Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2012 в 19:39, курсовая работа
В настоящее время лизинг становится гибким и многообещающим экономическим рычагом, способным привлечь инвестиции, способствовать подъему отечественного производства, привлечь капитал в жизненно важные отрасли экономики страны, обеспечить реальную поддержку малому бизнесу, обеспечить долгосрочный и надежный доход для коммерческих банков и т. п. Налицо огромный потенциал лизинга в Казахстане.
Лизинг не является дешевой заменой кредита. Существуют определенные преимущества финансирования оборудования основных средств, но навыки кредитования и оценка финансовых потоков оказываются настолько же критичными, как при необеспеченном кредите. Другими словами, пропадает самый привлекательный момент для лизингополучателей (в частности для малого бизнеса), заключающийся в том, чтобы начать дело без достаточных средств, но с высокоэффективным проектом, так как и при лизинге банки требуют предоставления залога (объект лизинговой сделки может представлять ценность для проекта, но не обладать ликвидностью в той мере, чтобы покрыть издержки банка).
Введение
1 Сущность и основные формы лизинга………………………………………..5
1.1 Понятие, формы и основные виды лизинга…………………………………5
1.2 Преимущества и недостатки лизингового бизнеса…………………………7
2 Анализ развития лизингового бизнеса в Республике Казахстан…………….
2.1 Анализ развития лизинговых отношений в Республике Казахстан……….
2.2 Технологии лизинговых операций…………………………………………..
2.3 Методы участия банковского капитала в лизинговом бизнесе…………….
3 Пути развития лизинговых отношений ………………………………………..
Заключение
В данном примере лизинг гораздо выгоднее, чем ссуда:
73947 - 60677 = 13270.
Расчет, а, следовательно, и принятое решение зависят в значительной мере от того, какой процент дисконтирования выберет финансовый директор. Вообще финансовые директора стараются увязать процент дисконтирования с уровнем риском и движения наличности. Во всех практических случаях при выборе “лизинг или покупка” риск примерно одинаков. Это объясняется тем, что все движение денежной наличности основано на договорах. Например, плата за техническое обслуживание осуществляется на основе договора с производителем, плата по ссуде - на основе договора с банком. Процентный и амортизационный налоговые щиты существуют, пока имеется прибыль для “защиты”. Платежи по лизингу базируются на основе договора с арендодателем. Поскольку все эти потоки наличности основаны на договорах, то разумно рассматривать их настолько рискованными, насколько банк учитывает риск неплатежа по корпорациям. Единственный поток наличности, который может отличаться по риску, - это ликвидационная стоимость. Та же посленалоговая процентная ставка была использована потому, что финансовый директор рассматривал остаточную стоимость (при выборе покупки) по лизингу как оценку ликвидационной стоимости. Длительное время при решении задачи “лизинг или покупка” использовался другой процент дисконтирования, например норма издержек на используемый капитал (норма, которая обычно применяется для оценки планируемых капиталовложений) при дисконтировании ликвидационной стоимости оборудования. В настоящее время, тем не менее, обычно применяется один и тот же процент дисконтирования для всех денежных потоков.
Чтобы проследить зависимость уровня затрат от выбора процента дисконтирования, рассмотрим график (рис.1).
Рис.1. Сравнение на базе чистой текущей стоимости
Как видим, на промежутке АБ наименьшие затраты будут при покупке оборудования за наличные деньги; на промежутке БВ выгоднее купить оборудование с использованием ссуды, а на промежутке ВГ разумнее прибегнуть к финансированию с помощью лизинга.
Таблица 1. Сравнительный анализ покупки и лизинга
№ |
Год | ||||||
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 | ||
График амортизационных отчислений (базисная стоимость 100000 долл.) | |||||||
1. |
Ежегодная амортизация |
20000 |
32000 |
19000 |
15000 |
14000 | |
2. |
Остаточная стои-мость по балансу |
80000 |
48000 |
29000 |
14000 |
00000 | |
График платежей по ссуде | |||||||
3. |
Платеж по ссуде |
25357 |
25357 |
25357 |
25357 |
25357 | |
4. |
Неуплаченная часть |
85000 |
72393 |
57895 |
41222 |
22049 |
00000 |
5. |
Основной платеж |
12067 |
14498 |
16673 |
19173 |
22049 | |
6. |
Процент |
12750 |
10859 |
8684 |
6183 |
3307 | |
Посленалоговая стоимость покупки | |||||||
а). Движение средств | |||||||
7. |
Посленалоговая стоимость тех- обслуживания |
3000 |
3000 |
3000 |
3000 |
3000 | |
8. |
Амортизационный налоговый щит |
8000 |
12800 |
7600 |
6000 |
5600 | |
9. |
Ликвидационная стоимость |
9000 | |||||
1 |
Всего |
-5000 |
-9800 |
-4600 |
-3000 |
-11600 | |
б). Движение заемных средств | |||||||
1. |
+ Платежи по ссуде |
25357 |
25357 |
25357 |
25357 |
25357 | |
2. |
+ Первый взнос |
15000 |
|||||
3. |
- Процентный налоговый щит |
5100 |
4344 |
3474 |
2473 |
1323 | |
4. |
Всего |
15000 |
20257 |
21013 |
21883 |
22884 |
24034 |
в). Движение чистой наличности |
15000 |
15257 |
11213 |
17283 |
14883 |
12434 | |
г). Коэффициент дисконтирования |
1000 |
0,9174 |
0,8417 |
0,7722 |
0,7084 |
0,6444 | |
д). Чистая текущая стоимость. Общая стоимость покупки |
15000
73947 |
13997 |
9438 |
13346 |
14085 |
8081 | |
Посленалоговая стоимость лизинга | |||||||
а). Движение средств по лизингу | |||||||
5. |
+Посленалоговая стоимость лизинга |
15600 |
15600 |
15600 |
15600 |
15600 | |
6. |
+Возможность покупки в конце контракта |
-------- |
--------- |
-------- |
--------- |
-------- | |
7. |
Всего |
15600 |
15600 |
15600 |
15600 |
15600 | |
б). Коэффициент дисконтирования |
1000 |
0.9174 |
0,8417 |
0,7722 |
0,7084 |
0,6499 | |
в). Чистая текущая стоимость |
14312 |
13130 |
12046 |
11051 |
10138 | ||
г). Общая текущая стоимость лизинга |
60667 |
Примечания к строкам:
1. Ежегодная амортизация - базисная стоимость* коэффициент амортизации. Базисная стоимость - стоимость оборудования в начале сделки.
2. Остаточная стоимость по балансу - стоимость по балансу прошлого периода за вычетом амортизации текущего периода.
3. Платеж по ссуде
- сумма займа, разделенная
4. Неуплаченная часть - остаток по суде за прошлый период за вычетом основного платежа за текущий период.
5. Основной платеж - платеж по ссуде за вычетом процентов.
6. Процент рассчитывается на основе неуплаченной части за прошлый период.
7. Посленалоговая стоимость техобслуживания - годовая стоимость за вычетом налога.
8. Амортизационный налоговый
щит - ежегодная амортизация,
9. Ликвидационная стоимость - сумма, которая будет получена после уплаты налогов и продажи оборудования. Когда ликвидационная стоимость превышает стоимость по балансу, налог платят исходя из размера.
10. Всего - движения средств исходя из владения имуществом.
11. Платеж по ссуде.
12. Первый взнос - разница между стоимостью оборудования и суммой, которую ссужает банк.
13. Процентный налоговый щит - сумма процентов, умноженная на ставку налога. Это сумма - “спасенная” с помощью налоговой льготы.
14. Всего - движение средств, относящихся к займу.
15. Движение чистой наличности - годовое движение наличности (расходы, вытекающие из ссуды с целью покупки).
16. Коэффициент дисконтирования по посленалоговой стоимости ссуды.
17. Чистая текущая стоимость
- годовое увеличение чистой нали
18. Общая текущая стоимость покупки - сумма цифр.
19. Посленалоговая стоимость лизинга - годовой лизинговый платеж за вычетом суммы налога.
20. Возможность покупки
в конце контракта, если
21. Всего - годовое движение наличности, относящееся к лизингу (расходы).
22. Коэффициент дисконтирования.
23. Чистая текущая стоимость лизинга - сумма цифр.
24. Общая текущая стоимость лизинга - сумма цифр.
В настоящее время лизинг и лизинговые отношения в Республике Казахстан являются наиболее развитыми, если сравнивать с другими странами региона Центральной Азии. Однако нет предела совершенству, и можно совершенствовать и улучшать и эту сферу. Дальнейшее развитие лизинговых отношений должно идти следующими путями:
1. Дальнейшее развитие финансовой основы лизинговых отношений:
-расширение Перечня оборудования, импорт которого освобождается от НДС при импорте и дальнейшей передаче в лизинг;
-пересмотр пруденциального норматива К3 для банков при кредитовании лизинговых компаний;
-снятие ограничений по применению налоговых льгот в отношении сделок сублизинга;
-внесение изменений в «Правила государственной регистрации транспортных средств и прицепов к ним в Республике Казахстан», утвержденных приказом Министерства внутренних дел Республики Казахстан от 12 октября 1998 г. N 343 с учетом появления нового механизма приобретения автотранспорта, как финансовый лизинг;
-предоставление права ускоренной амортизации для лизингополучателей на весь срок эксплуатации основных средств.
2. Стабилизация денежной единицы государства.
3. Совершенствование
4. Привлечение инвестиций в
5. Развитие страховой
6. Развитие собственной
7. Развитие маркетинговых
-изучение платежеспособного спроса сельхозформирований на технику и навесное оборудование к ней;
-проведение рабочих совещаний
при непосредственном участии
акимов районов и
-доведение информации до сельчан о предложениях и возможностях компании;
-предоставление полной информации участникам совещаний о пакете документов, необходимых для подачи заявки на приобретение в лизинг сельскохозяйственной техники.
8. Создание и финансирование машинно-технологических станций (сервис-центров), с выделением на эти цели средств из республиканского бюджета.
9. Обеспечение доступности
10. Обновление машинно-
11. Развитие финансового лизинга
технологического и
12. Развитие конкурентной борьбы на рынке лизинговых услуг.
13. Развитие лизинга пассажирского и легкового автотранспорта, технологического оборудования для нефтяной, горнодобывающей и отраслей.
14. Повышение качества лизинговых услуг.
15. Снижение процентных ставок вознаграждения по лизингу.
16. Развитие сотрудничества с Агентством США по международному развитию (ЮСАИД) и Международной финансовой корпорацией (МФК) в области лизинга.
17. Развитие сублизинга, особенно
для мелких крестьянских
18. Привлечение инвестиций в
страну через развитие
19. Привлечение инвестиций самими лизинговыми компаниями.
20. Внедрение механизма
В зависимости от техники лизинговые операции совершаются по разным схемам (рис. 2 - 6).
1 - заявка на оборудование;
2 - плата за оборудование; 4 - арендные платежи
Рис. 2.
Поскольку лизинговой компании часто не хватает собственных средств для осуществления лизинговых операций, то она может привлекать ссуды. Такая операция получила название лизинга с дополнительным привлечением средств (рис. 3). Подсчитано, что свыше 85% всех сделок по лизингу являются лизингом с привлечением средств. Арендодатель берет долгосрочную ссуду у одного или нескольких кредиторов на сумму до 80% стоимости сдаваемых в аренду активов (без права регресса на арендатора), причем арендные платежи и оборудование служат обеспечением ссуды.
Рис. 3
Часто лизинг осуществляется не напрямую, а через посредника (рис.4):
Рис.4.
Основной арендодатель получает преимущественное право на получение арендных платежей. В договоре обычно обуславливается, что в случае банкротства третьего звена арендная плата поступает основному арендодателю. Подобные сделки получили название “сублизинг”.
Следует назвать и такой вид лизинга, как обратный лизинг (lease-back). Предположим, что у предприятия есть оборудование, но не хватает средств для производственной деятельности. Тогда предприятие продает это оборудование лизинговой компании, а последняя в свою очередь сдает его в лизинг этому же предприятию. У предприятия происходит временное высвобождение денежных средств (рис.5).
Рис. 5.
К такой сделке можно прибегать и тогда, когда у предприятия довольно низкий уровень доходов, и, следовательно, оно не может полностью воспользоваться льготами по ускоренной амортизации и налогообложению прибыли. Оно совершает сделку, а лизинговая компания получает налоговые льготы. В ответ она снижает ставку арендной платы.
В последнее время получила распространение практика заключения соглашения между производителями продукции и лизинговыми компаниями. В соответствии с этими соглашениями производитель от лица лизинговой компании предлагает клиентам финансирование своей продукции с помощью лизинга. Таким образом, лизинговая компания использует торговую сеть поставщика, а поставщик расширяет границы сбыта своей продукции. Эти сделки, получившие название “помощь в продаже” (sales-aid), применяются обычно для оборудования с низкой стоимостью - от 5 до 20 тыс. долл.
При постоянном и тесном сотрудничестве предприятий с лизинговыми компаниями возможно заключение соглашений по предоставлению лизинговой линии (lease-line). Эти соглашения аналогичны банковским кредитным линиям и позволяют арендатору брать дополнительное оборудование в лизинг без заключения каждый раз нового контракта.
Создаваемые отечественные лизинговые фирмы, особенно на первых порах, в значительной мере в своей деятельности зависят от внешнего источника привлечения ресурсов в виде банковского кредита. Это обстоятельство в полной мере подтверждается зарубежным опытом. Так, за рубежом для осуществления своих операций лизинговые компании преимущественно используют заемные средства; за их счет формируется до 75% всех их ресурсов. Кредитные взаимоотношения коммерческих банков и лизингодателей могут строиться по-разному. Банки предоставляют гарантированные кредиты, которые выдаются отдельно по каждой операции после изучения платежеспособности клиента и по срокам обычно совпадают со сроками лизингового договора, и негарантированные кредиты, представляющие собой обычные банковские кредиты компании, как и любому заемщику.