткосрочное кредитование
коммунального и жилищного хозяйства,
а на местные банки – кредитование промышленных
и торговых предприятий местного значения.
Этим же постановлением на Госбанк было
возложено непосредственное руководство
всей банковской системой. Конкретно это
означало, что представители Госбанка
стали участвовать в советах и ревизионных
органах банков и кредитных учреждений
с участием государственного капитала.
Госбанк получил право непосредственного
наблюдения за использованием банками
открываемых им кредитов и за их направлением
в конкретные отрасли народного хозяйства
в соответствии с правительственными
директивами. Постановлением от 15 июня
1927 г. был реализован принцип “ОДИН КЛИЕНТ
– ОДИН БАНК”. Это означало, что клиенты,
как правило, должны были пользоваться
краткосрочным кредитом и сосредоточивать
свои свободные средства в одном определенном
банке в соответствии с характером своей
организации и хозяйственной деятельности.
Краткосрочные операции спецбанков постепенно
свертывались. Сформированная в СССР к
началу 30-х годов в общих чертах командно-административная
система управления экономикой потребовала
скорейшего завершения централизации
банковской системы. В этих целях в 1930-1932
гг. была проведена кредитная реформа,
принципиально изменившая характер кредитных
отношений в стране и создавшая систему
банков, не имевшую аналогов. Ее идейная
направленность определялась все той
же мыслью о “едином банке”. Во второй
половине 50-х годов серьезные преобразования
коснулись специальных банков. Коротко
суть преобразований сводилась к сокращению
количества банков.
С января 1957 г. прекратил операции
Торгбанк. Это было вызвано прежде всего
тем, что несколько ранее была ликвидирована
промысловая кооперация, предприятия
которой составляли значительную часть
клиентуры данного банка. Остававшуюся
клиентуру передали Цекомбанку и Сельхозбанку19. Спустя некоторое время Сельхозбанк
и Цекомбанк с системой коммунальных банков
также были упразднены (Указом Президиума
Верховного Совета СССР от 7 апреля 1959
г. “О реорганизации системы банков долгосрочных
вложений”). Функции упраздненных банков
были переданы Госбанку и Промбанку, причем
последний был реорганизован во Всесоюзный
банк финансирования капитальных вложений
– Стройбанк СССР.20 Все долгосрочные операции,
выполнявшиеся Цекомбанком и местными
коммунальными банками, перешли к Стройбанку,
а операции по краткосрочному кредитованию
и осуществление расчетно-кассовых операций
коммунальных предприятий и организаций
жилищного хозяйства были переданы отделениям
Госбанка. Также Госбанку были переданы
практически все операции ликвидированного
Сельхозбанка. Исключение составили операции
по финансированию капитальных вложений
в хлебопродуктовые предприятия и организации,
перешедшие к Стройбанку. Тем самым Сельхозбанк,
длительное время являвшийся отраслевым
банком долгосрочных вложений, оказался
включенным в состав Госбанка, который
с конца 20-х годов формировался исключительно
в качестве центра краткосрочного обслуживания
народного хозяйства. В 1962 г. Государственному
банку СССР были переданы сберегательные
кассы, которые до того находились в системе
Министерства финансов СССР. Благодаря
этому значительные ресурсы в форме вкладов
населения перешли в распоряжение Госбанка
и стали использоваться им в интересах
кредитования народного хозяйства. Каждый
из оставшихся трех банков представлял
собой сложную централизованную систему
с разветвленной сетью учреждений на местах21. К началу 1986 г. их количественные
характеристики выглядели следующим образом.
Самым крупным был Госбанк СССР. Он включал
правление, конторы и отделения (филиалы).
Центральным звеном являлось правление,
которое руководило всей системой через
конторы – республиканские, городские,
областные и краевые. Всего насчитывалось
185 таких контор. Им непосредственно подчинялись
4274 отделения, функционировавшие практически
в каждом административном районе страны.
Они обслуживали предприятия и организации,
расположенные на территории данного
района и имевшие в этом отделении свой
расчетный или текущий счет22.
Стройбанк СССР также являлся
многозвенной централизованной организацией.
Правление осуществляло руководство всеми
учреждениями через республиканские и
областные (краевые) конторы, число которых
составляло 180. Правда, Стройбанк не имел
на местах столь широкой сети отделений
(филиалов). Отделения открывались с учетом
объема финансирования и кредитования
капитальных вложений в данном районе.
К началу 1986 г. их насчитывалось 908. В районах,
где в связи с незначительными объемами
финансирования и кредитования капитальных
вложений было нецелесообразно открывать
отделения Стройбанка, все необходимые
операции выполнялись уполномоченными
Стройбанка при отделении Госбанка. Всего
было открыто около 800 пунктов уполномоченных
Стройбанка. Если же и открытие пункта
уполномоченного считалось нецелесообразным,
то все операции по финансированию и кредитованию
капитальных вложений в данном районе
возлагались на договорных началах на
отделение Госбанка, выполнявшее их за
счет ресурсов Стройбанка. Государственные
трудовые сберегательные кассы имели
к началу 1986 г. весьма разветвленную сеть
– 78,5 тыс. сберкасс. Общее руководство
их деятельностью осуществлял Госбанк
СССР. В свою очередь система Гострудсберкасс
возглавлялась правлением, которому были
подчинены главные управления союзных
республик23. На территории автономных
республик, областей и краев руководство
работой сберкасс осуществляли соответственно
республиканские, областные и краевые
управления. Внешторгбанк СССР имел небольшую
сеть учреждений – 17 отделений на территории
страны и одно в Швейцарии. В своей работе
Внешторгбанк широко использовал корреспондентские
отношения: в 131 стране он поддерживал
связи с 1835 банками-корреспондентами.
Советская банковская система включала
в себя также банки за границей с участием
капитала советских организаций. Совзагранбанки
и их отделения работали в следующих странах:
во Франции – Коммерческий банк для Северной
Европы в Париже; в Великобритании – Московский
народный банк в Лондоне с отделениями
в Ливане (Бейрут) и Сингапуре; в ФРГ –
Ост-Вест Хандельсбанк во Франкфурте-на-Майне;
в Люксембурге – Ист-Вест Юнайтед банк;
в Австрии – Донау банк в Вене. Вышеназванные
банки были созданы для расчетно-кредитного
обслуживания предприятий и организаций
СССР и других социалистических стран.
Основной задачей этих банков была поддержка
развития внешнеэкономических связей
страны. Банки выполняли депозитные, кредитные,
расчетные, валютные и прочие операции
на международных финансовых рынках. Функционировавшие
в стране банки в полной мере отвечали
требованиям командно-административной
системы управления экономикой. Банки
стремились контролировать весь процесс
производства обслуживаемых предприятий
и организаций, наблюдая за правильностью
накопления и расходованием сырья, оплатой
труда, состоянием собственных оборотных
средств, формированием и использованием
средств на капитальные вложения и т.д.