Сущность и необходимость бизнес-планирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2014 в 23:49, реферат

Краткое описание

Бизнес-план - это документ, в котором дается описание основных разделов развития организации на конкурентном рынке с учетом собственных и заемных финансовых источников, материальных и кадровых возможностей и предполагаемых рисков, возникающих в процессе реализации предпринимательских проектов. Бизнес-план - это документ, который позволяет ответить на вопрос: «Стоит ли вообще вкладывать денежные средства (капитал) в этот проект и принесет ли доход (прибыль) его реализация». Научно обоснованный бизнес-план должен быть количественным и качественным ориентиром как для самого предпринимателя, так и для его партнеров и кредиторов.

Вложенные файлы: 1 файл

фки.docx

— 26.04 Кб (Скачать файл)

1)Сущность и  необходимость бизнес-планирования

1.1 Сущность бизнес-плана

бизнес план производственный финансовый

Бизнес-план - это документ, в котором дается описание основных разделов развития организации на конкурентном рынке с учетом собственных и заемных финансовых источников, материальных и кадровых возможностей и предполагаемых рисков, возникающих в процессе реализации предпринимательских проектов. Бизнес-план - это документ, который позволяет ответить на вопрос: «Стоит ли вообще вкладывать денежные средства (капитал) в этот проект и принесет ли доход (прибыль) его реализация». Научно обоснованный бизнес-план должен быть количественным и качественным ориентиром как для самого предпринимателя, так и для его партнеров и кредиторов.

Следовательно, бизнес-план - это экономически обоснованный аналитический документ, показывающий реальность планируемого дела (проекта). Вместе с тем бизнес-план выступает как средство действенной рекламы для будущих инвесторов, партнеров. Поэтому он должен быть написан деловым языком, понятным финансистам, банкирам, партнерам по бизнесу. Количественная информация, характеризующая разделы бизнес-плана должна быть четкой, емкой, но в то же время относительно краткой. Объем бизнес-плана зависит от цели (проекта), но главное - он должен конкретно характеризовать и конкретную цель, и все направления деятельности, в результате которых будет обеспечено достижение цели. Как правило, бизнес-план разрабатывается на несколько (3-5) лет, но на первый год он должен быть конкретным плановым документом.

Бизнес-план представляет собой всестороннее описание бизнеса и среды, в которой он действует, а также системы управления, в которой он нуждается для достижения поставленных целей.

Хотя бизнес-план в целом считается инструментом для получения кредита, он служит и другим целям:

1. выявлению целей бизнеса

2. оказанию содействия выработке  стратегии и оперативной тактики  для достижения целей бизнеса

3. созданию системы измерения  результатов деятельности

4. предоставлению инструментария  управления бизнесом

5. предоставлению средств оценки  сильных и слабых сторон бизнеса, а также выявления альтернативных  стратегий выживания

В предпринимательской практике и научной литературе нет однозначного методического подхода к содержанию и структуре бизнес-плана, что объясняется, во-первых, теми целями, на решение которых направлен разрабатываемый бизнес-план; во-вторых, предметом избранной предпринимателем области деятельности; в-третьих, стратегией развития организации и другими факторами. Конечно, структура бизнес-плана определяется спецификой вида деятельности, размером фирмы, целью разработки бизнес-плана, которую должны соблюдать (заполнять), например субъекты малого предпринимательства, желающие получить по лизингу оборудование. Федеральной службой по несостоятельности и финансовому оздоровлению разработана типовая структура бизнес-плана, который должен иметь следующие сведения: общая характеристика предприятия, краткие сведения по плану финансового оздоровления, анализ финансового состояния предприятия, мероприятия по восстановлению платежеспособности и поддержки эффективной хозяйственной деятельности, рынок конкуренции, деятельность в области маркетинга, производства, финансового плана.

Очевидно, что чем крупнее организация, чем сложнее ее финансовая деятельность, тем полнее и обоснованнее должна быть разработка разделов плана, соответственно бизнес-план небольшого предприятия по составу, структуре и объему может быть значительно проще.

Состав и структура бизнес-плана зависят также от размеров предполагаемого рынка сбыта, наличия конкурентов и перспектив роста создаваемого предприятия, поскольку чем крупнее рынок сбыта, тем большее количество его сегментов необходимо учитывать, а при большом количестве конкурентов требуется изучение наиболее крупных из них, их товаров и услуг, а следовательно, и усложнение структуры бизнес-плана. Особенно важные для предприятия сегменты рынка или наиболее важные конкуренты для наиболее пристального изучения могут быть внесены в особый раздел плана.

В зависимости от цели составления бизнес-плана (в качестве плана обоснования инвестиций, финансовых партнеров, привлечения партнеров, контрактов с персоналом) разделы могут разрабатываться с той или иной степенью конкретизации.

Жестко регламентированных форм и структуры бизнес-плана не существует. Однако, как правило, в нем предусматриваются разделы, в которых раскрывается основная идея и цели бизнеса, характеризуется специфика продукта предприятия и удовлетворения им потребности рынка, дается оценка рынка и стратегия поведения фирмы на конкретных рыночных сегментах, определяется организационная и производственная структура, формируется финансовый проект дела, включая стратегию финансирования и предложения по инвестициям, описываются перспективы роста предприятия, маркетинговые исследования.

1.2 Назначение бизнес-плана

Бизнес-план описывает цели и задачи, которые необходимо решить предприятию как в ближайшем будущем, так и на перспективу. В нем содержаться оценка текущего момента, сильных и слабых сторон проекта, анализ рынка и информация о потребителях продукции или услуг.

Ценность бизнес-плана определяется тем, что он:

· дает возможность определить жизнеспособность проекта в условиях конкуренции;

· содержит ориентир, как должен развиваться проект (предприятие);

· служит важным инструментом получения финансовой поддержки от внешних инвесторов.

При составлении бизнес-плана необходимо оценить возможности и проблемы, которые могут возникнуть в будущем. Этот процесс называется определением (или оценкой) общего положения. Имея такую оценку, приступают к постановке целей и задач. Этот процесс в свою очередь состоит из двух частей. Во-первых, устанавливается, что будет являться продукцией проекта (каким бизнесом будет заниматься предприятие), во-вторых, определяются главные, количественно обоснованные цели на перспективу.

Установление таких целей является наиболее легкой задачей. Решив ее, необходимо определить пути достижения этих целей. Для этого необходимо выработать стратегию и составить планы, которые формируют ядро бизнес-плана. Хорошо составленный бизнес-план, как правило, является существенным фактором длительного выживания предприятия и его прибыльности.

Бизнес-план помогает решить вопросы финансирования, то есть он может стать средством привлечения капитала, необходимого для осуществления проекта (развития предприятия). При составлении бизнес-плана необходимо представить, какие препятствия могут возникнуть на пути к успеху. Может случиться так, что эти препятствия слишком серьезны, и на предлагаемой идее нужно ставить крест. Разумеется, это не самый приятный вывод, но лучше его сделать, пока проект на бумаге, а не тогда, когда на его создание уже потрачены деньги и время.

Таким образом, бизнес-план дает возможность понять общее состояние дел на данный момент; ясно представить тот уровень, которого может достичь проект (предприятие), планировать процесс перехода от одного состояния в другое.

В наше время бизнес-план становиться для предпринимателя все более важным документом. Ни одна компания не сможет выразить цели своего существования или получить финансирование без грамотно разработанного бизнес-плана. Если вы не представите грамотный бизнес-план, никто не будет серьезно рассматривать вашу идею.

Инвесторы хотят увидеть бизнес-план доказывающий, что над идеей хорошо поработали и предприниматель тщательно продумал все действия, которые необходимо предпринять для осуществления идеи и превращения ее в успешно функционирующую программу.

Бизнес-план представляет из себя документ, который убедительно демонстрирует способность вашей компании произвести и (что самое главное) продать достаточно товаров и услуг, чтобы при этом размеры прибыли и возврат вложений удовлетворяли потенциальных инвесторов (кредиторов).

Таким образом, бизнес-план является не просто набором управленческих решений в области маркетинга, стратегии производства и продаж, организации и финансов - он позволяет Вам «удачно» продать ваш бизнес тому, для кого этот план предназначен, будь то банк, инвестиционная компания, потенциальный партнер (заказчик).

Бизнес-план предназначен для вашего инвестора или банкира, а также огромную пользу он приносит и вам. Подробный и продуманный бизнес-план, возможно, является наилучшим инструментом, который поможет достичь долгосрочный целей.

Бизнес-план помогает:

· принимать важные деловые решения;

· подробно ознакомиться с финансовой стороной вашего дела;

· получать важную информацию по вашей индустрии и маркетингу;

· предвидеть и избегать препятствий, которые часто встречаются в схожем бизнесе;

· поставить конкретные задачи, осуществление которых будет свидетельствовать о сделанном прогрессе;

· расширяться в новых и перспективных отраслях;

· быть более убедительным при поиске финансирования;

Создавая бизнес-план вы получите возможность:

o узнать много нового о вашей  индустрии и секторе рынка;

o лучше контролировать свою  фирму;

o увеличить свою конкурентоспособность.

Любой бизнес-план должен иметь читателей, заинтересованных в успехе дела. Существует восемь различных причин, которые определяют характер бизнес-плана в зависимости от того, для кого он предназначен:

1. Бизнес-план для себя. Это своего  рода самоконтроль: что необходимо  для открытия дела? Достаточно  ли реалистична идея?

2. Бизнес-план для получения  кредита. До недавнего времени  российский предприниматель для  получения кредита в банке  мог представить лишь двухстраничное  ТЭО (Технико-экономическое обоснование), которое, впрочем, не являлось решающим  для принятия банком или другой  финансовой организацией решения  о предоставлении кредита. Решающими  же были личные связи, рекомендации, а также осведомленность банкиров  о состоянии дел кредитополучателя (как правило, предприниматели брали  кредиты в банках, клиентами которых  они были). В последнее время  все больше и больше российских  банков требуют от предпринимателей  бизнес-план для предприятия окончательного  решения о выдаче (или не выдаче) кредита.

3. Бизнес-план для привлечения  средств сторонних инвесторов. Инвесторами  выступают: венчурные инвестиционные  фонды, частные инвесторы или  публичная эмиссия акций. Если  вы привлекаете средства за  счет публичной эмиссии акций  вашей компании, бизнес-план содержащий  сведения о фирме, о стратегии  маркетинга, продаж, производства и  о финансовых перспективах, поможет  вам успешнее продать компанию  инвесторам. По мере того, как  российский фондовый рынок развивается  и стабилизируется, бизнес-планы  будут приобретать все большее  значение для осуществления публичной  эмиссии ценных бумаг (и во  всей видимости, станут основой  проспекта эмиссии). Российская практика  имеет мало прецедентов создания  и открытого распространения  бизнес-планов в качестве вспомогательного  инструмента публичной эмиссии.

4. Бизнес-план для совместного  предприятия или стратегического  альянса с иностранным партнером. Иностранные компании, пережив эйфорию  первых лет перестройки, теперь  с большей осторожностью подходят  к оценке потенциального партнера  по совместному предприятию. И  грамотный бизнес-план дает уверенность  иностранному партнеру в серьезности  вашего дела.

5. Бизнес-план для заключения  крупного контракта.

6. Бизнес-план для привлечения  новых сотрудников. В наши годы  трудно переманить профессионалов  из других фирм, даже пообещав  им более высокие заработки. Описание  будущей деятельности фирмы дает  потенциальному сотруднику информацию  о перспективности и стабильности  предлагаемой работы.

7. Бизнес-план для объединения  с другой компанией. Он поможет  увидеть выгодность сделки: положительные  и отрицательные стороны совместной  деятельности.

8. Бизнес-план для реорганизации  дела и оптимизирования операций. По мере того, как небольшие  компании растут, появляется необходимость  создания стратегической (или тактической - в зависимости от ситуации) концепции  развития. Бизнес-план, в разработке  которого принимают участие ваши  партнеры по бизнесу и ключевые  сотрудники, поможет вам выработать  эту концепцию и, что важнее, позволит  вам выработать эту концепцию, позволит вашим партнерам более  четко осознать цели и конкретные  задачи, стоящие на пути реализации  этой концепции.

1.3 Состав бизнес-плана

Состав бизнес-плана и степень его детализации зависят от размеров будущего проекта и сферы, к которой он относиться.

Например, если предполагается наладить производство нового вида какой-либо продукции, то должен быть разработан весьма подробный план, диктуемый сложностью самого продукта и сложностью рынка этого продукта. Если же речь идет только о розничной продаже какого-либо продукта, то бизнес-план может быть более простым.

Таким образом, состав и детализация бизнес-плана зависят от характера создаваемого предприятия - относиться ли оно к сфере услуг или к производственной сфере. Если предприятие производственное, то на состав и детализацию бизнес-плана повлияют вид товара и будет ли этот товар выпускаться для потребителей или для производителей.

Состав бизнес-плана также зависит от размера предполагаемого рынка сбыта, наличия конкурентов и перспектив роста создаваемого предприятия.

Примерный состав бизнес-плана:

1. Вводная часть

o название и адрес фирмы

o учредители

o суть и цель проекта

o стоимость проекта

o потребность в финансах

o ссылка на секретность

2. Анализ положения дел  в отрасли

o текущая ситуация и тенденции  развития отрасли

o направление и задачи деятельности  проекта

3. Существо предлагаемого  проекта

o продукция (услуги или работы)

o технология

o лицензии

o патентные права

4. Анализ рынка

o потенциальные потребители продукции

o потенциальные конкуренты

Информация о работе Сущность и необходимость бизнес-планирования